Причины отмены процедуры закупки по 223 фз на аст
Может ли заказчик по 223-ФЗ отказаться от закупки или контракта | Контур.Закупки
Иногда в закупках по 223-ФЗ случаются отказы от заключения договора со стороны заказчика. Причина обычно в том, что изменились обстоятельства, и объект стал не нужен. Бывают и иные случаи, когда, казалось бы, логично отказаться от продолжения процедуры. Сегодня рассмотрим, насколько это правомерно.
Что говорит законодательство
В законе о госзакупках четко прописано, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе может быть расторгнут государственный контракт. В отличие от него, 223-ФЗ не содержит специальных норм о расторжении договоров. Поэтому руководствоваться необходимо Гражданским кодексом.
Однако пункт 5 статьи 448 ГК РФ ставит под сомнение саму возможность отказаться от договора с победителем торгов. В этой норме сказано, что в таком случае втораясторона может добиться его заключения через суд.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Итак, в Гражданском кодексе прямо указано, что победитель торгов может обратиться в суд и понудить заказчика к заключению договора. Также он вправе потребовать возмещения понесенного в связи с этим ущерба.Это же подтверждает и практика ФАС. Ярким примером является решение Московского УФАС в отношении Корпорации «Комета», которая отказалась заключать договор с победителем закупки. Антимонопольный орган признал компанию нарушившей часть 1 статьи 3 закона 223-ФЗ. В предписании содержалась обязанность заказчика заключить спорный договор. Поддержали ФАС и суды.
В этом примере заказчику пришлось заключить договор с победителем закупки. Но дело могло на этом не закончиться. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы с целью проверки на сговор между ним и иными участниками закупки.
В то же время из положений нормы не следует, что при проведении закупки в иных формах, помимо торгов (то есть конкурсов и аукционов), у заказчика пропадает обязанность по заключению договора с победителем. На это обращает свое внимание Московское УФАС в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15. Победитель запроса предложений пожаловался в ФАС на заказчика, который отказался заключать с ним договор, и нашел поддержку.
Что делать заказчику
Чтобы снизить вероятность подобного развития событий, заказчику следует корректно прописать в своем Положении о закупке то, в каких случаях и в какие сроки процедура может быть прекращена после открытия заявок. Это снизит риск быть привлеченным к ответственности за нарушение процедуры закупки. Однако от подозрений в коррупции это, конечно же, не убережет.
Далее в извещении и закупочной документации каждой процедуры необходимо указывать, что заказчик имеет право при определенных обстоятельствах отказаться от ее проведения. В том числе и когда победитель уже выбран.
Включение таких положений в документацию увеличит шансы заказчика на победу в случае возникновения спора, однако не гарантирует этого.
Решение, которые принимали органы ФАС
Иногда в подобных ситуациях контролирующие органы принимали неоднозначные решения. В частности, известен случай, когда ФАС встала на сторону поставщиков и едва не заставила заказчика нарушить закон.
Закупалась продукция в рамках гособоронзаказа. В тот период, когда заказчик уже вскрыл заявки, но еще не выбрал победителя, изменилось законодательство. Закупочная документация заказчика была разработана без учета этого изменения.
В связи с этим он принял решение отказаться от закупки и привести свои документы в соответствие с новым требованием закона. Однако в ФАС этого не оценили. Заказчику предписали вернуться к моменту выборы победителя и продолжить закупку.
Ситуацию, можно сказать, спасло то, что в предписании не было четко прописано, что именно нужно сделать заказчику. В частности, не было упомянуто о необходимости дать участникам шанс предоставить новое обеспечение заявок.
В итоге заказчик вернулся к выбору победителя, но все заявки отклонил из-за отсутствия обеспечения. Иначе заказчик попал бы в странное положение. С одной стороны, он должен был выполнить предписание ФАС.
С другой стороны, выполняя его, он нарушил бы закон о гособоронзаказе.
