+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Наивысшей юридической силой среди подзаконных актов обладаю

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Наивысшей юридической силой среди подзаконных актов обладаю

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Иерархия законов по юридической силе

Иерархия подзаконных актов

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

Соотношение общих и специальных норм права

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Читать онлайн Подготовка к Единому государственному экзамену по обществознанию: тесты страница 25. Большая и бесплатная библиотека

Наивысшей юридической силой среди подзаконных актов обладаю

16. Признаком права является гарантированность норм:

1) правительством; 3) государством;

2) судом; 4) парламентом.

8.2. Система права: основные отрасли, институты, отношения

1. Одним из элементов системы права является:

1) ветвь власти;

2) юридическая ответственность;

3) источник права;

4) отрасль права.

2. Конституционное право:

1) рассматривает общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления;

2) регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе социальной жизни на основе норм морали;

3) устанавливает принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления;

4) разрешает вопросы трудовых правоотношений, возникающие в сфере наёмного труда.

3. Юридической нормой является право на:

1) сострадание;

2) образование;

3) сочувствие;

4) внимание.

4. Систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, – это:

1) система права;

2) отрасль права;

3) институт права;

4) источник права.

5. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения называется:

1) нормой морали;

2) обычаем;

3) правовой нормой;

4) партийной нормой.

6. Элементом системы права является (-ются):

1) принцип права;

2) источник права;

3) правоотношения;

4) институт права.

7. Какую правовую семью называют семьей прецедентного права:

1) романо-германскую;

2) англосаксонскую;

3) иудейскую;

4) мусульманскую.

8. Высшую силу в иерархии правовых норм имеют нормы:

1) гражданского права;

2) административного права;

3) конституционного права;

4) уголовного права.

9. В систему российского права как институт входит:

1) публичное право;

2) частное право;

3) избирательное право;

4) уголовное право.

10. Правовая норма – это:

1) правило, обеспечивающее экономическое регулирование гражданско-правовых отношений;

2) правило, предписывающее лицам совершать определенные положительные действия;

3) общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей;

4) критерий оценки дел и поступков людей.

11. Какой правовой институт не входит в систему гражданского права:

1) наследственное право;

2) интеллектуальная собственность;

3) гражданство;

4) право собственности.

12. К новым отраслям права не относится право:

1) экологическое;

2) предпринимательское;

3) уголовное;

4) торговое.

13. К подотраслям права не относится:

1) бюджетное право;

2) авторское право;

3) налоговое право;

4) семейное право.

8.3. Источники права

1. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к:

1) видам юридической ответственности;

2) видам правоотношений;

3) источникам права;

4) принципам права.

2. Из перечисленного ниже источником права является (-ются):

1) результаты социологического опроса;

2) решение общего собрания жильцов дома;

3) федеральный закон;

4) резолюция съезда общественных организаций.

3. Источником права в РФ является:

1) правовой обычай;

2) судебный прецедент;

3) административный прецедент;

4) нормативно-правовой акт.

4. Элементы правовой нормы содержатся всегда в одном законе:

1) да;

2) нет.

5. На первом месте среди нормативно-правовых актов стоит закон:

1) да;

2) нет.

6. В системе источников современного российского права приоритет имеют:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ;

3) правовые прецеденты;

4) законы РФ.

8.4. Правовые акты

1. Кодексом называется:

1) правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции;

2) основной закон государства, в котором закреплены важнейшие вопросы общественного и государственного строя;

3) единый закон, в котором объединены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений;

4) принятый государством официальный документ об обязательных для всех правилах поведения.

2. Нормативным правовым актом является:

1) отчет об аудиторской проверке фирмы;

2) кассационная жалоба в вышестоящий суд;

3) закон о политических партиях;

4) телеграмма главе государства в честь юбилея.

3. Какая характеристика правового акта является верной:

1) правовые акты обладают обратной силой;

2) правовые акты не являются общеобязательными для исполнения;

3) правовые акты могут быть закреплены как в устной, так и в письменной форме;

4) действие правовых актов обеспечивается силой государственного принуждения.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Правовые акты являются формой существования норм права.

Б. Правовые акты – это документы компетентных государственных органов, устанавливающие, изменяющие или прекращающие нормы права.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

5. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов не относится к подзаконным:

1) конституция;

2) указ президента;

3) постановления правительства;

4) приказ министра.

6. Среди подзаконных нормативных актов Российской Федерации высшей юридической силой обладают:

1) постановления Правительства;

2) указы Президента РФ;

3) приказы федеральных министерств;

4) инструкции федеральных агентств.

8.5. Законотворческий процесс

1. Какое из указанных действий является стадией правотворческого процесса:

1) законодательная инициатива;

2) установление фактических обстоятельств дела;

3) выбор правовой нормы;

4) вынесение судебного решения.

2. Какой из нижеперечисленных источников права является результатом санкционированного нормотворчества:

1) нормативный правовой акт;

2) правовой обычай;

3) нормативный договор;

4) судебный прецедент.

3. Некоторые органы государства издают, изменяют или отменяют правовые акты, устанавливая при этом общеобязательные правила поведения. Такая форма деятельности называется:

1) правоохранительная деятельность;

2) правотворческая деятельность;

3) правоисполнительная деятельность;

4) правозащитная деятельность.

