Как оплачивается время в пути до места работы
Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018
Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.
Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.
Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.
Методы учета рабочего времени
В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
- Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.
Рабочее время водителя
Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:
- специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
- время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
- время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
- стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
- простои, которые случились не по вине водителя;
- время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.
То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.
Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:
- время охраны груза — не менее 30 %;
- время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.
Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.
Предрейсовый осмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление ТС | 30 минут | 30 минут |
Погрузка | 30 минут | 30 минут |
Управление ТС | 3 часа | 3 часа |
Охрана груза | 2 часа | 40 минут (30 %) |
Разгрузка | 30 минут | 30 минут |
Управление ТС | 3 часа | 3 часа |
Послерейсовый осмотр | 15 минут | 15 минут |
ИТОГО | 10 часов | 8 часов 40 минут |
Периоды труда и отдыха
Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.
Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:
— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);
— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);
- на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
- на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
- на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).
Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.
Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.
При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.
Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.
Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.
Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.
Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.
Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:
- Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
- Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
- Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.
Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.
Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.
Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.
19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.
График работы водителей и другие документы
Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.
Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.
Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале
Узнать больше
Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.
Тахографы
Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:
— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;
— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).
Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографа | От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц |
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха | От 1 000 до 3 000 рублей |
Источник: https://kontur.ru/articles/5169
Считается ли время в пути рабочим временем — Юридические советы
Например, водителям положены такие перерывы через 1–2 часа после начала смены (до 20 мин.) и спустя 2 часа после обеденного перерыва. В отношении любых других категорий работников вопрос о предоставлении им таких перерывов решается в правилах внутреннего распорядка.
Согласно статье 258 Трудового кодекса РФ в рабочее время включаются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей), предоставляемые работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.
Перерывы для кормления детей включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
К этим периодам относятся, например, перерывы для кормления ребенка, предоставляемые в течение рабочего времени; перерывы для приема пищи на рабочем месте (нельзя путать эти промежутки с обычными обеденными перерывами, которые рабочим временем не считаются); междусменный отдых для вахтовых работников и некоторые другие. 3 Определение конкретных периодов, которые относятся к рабочему времени, является важнейшим элементом трудовых отношений, поскольку именно в эти промежутки работник и работодатель выполняют возложенные на них обязанности, за дисциплинарные нарушения в это время сотрудника могут привлечь к ответственности. Остальные периоды считаются личным временем работника, в течение которого указания работодателя на него не распространяются. 4 Нормальная продолжительность обозначенного рабочего времени определена законодательно, она не может превышать сорока часов в неделю.
В пути не отдохнешь
Исключением из этого общего правила является предоставление возможности приема пищи в рабочее время на тех работах, где нельзя предоставить перерыв для отдыха и питания. В таком случае данное время следует оплатить.
Перечень подобных работ, а также места для приема пищи при их проведении установите Правилами трудового распорядка (ч. 3 ст. 108 ТК РФ).
Следовательно, если работникам предоставляется обеденный перерыв, и они могут использовать это время по своему усмотрению (покидать рабочее место), время обеденного перерыва не включается в рабочее время.
Примечание: следует либо предоставлять работникам два часа перерыва, с 12-00 до 14-00, либо внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка и трудовые договоры, установив часовой перерыв. Иначе сотрудники могут потребовать оплаты второго часа перерыва, в течение которого они работают, как сверхурочной работы.
За время в пути до места работы — плати
Продолжительность рабочего времени, как правило, устанавливается путем закрепления недельной нормы рабочего времени. Максимальный предел длительности рабочего времени установлен законодательством, тем самым оно ограничивает продолжительность рабочего времени.
https://www.youtube.com/watch?v=rmyF-XTrHeU
Статья 37 Конституции РФ, закрепляя в пункте 5 право на отдых, указывает, что работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени.
Трудовой кодекс рабочему времени отвел раздел IV, состоящий из двух глав (15 и 16).
Статья 91 Трудового кодекса РФ дает определение рабочего времени.