Вот некоторые другие решения контролирующих органов в отношении отказа заказчика по 223-ФЗ продолжать закупку или заключать договор с победителем:
- Отказ правомерен, если сделка является для заказчика крупной, и ее одобрение собственником отсутствует (решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
- Отказ правомерен, если победитель определялся не на торгах, и возможность отказа предусмотрена Положением о закупке заказчика (письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
- Отказ неправомерен, если порядок проведения закупки имеет признаки торгов (решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
- Отказ неправомерен, хотя закупка и была проведена не в форме конкурса или аукциона, а в форме электронного запроса предложений (упомянутое выше решение Московского УФАС № 1-00072/77-15).
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/mozhet-li-zakazchik-po-223-fz-otkazatsya-ot-zakupki-ili-kontrakta/
Закупочные процедуры по 223-ФЗ
Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.
В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.
Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.
Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.
В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:
- государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
- муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.
Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.
Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.
Виды процедур
Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.
Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.
Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:
- аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
- конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
- запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.
Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:
- конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
- закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
- закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.
Порядок проведения конкурентных закупок
Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:
- Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
- Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
- Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
- Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
- Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
- Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
- Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
- Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
- Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
Сроки проведения процедур и размещения документации:
- положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
- извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
- изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
- сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.
Дополнительные этапы
В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:
- переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
- предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://tendr.guru/223fz/zakupochnye-procedur-po-223-fz
Как исполнить предписание фас при закупке по 223-фз — государственные закупки: услуги заказчику и поставщику
Как исполнить предписание, зависит от того, что требует ФАС.
Антимонопольный орган может предписать изменить извещение и документацию, отменить протоколы, аннулировать закупку, не учитывать положения документации при рассмотрении заявок. Действуйте по тексту предписания.
Соблюдайте сроки, которые ФАС указала в предписании, иначе заплатите штраф до 500 000 руб. Читайте подробно, кто, как и в какие сроки обязан исполнить предписание антимонопольного органа.
Кто обязан исполнять предписания ФАС
Предписания ФАС обязаны исполнять заказчик, комиссия по закупкам, оператор электронной площадки, а также организатор торгов, например, при совместной закупке. На действия этих субъектов принимает и рассматривает жалобы ФАС согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Пример: субъекты контроля в предписании ФАС
ФАС рассмотрела жалобу участника закупки и выдала предписание заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки.
Заказчику и аукционной комиссии – отменить протокол закупки.
Заказчику – назначить новую дату аукциона, а также сообщить оператору электронной площадки о том, что необходимо:
Аукцион оператор будет проводить с минимальной цены в торгах, протокол по которым обязан отменить (решение, предписание ФАС от 08.02.2018 № 17/8284/18).
ФАС направит предписание заказчику или другим субъектам контроля, а также опубликует в ЕИС или на сайте антимонопольного органа. Срок – три рабочих дня с даты, когда примет решение по жалобе. Порядок установлен в части 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Как изменить извещение или документацию по предписанию
Чтобы изменить извещение или документацию, войдите в личный кабинет и найдите нужную закупку. Откройте вкладку «Изменения и разъяснения», нажмите «Внести изменения в извещение и документацию».
Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:
Поставьте отметку в зависимости от того, отменяете лоты или нет. Если доступных лотов для отмены нет, система сразу откроет проект изменений извещения.
Измените поля на вкладках извещения согласно предписанию. Заполните поле «Причина внесения изменений» – укажите дату, номер предписания, наименование контрольного органа. Например, напишите так:
В разделе «Документация» прикрепите новую версию документации и проекта договора при необходимости.
Проект изменений отобразится на вкладке «Изменения и разъяснения» в блоке «Проекты изменений извещения». В выпадающем меню нажмите «Разместить».
Если выбрали пункт «Проект изменений с отменой лотов», система откроет форму со списком лотов, которые возможно отменить.Выберите лоты, нажмите «Далее», откроется форма ввода сведений отмены лотов.
Выберите основание для отмены лотов. Для этого поставьте отметку в одном из полей:
- «Различные причины отмены лотов»;
- «Общая причина отмены лотов».
Если основание для отмены лотов общее, укажите его в блоке «Сведения об отмене лотов закупки».
