Профессия методиста и требования к ней

Содержание

Кто разрабатывает должностную инструкцию методиста и как ее оформляют? Обязанности и права работника

Профессия методиста и требования к ней

Должностная инструкция методиста – документ внутреннего порядка, определяющий положение сотрудника в структурном подразделении организации. Это эффективный управленческий инструмент, позволяющий решать разноплановые задачи. Если работодатель хочет привлечь подчиненного к дисциплинарной ответственности, он, как правило, ссылается именно на этот документ.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Показать содержание

Профстандарт

У профессии методиста нет собственного профстандарта, прописанного в отдельном документе. Однако упоминание профессии присутствует в нескольких профстандартах (некоторые из них уже действуют, другие пока не утверждены).

Методист упоминается в профессиональных стандартах:

Кто разрабатывает ДИ?

Разработать должностную инструкцию для методиста может сам руководитель.

Однако если по каким-то причинам это сделать невозможно, то подготовить документ может кадровик, руководящий вопросами, связанными с методическим обеспечением, или начальники отделов. Они самостоятельно определяют обязанности подчиненных, для которых пишется инструкция. Кроме того, разработать ДИ может юрист.

Правила оформления

ДИ методиста содержит следующие пункты:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Рассмотрим каждый из разделов.

Знания методиста касаются следующих областей:

  • принципов дидактики и технологий преподавания, как общих, так и частных;
  • основ психологии, экологии и социологии;
  • способов выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогики в работе;
  • принципов разработки учебно-методической документации, планов, образовательных программ;
  • способов систематизации методических и информационных материалов;
  • требований, которые предъявляются к интерактивным обучающим средствам и организациям, сдающими их напрокат;
  • законов РФ и Конституции, актов, постановлений и решений, принимаемых в образовательной сфере;
  • положений, прописанных в Трудовом Кодексе РФ, технике безопасности и противопожарной защите.

Если методист ушел в отпуск или заболел, то директор назначает лицо, исполняющее его обязанности. Замещающее лицо несет полную ответственность за совершенные действия и обязано выполнять свои функции. Методист подчиняется непосредственно директору учреждения.

Методист:

  1. Организует методическую работу в образовательных и методических учреждениях, и центрах.
  2. Анализирует на каком уровне находится учебная и воспитательная работа, предлагает способы улучшения.
  3. Помогает педагогам определить содержание, формы и методы работы с учениками.
  4. Разрабатывает методические пособия, планирует переподготовку кадров, составляет учебные планы.
  5. Разрабатывает документы относительно проведения конкурсов, выставок, олимпиад и других мероприятий.
  6. Сопровождает учебно-методическую документацию и пособия от этапа создания до утверждения.
  7. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы, передает результативный опыт.
  8. Координирует работу методических объединений педагогов.
  9. Помогает организовывать курсы, направленные на повышение квалификации.
  10. Информирует учебно-методические кабинеты о выходе новых учебников или иных средств обучения.
  11. Принимает и передает информацию о том, какие есть новые технологии в сфере обучения и воспитания.
  12. Обслуживает фильмотеки и анализирует информацию, содержащуюся в пособиях.

Права

Методист имеет право на:

  1. Ознакомление с проектами решений руководства относительно его деятельности.
  2. Внесение предложений по улучшению работы в рамках компетентности.
  3. Запрос информации и документов, необходимых для работы, как по распоряжению директора, так и без него.
  4. Привлечение других специалистов для решения конкретных задач.
  5. Требование у руководства оказывать содействие в работе.

Ответственность

Методист обязан исполнять свои обязанности в рамках должностной инструкции и трудового законодательства Российской Федерации. За нарушение закона он несет административную, уголовную или гражданскую ответственность. Если методист причинил материальный ущерб, он несет ответственность в рамках трудового и гражданского законодательства.

Кроме тех функций, которые возлагаются на методиста, методист дополнительного образования должен обладать следующими умениями и знаниями:

  1. Исследовать рынок дополнительного образования, формулировать задачи и выносить их на обсуждение с администрацией и руководством, делая акцент на ресурсах, которые для этого потребуются.
  2. Создавать план выборки и инструментарий исследования (возможно, с привлечением дополнительных специалистов по конкретному вопросу.
  3. Оптимизировать затраты, направленные на исследование какой-либо области.
  4. Проводить обработку, анализ и интерпретацию результатов исследования рынка дополнительного образования, привлекать к работе экспертов.
  5. Апробировать инструментарий исследования, который был разработан.
  6. Наделять специалистов обязанностями, обучать их использованию инструментами работы.
  7. Разрабатывать предложения относительно новых образовательных программ, способствовать продвижению услуг дополнительного образования.
  8. Вести обработку персональных данных в связи с требованиями, прописанными в законодательстве.
  9. Анализировать занятия и мероприятия, обсуждать их с коллективом.