Входит ли дорога на работу и обратно в рабочее врем?
Внимание
Эта максимальная продолжительность рабочего времени распространяется на абсолютное большинство работников и поэтому в правовом аспекте считается все общей мерой труда.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13 августа 2009 г.
№ 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».
В нем сказано, что норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д.
Считается ли время затраченное на дорогу до объекта рабочим временем?
Значение ограничения законом рабочего времени заключается в том, что: 1) обеспечивает охрану здоровья работника от чрезмерного переутомления и способствует долголетию его профессиональной трудоспособности и жизни; 2) за установленное законом рабочее время общество, производство получают от каждого работника необходимую определенную меру труда; 3) позволяет работнику обучаться без отрыва от производства, повышать свою квалификацию, культурно-технический уровень (развивать личность), что в свою очередь способствует росту производительности труда работника и воспроизводству квалифицированной рабочей силы. Ко времени, в течение которого работник хотя и не выполняет свои трудовые обязанности, но осуществляет иные действия, относятся периоды времени, которые признаются рабочим временем, например, время простоя не по вине работника.
Режим труда и отдыха водителей
Как правило, в рабочее время включаются периоды выполнения основных и подготовительно-заключительных мероприятий (подготовка рабочего места, получение наряда, получение и подготовка материалов, инструментов, ознакомление с технической документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и т. п.
), предусмотренных технологией и организацией труда, и не включается время, которое затрачивается на дорогу от проходной до рабочего места, переодевание и умывание перед началом и после окончания рабочего дня, обеденный перерыв.
В условиях непрерывного производства прием-передача смены является обязанностью сменного персонала, предусмотренной действующими в организациях инструкциями, нормами и правилами.
Какое время считается рабочим
Г Время проезда до работы не является в данном случае рабочим временем. Статья 91 ТК РФ дает четкое определение, что в него входит. Время проезда там не обозначено. Оплачиваемое работодателем время отдыха определено в ТК РФ.
Времени проезда до работы там нет.
Источник: https://lawsymphony.com/schitaetsya-li-vremya-v-puti-rabochim-vremenem/
Считается ли время в пути рабочим временем
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Работник регулярно выезжает в другие районы для выполнения работ непосредственно на производственных объектах, расположенных на значительном расстоянии от места работы (офиса). Время в пути занимает 1-2 суток. Ненормированный рабочий день работнику не установлен. Согласно трудовому договору работнику установлен разъездной характер работы с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — год; односменный режим работы, скользящие выходные дни; при работе на производственных объектах работодателя продолжительность дневной смены — 10 часов, при работе в офисе — продолжительность дневной смены 8 часов. За дни работы на производственных объектах работнику выплачивается заработная плата за фактически отработанное время, а также надбавка за разъездной характер работы. Как должны оплачиваться и табелироваться «дни в пути» при разъездном характере работы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Время нахождения в служебной поездке сотрудника, для которого установлен разъездной характер работ, считается обычным рабочим временем.
В табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок должно отражаться фактически затраченное на такую поездку время.
За дни служебных поездок работнику начисляется заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————*(1) Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Доплата за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени.
*(2) Более подробно об исчислении индивидуальной нормы смотрите материал: Энциклопедия решений. Индивидуальная норма рабочего времени.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
[/attention]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По специфике работы организации часто приходится отправлять работников в однодневные командировки в удаленные обособленные подразделения. Время пути до данных обособленных подразделений занимает 3-4 часа в одну сторону. Таким образом, с учетом времени нахождения в пути работники находятся на работе по 15-16 часов, а в организации установлен 8-часовой рабочий день. Как правильно должны оплачивать труд указанных работников?
Следует ли относить время нахождения в пути к рабочему времени и, соответственно, оплачивать часы как сверхурочную работу, работу в вечернее (ночное) время?