Если для отдельных лотов разные основания – в блоке «Список отменяемых лотов закупки».
В блоке «Документы» прикрепите файлы. Например, решение об отмене лотов закупки. После того как заполните все необходимые сведения и прикрепите документы, нажмите «Разместить».
Как отменить протокол по предписанию
Чтобы отменить протокол, откройте вкладку «Протоколы» и нажмите кнопку «Отменить протокол».
Система откроет вкладку, на которой необходимо ввести сведения об отмене протокола. В основании отмены укажите предписание антимонопольного органа. Прикрепите документы, например решение об отмене протоколов. Нажмите кнопку «Разместить».
Опубликовать сведения можно также из контекстного меню на вкладке «Протоколы».
Как отменить закупку по предписанию
Чтобы отменить закупку по предписанию ФАС, на вкладке «Изменения и разъяснения» формы просмотра сведений о закупке нажмите кнопку «Сформировать отмену закупки».
Заполните форму отмены закупки.
В поле «Основание принятия решения» напишите название контрольного органа, дату и номер предписания.
Нажмите кнопку «Сохранить» или «Разместить», если хотите сразу опубликовать извещение об отмене закупки. Сведения об отмене закупки смотрите на вкладке «Изменения и разъяснения».
В какие сроки исполнить предписание
Срок, в который необходимо исполнить предписание, ФАС напишет в самом предписании. Кроме того, укажет срок, в который нужно предоставить в антимонопольный орган доказательства, что исполнили предписание. Об этом сказано в пункте 3.159 Административного регламента, который ФАС утвердила приказом от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент № 339).
Антимонопольный орган может установить один срок на то, чтобы исполнить предписание и уведомить ФАС:
Отдельного регламента, чтобы рассматривать жалобы на заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ, у ФАС нет.
Поэтому антимонопольный орган применяет Административный регламент № 339, который регулирует порядок возбуждения и рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
На возможность применять данный регламент указал Минфин в письме от 22.12.2017 № 24-02-06/87601. Вывод подтверждает практика ФАС. Например, решение Новгородского УФАС от 30.08.2018 по делу № А-15/18.
Исполнять ли предписание, если подали жалобу в суд
Когда обжалуете предписание ФАС в суде, изменения в извещение и документацию вносить не нужно. Причина – на время обжалования предписание приостановлено. Однако уточните позицию суда, чтобы не заплатить штраф. Есть две позиции судебных органов по действию предписания при жалобе заказчика.
Первая позиция. Если суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, исполнение предписания приостанавливается до тех пор, пока решение суда вступит в законную силу.
Действие предписания приостанавливается автоматически. Вывод следует из части 2 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а также из пункта 3.188 Административного регламента № 339.
Позицию подтвердил Арбитражный суд Свердловской области в определении от 17.04.2014 № А60-12516/2014.
Внимание: действие предписания приостанавливается с момента, когда суд принял заявление об обжаловании к производству, а не когда подали заявление. Вывод следует из части 2 статьи 52 Закона № 135-ФЗ.
Судья решает, принимать заявление к производству или нет, в течение пяти календарных дней с даты, когда заявление поступило в суд. Допустим, подали заявление 5 октября. Судья примет решение до 11 октября.
Если обязаны исполнить предписание до 11 числа включительно, то можете не успеть выполнить требования ФАС. В этом случае заплатите штраф. Срок в пять календарных дней прописан в части 1 статьи 127 АПК.
На обжалование предписания – три месяца с даты, когда ФАС выдала предписание. Однако трехмесячный срок не означает, что в течение этих месяцев заказчик вправе бездействовать. Пока суд не принял заявление, предписание действует и его необходимо исполнять. Вывод подтверждает судебная практика. О сроках обжалования сказано в части 23 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Пример: заказчик нарушил срок исполнения предписания
Антимонопольная служба вынесла предписание заказчику. Исполнить требования обязала до 10 августа 2015 года. Заказчик подал жалобу в арбитражный суд. Суд принял заявление к производству 3 сентября 2015 года. ФАС оштрафовала заказчика за то, что тот в срок не исполнил предписание.