4. Правотворчество – это деятельность:

1) по подготовке правовых актов;

2) по изменению правовых актов;

3) по совершенствованию правовых актов;

4) все выше перечисленное.

8.6. Правоотношения

1. Верны ли следующие суждения об уголовных правоотношениях?

А. Сторонами уголовного правоотношения являются потерпевший и адвокат.

Б. Сторонами уголовного правоотношения являются преступник и государственный орган (или должностное лицо), применяющий нормы уголовного права.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

2. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление юридических последствий, называются:

1) юридическими поступками;

2) событием;

3) действием;

4) юридическими фактами.

3. Действия, прямо не направленные на правовые последствия, но порождающие их в силу объективного результата, называются:

1) событием;

2) действием;

3) преступлением;

4) проступком.

4. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права:

1) событием;

2) юридическим составом;

3) правоотношением;

4) юридическим актом.

5. Гражданская правоспособность физического лица возникает с:

1) рождения; 3) 16 лет;

2) 14 лет; 4) 18 лет.

6. Полная дееспособность по общему правилу наступает с:

1) рождения; 3) 16 лет;

2) 14 лет; 4) 18 лет.

7. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:

1) эмансипация;

2) эксплуатация;

3) экстрадиция;

4) эксгумация.

8. Жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий:

1) юридические факты;

2) события;

3) юридические поступки;

4) действия.

9. Правоотношения всегда постоянны:

1) да;

2) нет.

10. События – это явления, зависящие от воли людей:

1) да;

2) нет.

Источник: https://dom-knig.com/read_230151-25

Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?

Наивысшей юридической силой среди подзаконных актов обладаю

Правила, которые устанавливает государство, многолики. Арсенал власти не ограничивается только законами и судебными решениями.

Чтобы механизм регулирования отношений работал слаженно, нужна иерархия — один акт должен подчиняться другому. Граждане, которые не имеют юридической подготовки, слабо представляют себе структуру правовых актов в России.

Юридическая консультация — надежный способ выявить место конкретного правового акта в общей системе.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 29 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое правовой акт?

Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:

  • официальностью;
  • юридической силой;
  • направленностью на конкретных субъектов.

Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.

Есть следующие типы актов:

  • нормативные (НПА);
  • подзаконные;
  • индивидуальные.

НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.

Правовые акты: кто сильнее?

Чтобы понять, какой правовой акт обладает высшей юридической силой, необходимо детальнее разобраться с разновидностями издаваемых документов. Юридическая сила документации в России подчинена строгой иерархии.

Начнем с индивидуальных правовых актов, ключевым признаком которых является однократное властное решение. Такой документ называется индивидуальным, так как он направлен на конкретного субъекта.

Действие акта прекращается после окончания регулируемых отношений. Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта.

Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

Следующий тип — подзаконные акты, которые регулируют определенную область общественных отношений. Примеры:

  • указы Президента РФ;
  • приказы министерств;
  • постановления Правительства РФ.

Их смысл — урегулировать конкретные вопросы и установить порядок в узкой области человеческих отношений. Подзаконные акты принимаются только компетентными государственными органами и местным самоуправлением.

НПА в системе иерархии занимают центральное место. Именно они играют ключевую роль в определении высшей юридической силы конкретного документа.

Нормативный правовой акт издается в виде федеральных законов (ФЗ). Смысл законов — установить фундаментальные правила общественных отношений.

В отличие от индивидуальных решений, нормативные не направлены на отдельных субъектов. Они воздействуют на неопределенный круг лиц.

Но федеральные законы бывают разными. В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России.

Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Классические нормативные акты в виде законов не могут менять содержание Конституции РФ — им не хватит юридической силы.

Единственная разновидность правовых актов, которая может добавлять и менять содержание Конституции РФ — это федеральные конституционные законы (ФКЗ).

Теперь, когда известны особенности каждого типа актов, можно составить конкретную систему и определить юридическую силу. В России действует следующая иерархия:
  1. Конституция РФ.
  2. ФКЗ.
  3. ФЗ.
  4. Подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  5. Решения.

Среди всех правовых актов наивысшей силой обладает Конституция РФ. Ей подчинены все остальные документы. Сам Основной закон вне конкуренции. После Конституции РФ идут законы.

Различные постановления и приказы называются подзаконными не просто так. Такое наименование напрямую указывает на их подчиненность законам.

Чем обширнее охват правового акта, тем большей силой он обладает. Нетрудно проследить, что иерархия начинается с наиболее общих принципов общественных отношений и заканчивается индивидуальными властными решениями, которые затрагивают лишь отдельных субъектов.

На практике однако существуют постоянные споры по поводу юридической силы двух, казалось бы, равнозначных правовых актов.

К примеру, что обладает большей правовой силой — Гражданский Кодекс РФ или Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью? Чтобы разобраться, какой из актов обладает высшей юридической силой по сравнению с другим, стоит обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

Источники:

Виды правовых актов

Конституция РФ

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/kakoi-pravovoi-akt-obladaet-vysshei-yuridicheskoi-siloi/

Законы: понятие, признаки и виды

Наивысшей юридической силой среди подзаконных актов обладаю

Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов.

Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан.

Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/vidy-zakonov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.