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
[/attention]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Источник: https://cinemafoodfest.ru/schitaetsya-li-vremya-v-puti-rabochim-vremenem/
Почему работодатель должен оплачивать сотрудникам дорогу на работу | Rusbase
Ехать на работу — необходимое зло. Для кого-то это быстрая поездка на общественном транспорте, велосипеде или автомобиле. Но для многих это долгое и утомительное путешествие с пересадками и зачастую в не самых приятных условиях. Иногда дорога на работу может занимать несколько часов — и, что самое худшее, это время никак не оплачивается.
Автор статей о продуктивности Эй Джей Джонс назвал причины, по которым компании обязаны компенсировать своим работникам ежедневные поездки на работу.
Почему работодатель должен оплачивать сотрудникам дорогу на работу Вероника Елкина
Миллионы людей каждый день ездят на работу. Статистика просто поразительная.
- В Японии 8 миллионов работников каждый день проезжают через Токио по дороге на работу.
- В США 3,6 миллиона работников тратят на дорогу в офисе более 90 минут (и это только в один конец). Получается что за год они проводят в пути целый месяц.
- В Великобритании люди, которые ездят на работу в Лондон, тратят в среднем $397 в месяц и ежедневно 2,5 часа на дорогу.
- В Пекине сотни тысяч работников тратят до шести часов в день, чтобы съездить на работу и обратно, потому что им приходится жить за городом из-за высоких цен на жилье.
Люди тратят огромное количество времени и денег, чтобы добраться до офиса, из-за чего снижается их удовлетворенность жизнью, ухудшается психическое и физическое здоровье и даже возникают разводы.
София тратит на дорогу в офис и обратно по четыре часа в день. Она работает в Лондоне, но живет с парнем за пределами города. Жизнь в Лондоне для них слишком дорогая, а в нынешнем месте проживания ее навыки не востребованы.
София встает в 6:20, а в 7 уже стоит на станции и ждет поезд в Лондон, чтобы добраться на работу к 9 часам. Затем в 17:07 она уходит из офиса и возвращается домой к 19:30. Она должна выходить с работы в точное время, иначе может пропустить обратный поезд — в таком случае ее путь домой увеличится еще на один час.
Когда София возвращается домой, у нее остается время только чтобы лечь спать. Нормальной жизнью такое сложно назвать.
В среднем на поездки она тратит $625 в месяц, то есть 12% своей зарплаты. В компании Софии предусмотрена оплата дороги на работу — но только для тех, кто живет в Лондоне.
Почему работодатели вообще не оплачивают дорогу своим сотрудникам? Все дело в том, что время, потраченное на то, чтобы добраться до офиса, не считается рабочим.
Компании думают, что работники должны сами учитывать время и расстояние до офиса при трудоустройстве. При этом они могли бы поручать сотрудникам выполнять какие-нибудь задания в пути.
Но в итоге время на дорогу нельзя назвать свободным, а оно не оплачивается.
Unsplash
Для работодателей все упирается в вопрос о деньгах
В 2014 вклад в экономики Великобритании от 225 крупнейших компаний Лондона составил $58,5 миллиарда. В каждой из этих организаций работало более 250 человек — если бы компании оплачивали всем им дорогу на работу, то это обошлось бы им в 3% своего ежегодного вклада в экономику.
Со стороны может показаться, что 3% это довольно много. Но разве благосостояние сотрудников не дороже? В конце концов, от него зависит рост и работа компании.
Американские организации ежегодно тратят в среднем по $693 на сотрудника в рамках льготных программ для работников. В них обычно входят бесплатные походы в спортзал и проверка здоровья. Однако никто из компаний не задумывался компенсировать дорогу на работу.
Unsplash
Сотрудники оценят такую компенсацию
Дорога на работу имеет символическое значение — она демонстрирует преданность сотрудника организации. Но если его отбросить окажется, что на самом деле работнику приходится идти на жертву, чтобы выполнять условия своего трудоустройства.