Заказчик обжаловал штраф в суде. Однако судья признал штраф законным и пояснил, что право на обжалование нельзя рассматривать как способ уйти от исполнения требований контрольного органа (решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2016 № А40-99918/2016).
Такую же позицию высказал Девятый арбитражный апелляционный суд: право на обжалование предписания в течение трех месяцев «не свидетельствует о том, что в течение названного срока заявитель имеет право бездействовать и не исполнять требования уполномоченного органа» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-23177/2015, А40-187426/2014).
Специалисты региональных управлений ФАС иногда штрафуют за нарушение сроков предписания, даже если заказчик обжаловал предписание в суде. Антимонопольный орган высказывает позицию, что положения статьи 52 применяют только к главе 9 Закона № 135-ФЗ. То есть при нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о закупках.
Арбитражный суд Самарской области считает такую трактовку ошибочной. Суд указал, что положения статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ регламентируют порядок обжалования торгов до момента, когда ФАС принимает решение по жалобе. А обжалование решений и предписаний ФАС проходит согласно статье 52 Закона № 135-ФЗ (постановление от 07.12.2016 № А55-15798/2016).
На законность приостановки срока действия предписания в порядке статьи 52 Закона № 135-ФЗ также указали Арбитражный суд города Москвы в решении от 24.11.2016 № А40-185044/2015, Арбитражный суд Оренбургской области в определении от 30.11.
2016 № А47-11850/2016, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.06.2017 № 13АП-10457/2017, А42-2314/2017. Позицию поддержала комиссия ФАС по контролю в сфере закупок (решение ФАС от 22.03.2017 № 17/18473/17, 223ФЗ-207/17).
Вторая позиция. Предписание не приостанавливается автоматически, когда суд принял заявление об обжаловании к производству. Это связано с тем, что положения статьи 52 Закона № 135-ФЗ к обжалованию предписания по результатам торгов не применяют. Например, вывод сделал Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (решение от 17.10.2017 № 12-620/2017).
Когда суд считает, что предписание не приостанавливается автоматически, можете подать ходатайство принять обеспечительные меры – приостановить действие ненормативного правового акта ФАС. Если суд удовлетворит ходатайство, то приостановит действие предписания согласно части 3 статьи 199 АПК. Если откажет, исполняйте предписание, чтобы не заплатить штраф.
Как накажут, если не исполнить предписание
Если не исполните предписание или исполните с нарушением срока, ФАС оштрафует. Штраф для должностного лица – от 30 000 до 50 000 руб., для юридического – от 300 000 до 500 000 руб. Наказание предусмотрено частью 7.2 статьи 19.5 КоАП.
Пример: заказчика оштрафовали на 400 000 руб. за неисполнение предписания
Заказчик объявил открытый конкурс на строительные работы. Рабочую документацию в ЕИС не опубликовал. ФАС проверила закупку и вынесла предписание – полностью указать сведения об объеме работ.
Заказчик внес правки, но рабочую документацию не приложил. На этом основании ФАС посчитала, что заказчик предписание не исполнил, и оштрафовала организацию на 400 000 руб.
Заказчик обжаловал постановление о штрафе в суде, но судья признал наказание законным (решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2015 № А40-159691/2015).
Внимание: антимонопольная служба подготовила поправки в КоАП. Право штрафовать заказчиков получат новые должностные лица. Перечень нарушений расширят. Подробнее читайте в материале.
Источник: https://forma-2.ru/kak-ispolnit-predpisanie-fas-pri-zakupke-po-223-fz/
Как жаловаться в ФАС в закупках по 223‑ФЗ
Статья актуальна на 1 января 2020
ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ в соответствии с законодательством о госзакупках, однако в этом процессе есть свои нюансы, о которых мы расскажем в статье.
На кого можно жаловаться
Тут никаких отличий от 44-ФЗ нет. В ч. 10 ст. 3 223-ФЗ сказано, что участник закупки может жаловаться на:
- организацию-заказчика,
- закупочную комиссию,
- ЭТП.