Профессия методиста подойдет тем людям, кто не гонится за миллионами, предпочитает спокойную работу со:

  • стабильной заработной платой;
  • социальным пакетом;
  • и отпуском.

Кроме того, сейчас она востребована на рынке труда, поэтому не будет проблем с трудоустройством.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

      

Источник: https://pravovoi.center/trudovoe-pravo/dolzhnostnaya-instruktsiya/uchitelya/metodista.html

Функциональная и должностная обязанность методиста. Чем занимается методист? Должностная инструкция методиста

Профессия методиста и требования к ней

О том, что существует такая должность в любом образовательном учреждении, как методист, слышали многие. Но так как напрямую методисты не контактируют ни с учащимися, ни с их родителями, многим просто непонятно, что же входит в обязанности этого человека?

Тот, кто помогает системе работать

Методист – это специалист, в обязанности которого входит постоянный и последовательный контроль над организацией работы учреждения, в котором он трудоустроен, а также ведение всей необходимой документации, проведение разных мероприятий. Говоря простыми словами, методист – это не просто винтик большой системы любого института, это ключик, который обеспечивает бесперебойную работу всей системы.

Без методиста сложно представить себе любой детский садик, школу или вуз, ведь в обязанности воспитателей и преподавателей не входит налаживание максимально идеального графика работы каждого из них или поиск решения, если вдруг кто-то не может выйти на работу – этим занимается методист, именно благодаря ему хрупкие организационные звенья никогда не прерываются.

Где можно встретить методиста?

Ошибочное мнение, что методисты работают только в образовательных учреждениях, ведь, например, в больших турфирмах также есть свои методисты, просто в их обязанности будет входить организация предоставления услуг потенциальным потребителям, а также информирование руководящего и исполнительного звена об изменениях на рынке подобных услуг. То есть функциональные обязанности методиста напрямую зависят от специфики работы учреждения, в котором он работает. Именно поэтому работодатели, которые ищут подходящую кандидатуру на должность методиста, предпочитают людей с опытом работы, ведь молодым специалистам нужно время на изучение тонкостей конкретной сферы деятельности.

Но, с другой стороны, юному специалисту намного проще изучить специфику деятельности организации, к тому же для него работа с компьютером и информационными системами — обычное дело, а они значительно упрощают деятельность, а вот для методистов с опытом изучение программного обеспечения может стать целой проблемой.

Образование

Должностная инструкция методиста гласит, что на подобную вакансию может претендовать только человек с высшим образованием данного профиля. Есть, конечно, курсы, которые также обещают сделать из любого человека хорошего методиста, но, как показывает практика, только курсы – это не тот уровень образования, при котором можно рассчитывать на хорошо оплачиваемую должность.

Намного проще занять место методиста, если, помимо специального образования, кандидат имеет еще и смежное, которое напрямую связано с деятельностью организации, куда он подает свое резюме.

Личностные характеристики, которыми должен обладать методист

Должностная обязанность методиста подразумевает постоянный контроль за организацией деятельности всей системы учреждения и каждого отдельного человека. То есть это достаточно сложная работа, для которой не каждый человек подойдет. Есть ряд требований, соответствие которым является признаком того, что человек будет хорошим и надежным методистом:

  • Внимательность: в обязанности методиста в основном входит монотонная работа, которая требует особенной концентрации внимания. Рассеянному человеку или невнимательному будет сложно длительное время выполнять подобные обязанности.
  • Усидчивость: методист должен отдавать немало времени регулярному контролю за системой выполнения всех норм и требований деятельности сотрудников своей организации.
  • Самоконтроль: в реальной жизни почти невозможно проконтролировать работу методиста, ведь ее сложно задокументировать или формализовать. Несмотря на то что обязанности методиста достаточно трудоемкие, люди, которые абсолютно не разбираются в специфике данной профессии, могут считать, что методист вообще мало чем занимается. Именно поэтому ему поручают еще и дополнительные задания в виде помощи другим в организации или документировании. Так что нужно иметь высокий уровень самоконтроля, чтобы и свои обязанности выполнять, и новым поручениям внимание уделять.
  • Быть творческой личностью: так как в образовательных учреждениях «под крыло» методиста отдают еще контроль над кружками и проведением разнообразных мероприятий, без хорошей фантазии не обойтись.