Если компания действительно ценит своих сотрудников, заботится об их благосостоянии и хочет привлекать самых талантливых людей, она должна компенсировать им дорогу на работу и обратно.
Необязательно менять трудовое законодательство (это будет довольно сложно). Нужно просто сделать такую компенсацию нормой. При этом полное возмещение расходов на дорогу не должно обязывать сотрудников работать в пути и не сказываться на размере зарплаты. Таким изящным жестом вы покажете своим работникам, что хотите видеть их на работе и заботитесь о них.
Источник.
Материалы по теме:
Дорога на работу вызывает больше стресса, чем сам рабочий день – 3 тренда городской мобильностиКто из российских топ-менеджеров ездит на работу на метро
Жизнь «на пике технологий», дорога через болото: рассказ маркетолога, который переехал в Сколково
Экономика офиса, или почему мы все еще ездим на работу
Источник: https://rb.ru/story/pay-for-commute/
Как компенсировать транспортные расходы сотрудникам
Случаи, когда работодатель обязан оплатить проезд работников, установлены Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 168 ТК РФ, работодатель возмещает сотрудникам расходы на дорогу при направлении в командировку. А в соответствии со ст. 168.
1 ТК РФ, возмещаются транспортные расходы, связанные со служебными поездками, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Причем сотрудникам, которые по служебной надобности вынуждены перемещаться в пределах населенного пункта, также положена компенсация за проезд в общественном транспорте.
Особенно внимательно нужно относиться к проезду на такси. Такие транспортные расходы в командировке подлежат компенсации, только если их необходимость удастся обосновать. Например, сотруднику пришлось добираться из аэропорта до гостиницы в позднее время. Или добраться до пункта назначения иным общественным транспортом было невозможно.
При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность в силу ст. 169 ТК РФ сотруднику положена компенсация за проезд к месту работы и новому месту жительства не только его самого, но и членов его семьи. А на основании ст.
325 ТК РФ некоторые наши сограждане могут даже бесплатно съездить в отпуск.
Такая компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации положена один раз в два года лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и ежегодно — сотрудникам федеральных государственных органов и учреждений.
Чтобы получить такую компенсацию, сотруднику необходимо обратиться с заявлением к работодателю. В заявлении необходимо отразить сроки отпуска, сумму расходов к месту отпуска и обратно, приложить подтверждающие транспортные расходы документы (билеты).
Иные случаи, когда за дорогу платит работодатель
Вопрос доставки работников на работу и обратно трудовым законодательством не урегулирован, но многие работодатели оплачивают дорогу сотрудникам по собственной инициативе. А если такой пункт предусмотреть в трудовом или коллективном договоре, тогда, на основании п. 26 ст.
270 Налогового кодекса РФ, организация будет вправе не учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Работодатель чаще всего осуществляет доставку персонала собственным или арендованным транспортом, когда возможность доставки общественным транспортом отсутствует или затруднена из-за удаленности производства или особенностей режима работы.
Но иногда сотрудникам просто выплачивается денежная компенсация проезда к месту работы и обратно общественным транспортом.
Компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях
Если сотрудник использует для поездок по заданию предприятия личный автомобиль, то работодатель обязан ему компенсировать расходы на топливо и амортизацию авто. Для этого может быть предусмотрена выплата компенсации в трудовом договоре. Но следует помнить, что компенсацию включить в расходы при расчете налога на прибыль можно только в пределах норм:
- 1200 руб. в месяц — при двигателе 2000 см³ и меньше;
- 1500 руб. — при двигателе объемом более 2000 см³.
Размеры выплачиваемых компенсаций можно предусмотреть приказом руководителя.
Образец приказа о размере компенсаций за использование личных транспортных средств
Другим вариантом является заключение договора аренды транспортного средства. Этот способ позволит отразить в налоговом учете всю сумму расходов сотрудника на транспортное средство. Чтобы компенсация была правомерна, сотрудник должен подтвердить, что является владельцем автомобиля.