Жалобу отправляйте в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика или его филиала. Центральное управление ФАС рассматривает только жалобы на закупки дороже 1 млрд руб.
Кто может жаловаться
По 223-ФЗ жаловаться до окончания срока подачи заявок могут все желающие. После того, как окончен срок подачи заявок, жаловаться могут только участники закупки.
В некоторых регионах судьи считают, что обжаловать содержание документов закупки в ФАС могут только те поставщики, которые подавали заявки. Остальные организации или физлица могут обжаловать только те нарушения, которые связаны с размещением информации о закупке и порядком подачи заявок.
Считаем, что это не очень логично, так как ошибки или нарушения в документах мешают корректно подать заявку. Рекомендуем в первую очередь подавать запрос на разъяснения, а если ответ заказчика не прояснит ситуацию, то жаловаться в ФАС, упомянув в документе, что ответ заказчика не удовлетворил вас.
Нюансы
- Действия/ бездействие, на которые вы жаловались, должны нарушать именно ваши права или интересы.
- Если закупка состояла из лотов, то участник может обжаловать нарушения только в том лоте, в котором участвовал.
На что можно жаловаться
В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:
- Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
- Провел закупку, не включенную в план-график.
- Предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в положении.
- Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.
Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:
- Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
- Номер извещения о закупке,
- Собственно суть жалобы,
- Список приложений, если они есть.
Нюансы
- Проверьте, попадает ли ваша жалоба под основания, установленные законом. Иначе ФАС просто вернет ее без рассмотрения.
- ФАС рассмотрит только те нарушения, которые были описаны в жалобе (ч.13 ст. 3 223-ФЗ). Даже если сотрудник заметит еще какое-то нарушение за рамками вашей жалобы, он не может провести по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
- Нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются основанием для подачи жалобы в рамках торгов по 223-ФЗ.
В какие сроки рассмотрят жалобу
Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт. Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:
- За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
- За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ).
Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.
Жалобы, которые не касаются напрямую нарушенияй 223-ФЗ, а связаны с нарушением антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Что поможет отстоять свои права?
Перед тем, как жаловаться на действия заказчика или комиссии, рекомендуем в первую очередь внимательно прочитать документы закупки и положение о закупках заказчика. Возможно, заказчик действует по правилам, которые сам и установил. 223-ФЗ многое разрешает.
Посмотрите примеры
Также хорошо бы почитать, в чью пользу решает ваш региональный ФАС ситуацию, на которую вы хотите пожаловаться. Все решения сейчас аккумулируют на этом сайте: https://br.fas.gov.ru/. Ищите по региону, ключевым словам и номеру закона.
Пример полезен вам в двух случаях:
- Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.
- Если в пользу заказчика, не тратьте время на подачу жалобы.
Четко обосновывайте свою позицию
Шансы на то, что жалобу признают обоснованной, возрастают, если жалоба будет:
- краткой и четкой,
- со ссылками на нормативно-правовые акты, но без длинных цитат из закона.
К жалобе нужно приложить документы, которые помогут подтвердить ее обоснованность. На практике часто прилагают положение о закупке заказчика, скриншоты с ЭТП или ЕИС, ответы заказчика на разъяснения.
«Независимый регистратор» в электронных закупках
С 2020 года в жалобах на ЭТП и на противоконкурентные действия поможет специальная программа, которая будет фиксировать все действия пользователя на восьми федеральных электронных площадках. Она бесплатная, называется «Независимый регистратор», ее можно будет скачать из ЕИС (зайдите в раздел «Информация для пользователей», найдите вкладку «Независимый регистратор»). С ее помощью можно:
Доказать, что на площадке были технические проблемы, которые не позволили вам сделать ценовое предложение, подписать контракт и т.д.
Вывести на чистую воду недобросовестных конкурентов. Например, если зафиксировать, как одни и те же две компании снижают цену, чтобы дать выиграть третьему участнику.