Современная должностная инструкция методиста подразумевает также, что он должен владеть компьютером на уровне опытного пользователя. Ведь это значительно упрощает контроль над расписанием «подопечных» ему сотрудников.

Должностная обязанность методиста также уточняет, что настоящий профессионал должен не только владеть информацией о законодательной базе, которая регулирует деятельность его организации, но и оперировать ею.

Изучение самых современных методик преподавания и учебных пособий – это прямой путь к максимальному совершенствованию своих навыков на должности методиста.

Перспективы карьеры

Понятно, что на одной должности никто задерживаться долго не хочет. Есть ли какой-то карьерный рост у тех людей, которые занимают место методиста? Ответ прост – есть, только он возможен не во всех институтах, в которых работают методисты.

В больших учреждениях хорошие методисты очень скоро становятся заведующими отделений, на это может рассчитывать, например, методист в детском саду.

А вот в турагентстве руководителями становятся люди с высшим, чаще экономическим, образованием, ведь без понимания принципов работы экономики и рынка здесь не обойтись.

Лучшие методисты – женщины

Хотя нет ни одного документа, в котором бы черным по белому было прописано, что стоит брать на должность методиста представительниц прекрасной половины человечества, все же статистика уверенно твердит, что среднестатистический мужчина хуже справляется с подобными обязанностями, чем женщина-методист. Чем занимается такой специалист, мы уже разобрали, и уже по обязанностям видно, что для женщины они подходят больше.

Немного о деятельности, которая не связана с контролем и организацией

Многих современных молодых людей привлекает подобная должность. В эпоху компьютеризации большинство этапов контроля можно автоматизировать. Тем самым сократив траты времени на рутинную организацию из-за мелких изменений.

А вот возможность организовать торжества и мероприятия – это уже интересное занятие, которое подходит для творческих личностей.

Должностная обязанность методиста подразумевает также то, что он должен заниматься информационной работой, то есть популяризовать учреждение, в котором он работает, что также можно считать достаточно интересным занятием. Хороший методист должен быть усидчивым фантазером – две противоположности в одном флаконе.

Функции методиста в каждом отдельном учреждении будут объяснены уже конкретно во время собеседования. Ведь специфика деятельности может быть абсолютно разной, даже опыт работы методистом в детском саду может быть абсолютно бесполезным, если вы будете пробовать устроиться на эту же должность в университет, например.

Так что нужно быть готовым к тому, что придется погрузиться в изучение массы новой информации, правил, законов и норм, чтобы результативность вашей деятельности была максимально высока, это предусматривает должностная обязанность методиста в любом учреждении.

И пару слов об оплате…

Методист – это не та профессия, на которой можно, как говорится, заработать свой первый миллион. Но это прекрасный вариант для тех людей, кого устраивает тихое, уютное место работы и уверенность в завтрашнем дне. Среднестатистическая заработная плата методиста будет составлять около 2,5–3,5 прожиточных минимумов и выше, что, в принципе, тоже неплохо.

Так что профессию методиста можно считать достаточно перспективной. К тому же она востребована на современном рынке труда, то есть серьезных проблем с трудоустройством у настойчивого человека с соответствующим образованием возникать не будет.

Источник: https://FB.ru/article/179398/funktsionalnaya-i-doljnostnaya-obyazannost-metodista-chem-zanimaetsya-metodist-doljnostnaya-instruktsiya-metodista

Профессия методиста и требования к ней

Профессия методиста и требования к ней

Для методиста процесс познания никогда не заваршается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся специалисты из числа рядовых педагогов.

Рабочее место

Детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы, информационно-педагогические центры.

Важные качества

Педагогические и организаторские способности, интерес к овладению новыми знаниями.

Владение научно обоснованными развивающими методиками, методиками обучения, преподавания.

Его роль в подобных учреждениях очень важна, от неё зависит, будет ли интересна детям тематика кружков и возникнет ли у них желание посещать данные занятия.

Зарплата

Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.

Права и ответственность

Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.

Ведь специфика деятельности может быть абсолютно разной, даже опыт работы методистом в детском саду может быть абсолютно бесполезным, если вы будете пробовать устроиться на эту же должность в университет, например.

Так что нужно быть готовым к тому, что придется погрузиться в изучение массы новой информации, правил, законов и норм, чтобы результативность вашей деятельности была максимально высока, это предусматривает должностная обязанность методиста в любом учреждении.