Поездки от дома до места работы на личном автомобиле компенсации не подлежат.
Порядок выплаты и размер компенсации
Чтобы расходы были возмещены, их необходимо подтвердить. Таким подтверждением понесенных работником расходов являются проездные документы, к которым прикладывается соответствующее заявление на компенсацию проезда.
Некоторые компании не считают нужным собирать эти документы и ежемесячно компенсируют сотрудникам с разъездным характером работы некую фиксированную сумму.
Но в этом случае велика вероятность того, что контролирующие органы посчитают такие выплаты не возмещением расходов, а надбавкой к зарплате за особые условия труда, и обложат их соответствующими налогами и взносами.При оплате работодателем дороги к месту отдыха такая оплата производится по наименьшей стоимости дороги кратчайшим путем. В соответствии с ч. 4 ст. 325 ТК РФ, человек может подать заявление на компенсацию за проезд до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости билета. А окончательный расчет производится по возвращении на основании предоставленных проездных документов.
Образец заявления на компенсацию транспортных расходов к месту отдыха
Для компенсации транспортных расходов необходимо предоставление подтверждающих документов: ж/д и авиабилетов, квитанций такси, актов выполненных работ транспортной организации. При выплате компенсации за использование личного транспорта должно быть заключено соглашение о ее назначении либо предоставлен договор аренды. Если подтверждающих документов нет, то:
- Организация не сможет включить транспортные расходы в затраты при расчете налога на прибыль, ведь они должны быть не только обоснованны, но и документально подтверждены.
- Если все же организация выплатит компенсацию, то контролирующие органы посчитают ее частью заработной платы и обяжут работника уплатить НДФЛ, а организацию — страховые взносы.
Учет возмещения транспортных расходов
Обоснованные и документально подтвержденные расходы на проезд сотрудников включаются в затраты предприятия и в бухгалтерском, и в налоговом учетах. В бухгалтерском учете они отражаются по дебету затратных счетов (26, 25, 44). В налоговом учете — включаются в расходы на основании:
- пп. 11 п. 1 ст. 264 — компенсация за использование личного транспорта в пределах норм;
- пп. 12 п. 1 ст. 264 — командировочные расходы.
Источник: https://clubtk.ru/kompensatsiya-transportnykh-raskhodov-sotrudnikam-v-2018-godu
Как оплачивается время в пути до места работы
Эта максимальная продолжительность рабочего времени распространяется на абсолютное большинство работников и поэтому в правовом аспекте считается все общей мерой труда.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13 августа 2009 г.
№ 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».
В нем сказано, что норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д.
В рабочее время включаются и другие периоды в пределах нормы рабочего времени, когда работа фактически не выполнялась. Например, оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня (смены), простой не по вине работника.
Продолжительность рабочего времени, как правило, устанавливается путем закрепления недельной нормы рабочего времени.
Максимальный предел длительности рабочего времени установлен законодательством, тем самым оно ограничивает продолжительность рабочего времени. Статья 37 Конституции РФ, закрепляя в пункте 5 право на отдых, указывает, что работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени.
Трудовой кодекс рабочему времени отвел раздел IV, состоящий из двух глав (15 и 16).
Статья 91 Трудового кодекса РФ дает определение рабочего времени.
Как оплачивается время в пути до места работы образец
Если да, то почему он этого не делает.
2) Налагались ли на А.С. Соколова дисциплинарные взыскания за опоздания к 7.15 на автовокзал, если при этом он прибыл к 8 часам на работу. Что делает А.С. Соколов в служебном автобусе, платит ли он за проезд? Чем и как его обязали являться автовокзал?
3) Как А.С.Соколов добирается до автовокзала?
3) А.С.