Программа работает только на ЭТП госзакупок: все закупки по 44-ФЗ и конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. Штрафы, которые ждут заказчиков за нарушения, описаны в статье 7.32.3 КоАП, например:
- За извещение не по правилам и за требования, которых нет в положении о закупках, — от 5 до 10 тыс. рублей на юрлицо.
- За неразмещение в ЕИС обязательной информации о закупке — от 100 до 300 тыс. руб. на юрлицо.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1246-kak-zhalovatsya-v-fas-223
Отмена закупки по 223-ФЗ: сроки, порядок действий, оформление приказа, образец извещения
Заказчик по 223-ФЗ вправе прекратить процедуру выбора поставщика и отказаться от закупки. В июле 2018 году процесс отмены закупки по 223-ФЗ был изменен и зависит от этапа, на котором отменяется закупка.
Общий порядок отмены закупки
В 223-ФЗ процесс отмены закупки регламентируется не так детально, как в 44-ФЗ. Но заказчики должны прописать процедуру отмены закупки в Положении о закупке, которое действует внутри организации. В дальнейшем заказчик должен неукоснительно придерживаться утвержденного им порядка действий в Положении.
В Постановлении Правительства №908 от 2012 года подчеркивается, что отмена закупки должна иметь документальное оформление. В документе об отмене закупки необходимо прописать дату принятия такого решения и основание для его принятия.
В случае если на момент принятия решения об отмене закупки сведения о ней были размещены только в закупочном плане, то отменить закупку будет достаточно просто: нужно только скорректировать закупочный план.
Когда закупка уже была размещена в ЕИС, то процедура отмены усложняется: заказчику нужно определиться с основанием и определить, укладывается ли он в допустимые для отмены сроки.
Если отмене подлежит неконкурентная закупка, то заказчику для ее отмены стоит руководствоваться только собственным Положением о закупке. 223-ФЗ никак не регулирует процедуру отмены закупки у единственного поставщика. Когда заказчик отменяет конкурентную процедуру, то ему необходимо придерживаться положений 223-ФЗ.
В случаях когда отмена закупки была невозможна до окончания периода подачи заявки, за заказчиком сохраняется право на отказ от закупки до подписания договора при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.Ранее допускалось отменить закупку и через такой способ, как отказ от подписания договора. Но теперь сторона должны подписать контракт по результатам конкурентной процедуры не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней после подведения итогов закупки.
В какие сроки возможна отмена
С июля 2018 года вступили в силу изменения в ст. 3.2 223-ФЗ, и по изменившимся правилам закон теперь сам регулирует некоторые аспекты отмены конкурентной закупки. В данных законодательных нововведениях было закреплено, что организатор торгов может отменить закупку только до окончания срока приема предложений.
Также на основании п. 23 ст. 3.4 223-ФЗ можно сделать вывод, что если заказчик решил отменить конкурентную закупку с участием субъектов малого предпринимательства, то оператор ЭТП не направляет заказчику поступившие заявки на участие в закупке.
Заказчик имеет право отменить процедуру выбора поставщика уже после окончания срока подачи заявок в случае, если возникли обстоятельства непреодолимой силы.
С учетом ст.
401 Гражданского кодекса к обстоятельствам непреодолимой силы относят те, которые носят чрезвычайный характер и стали следствием обстоятельств непреодолимой силы, при этом наступление таких обстоятельств не является стандартом для данных условий проведения закупки, и никто из сторон не мог предотвратить наступление таких обстоятельств. Если наступление обстоятельства зависело от воли сторон, то его нельзя было бы рассматривать в качестве непреодолимого.
С учетом Постановления Пленума ВС №7 от 2016 года и п. 3 ст. 401 ГК необходимость доказательства непреодолимости обстоятельств возлагается на заказчика. С учетом того, что вероятность наступления событий подобного рода весьма низкая, то отменить закупку после окончания сроков для подач заявок весьма сложно.
Что касается возможности заказчика отменить закупку в последний день подачи заявок, то данный вопрос является спорным. Так, Саратовская ФАС сделала вывод, что отмена закупки в последний день нарушает порядок проведения закупочных мероприятий. Поэтому практиковать отмену закупки в последний день не рекомендуется.