Соколов прямо на автобусе подъезжает непосредственно к рабочему месту? Не переодевается, вещи свои в тумбочку не кладет, а прямо в 7.45-7.50 начинает готовиться к выполнению заданий? Что Вы подразумеваете при этом под подготовкой к заданиям (снять пальто, попить чаю и покурить работник должен до 8.00, это в рабочее не делают и подготовкой к выполнению обязанностей это не считается).
4) У Вас заблуждение относительно того, что такое работа вахтовым методом.
Ст.
Как оплачивается время в пути до места работы по месту требования
Внимание Ответ:Как установить перерыв для отдыха и питания
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Обеденный перерыв сотрудникам установите в трудовых договорах или определите локальным актом (например, Правилами трудового распорядка). Продолжительность обеденного перерыва не может быть менее 30 минут и более двух часов. Такие правила установлены частями 1, 2 статьи 108 Трудового кодекса РФ.
Поскольку время обеденного перерыва не входит в рабочее время, оно и не подлежит оплате (ст.
91, ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Исключением из этого общего правила является предоставление возможности приема пищи в рабочее время на тех работах, где нельзя предоставить перерыв для отдыха и питания. В таком случае данное время следует оплатить.
Г Время проезда до работы не является в данном случае рабочим временем.
Статья 91 ТК РФ дает четкое определение, что в него входит. Время
проезда там не обозначено. Оплачиваемое работодателем время отдыха
определено в ТК РФ. Времени проезда до работы там нет.
Мнение эксперта:
Статья 91 Трудового кодекса РФ, определяя рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, включает в это понятие и иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к рабочему времени.
Такими периодами законодательство считает простой (ч.
3 ст. 72.2 ТК РФ), определенные перерывы (ч. 3 ст. 108, ст. ст.
Направлена директива на защиту работников от эксплуатации работодателями. По ней ни один служащий Европы не должен работать более 48 часов в неделю.
Как рассказал «РГ» юрист Центра социально-трудовых прав Юрий Стародумов, для России эта проблема неактуальна и, соответственно, это постановление никакой «волны» в изменении законодательства или его трактовке не вызовет. Как не повлечет и изменений в подходах к оплате труда.
«В Трудовом кодексе дано определение рабочего времени.
И в нем говорится, что если работник выезжает куда-то по поручению работодателя или в его обязанности входит прибывать куда-либо по вызову, то время, которое он тратит на дорогу, считается рабочим», — говорит эксперт. Причем касается это в равной степени как тех, кто работает в офисе и разъезжает по делам из него, так и людей, работающих дистанционно, добавил юрист.
ТК РФ условие, определяющее разъездной и т. п. характер работы, является обязательным условием трудового договора с работником.
Его можно отыскать в некоторых ведомственных нормативных актах, например в п. 2 все еще действующего Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.
1989 N 169/10-87: «Разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно».Также согласно Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011 — 2013 годы (п.
Неравноправие в оплате «за время в пути от пункта сбора к месту работы и обратно во внерабочее время» нанесло А.С. Соколову материальный ущерб 180 387,04 рубля с учётом инфляции и упущенной выгоды (приобретение акций, недвижимости и т.п.).Это я не осилила. При чем здесь упущенная выгода, за какой срок такие громадные деньги, какие акции и недвижимость? Как это связано с автобусом?
Кроме этого, испытывая дискриминацию в оплате «за время в пути …», принуждение тратить своё свободное (нерабочее) время для увеличения прибыли работодателя, что уменьшает свободное время на 30% — А.С.
Работник регулярно выезжает в другие районы для выполнения работ непосредственно на производственных объектах, расположенных на значительном расстоянии от места работы (офиса). Время в пути занимает 1-2 суток. Ненормированный рабочий день работнику не установлен.
Согласно трудовому договору работнику установлен разъездной характер работы с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — год; односменный режим работы, скользящие выходные дни; при работе на производственных объектах работодателя продолжительность дневной смены — 10 часов, при работе в офисе — продолжительность дневной смены 8 часов.
Источник: https://59agmr.top/kak-oplachivaetsya-vremya-v-puti-do-mesta-raboty