В Положении о закупках заказчики могут предусмотреть разные предельные сроки для отмены закупки в зависимости от формы проведения конкурентных торгов.
Например, в Положении о закупках ООО «ЖСК Петродворца» говорится, что право на отмену закупочной процедуры возникает у заказчика со дня публикации сведений в ЕИС в течение 5 дней до окончания конкурса или аукциона, в течение 1 дня – для запроса котировок и предложений. Отменить закупку за пределами указанных сроков возможно только в случае форс-мажоров.
Алгоритм действий
Для того чтобы отменить закупку, заказчику следует придерживаться следующего порядка действий:
- Определиться с основаниями для отмены закупки.
- Сформировать приказ об отмене закупки.
- Разместить извещение об отмене в ЕИС.
- Скорректировать план-график.
Определение основания
Если заказчик укладывается в отведенные сроки для отмены закупки, то ему нужно определиться с основанием для отмены. Это обязанность следует из п. 5, 31 Постановления Правительства от 2012 год №908. Основания для отмены закупки заказчик должен утвердить в своем Положении. Например, «Почта России» предусмотрела такие основания для отмены закупки, как:
- изменение финансовых и инвестиционных программ;
- изменение потребности в закупках;
- необходимость исполнения предписаний контролирующих инстанций;
- изменение законодательной базы.
Отмена закупки по основаниям, которые не прописаны в Положении о закупках, могут быть признаны необоснованными и приводящими к ограничению конкуренции.
В частности, к такому выводу пришел Арбитражный суд Московского округа от 2017 года в решении №Ф05-12698/2016.
Оформление приказа
Отмена закупки обычно закрепляется в форме приказа. Данный распорядительный документ имеет письменную форму и включает в себя следующие сведения:
- Наименование заказчика.
- Дата его подготовки.
- Указание на решение отменить закупку.
- Реквизиты закупки, ссылка на нее в ЕИС.
- Основание, которое легло в основу принятия решения об отмене (например, заказчик аннулировал инвестиционную программу, которая легла в основу закупки). Можно привести ссылку на Положение о закупке, в котором содержится это основание для отмены.
- Указание на ответственное за исполнение положений приказа лицо.
- Подпись руководителя заказчика и печать.
- Подпись ответственного лица, подтверждающего факт ознакомления с приказом.
Порядок размещения извещения
В ч. 6 ст. 3.2 223-ФЗ подчеркивается, что при принятии решения отменить конкурентную закупку заказчик должен разместить сведения об отмене в день принятия приказа. Такие сведения в обязательном порядке содержат указание на основание отмены закупки.
Вместе с извещением об отмене закупки заказчик может разместить в ЕИС и иные файлы в электронном формате (изменения и протоколы и пр.), а также само решение отменить закупку, согласно п. 31 Постановления Правительства №908.
Перед тем как опубликовать указанные сведения в ЕИС, заказчик должен подписать их квалифицированной подписью.
Образец извещения об отмене закупки по 223-ФЗ можно посмотреть здесь.
Решение о прекращении процедуры закупки в закрытом формате, которая содержит гостайну, не допускается публиковать в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 223-ФЗ).
После отмены закупки остается опубликовать необходимые изменения в план закупки.
Ответственность за нарушение порядка отмены
За неразмещение обязательной информации об отказе от проведения тендера организатору закупки грозит штраф на основании ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП.
Сумма штрафа для должностных лиц составляет 30-50 тыс. р., для юридических – 100-300 тыс. р. При частичном нарушении законодательства (например, если в решении об отмене не содержались все обязательные сведения) размер штрафа может уменьшиться по решению суда.
Таким образом, с июля 2018 года в 223-ФЗ были внесены изменения, которые закрепили порядок отмены конкурентных закупок. Данные правила заказчик должен продублировать во внутреннем Положении о закупках.
Отменить конкурентную закупку заказчик может только до окончания сроков подачи заявок на участие.
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://pravo.team/zakupki/223/otmena-zakupki.html