Профессия методиста и требования к нейрохирургу

Важно От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.

Востребованность методиста

На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации.

Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.

Методист в начальных образовательных учреждениях

Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе.

Профессия методиста и требования к ней относится

Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.

  • Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
  • Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.

Кроме всех перечисленных функций методист выполняет еще целый ряд задач.

Профиль обучения в вузах может быть самым разным, например, подойдут такие:

  • «Психология и социальная педагогика»;
  • «Психология образования»;
  • «Начальное образование (учитель младших классов)»;
  • «Дополнительное образование (воспитательная работа)»;
  • «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании».

Также работа методиста может выполняться опытными учителями-предметниками.

Для поступления в педагогический вуз от абитуриента требуются сведения о результатах ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию (третья дисциплина зависит от вуза, обычно это профилирующий предмет – химия, иностранный язык, география, биология и др.).

Лучшие вузы для обучения

В профессиональных кругах широко известны несколько столичных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет.

Профессия методиста библиотеки и требования к ней

Главные функции методиста — изучение и разработка методов преподавания.

Методист планирует работу преподавательского коллектива, координирует его деятельность, занимается повышением квалификации преподавателей, организует семинары, конференции, учебные курсы и т.д.

При этом школьные методисты тесно контактируют с социальными педагогами и выстраивают единый, качественный подход к образованию.

Если профессия преподавателя подразумевает определенную самостоятельность и в определенной степени творчество, то профессия методиста существует, чтобы систематизировать и приводить работу преподавателей в порядок.

Места работы

Должность методиста существует практически во всех учреждениях, связанных с образованием и воспитанием.

Нередко присутствует в приемной комиссии, а также помогает студентам со справками и выписками. Похоже на работу методиста вуза, поэтому часто под этими разными названиями подразумевают одно и то же.

Методист дополнительного профессионального образования — как и все, работает с учебно-методическими комплексами, контролирует процесс обучения, составляет учебные планы, рабочие программы, проверяет наличие необходимой документации и технических средств, формирует учебные группы, контролирует проведение занятий (их качество и систематичность) и ведет статистику и отчетность. Ему приходится управляться с большими объемами данных.

Психолог-методист должен уметь сочетать работу как методиста, так и психолога.

По характеру сотрудник должен быть:

  • эрудированным;
  • культурным;
  • образованным;
  • коммуникабельным;
  • любознательным;
  • ответственным.

Дополнительно методист должен:

  • обладать аналитическим складом ума;
  • иметь хорошо развитые внимание и память;
  • иметь организаторские способности;
  • знать психологию человека.

Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.

Где требуются методисты

Методисты чаще всего работают в школах, различных частных образовательных центрах.

Первейшая задача методиста — выработать план обучения таким образом, чтобы преподаватель мог ясно и грамотно преподнести информацию своим ученикам. Материал должен по смыслу подходить конкретной возрастной группе и максимально способствовать эффективности усвоения.

Образование методиста

При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика».

При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.

Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость.

  • в учреждениях дополнительного образования — участие в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся;
  • оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения;
  • участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогназировании и планировании подготовки, переподготовки и повышение квалификации руководителей и специалистов учреждений;
  • составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и учебным курсам.

В работе методисты используют ручные средства труда, современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски), специализированную литературу и периодические издания. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Методист выполняет следующие задачи:

  • планирование работы педагогического состава;
  • координация их деятельности;
  • организация семинаров, собраний и пр.

Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.

Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.

В чем заключаются обязанности методиста

Специалист данного профиля играет важную роль в организации учебной деятельности.

Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник – методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.

Кто такой методист?

Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности.
Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.

Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет.

Внимание

Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения.

Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.

Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь. Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы.

В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста.
Однако администрация учитывает и другие факторы.

Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.

Где может работать методист

Как говорилось ранее, такие специалисты нужны в образовательных учреждениях. Это детские сады, школы, колледжи, университеты, дома культуры.

Для получения диплома подойдет любой педагогический университет.

Опыт работы получать придется на практике. Для старта подойдет любая должность учителя, преподавателя или воспитателя. Только выбирая работу преподавателя, учтите, что в каждой сфере есть своя специфика.
Если поработаете 3 года в детском саду, устроиться методистом в ВУЗ будет сложно. Работодателей часто интересует опыт работы именно в их сфере.

Зарплата методиста

В вузах заработная плата методиста составляет 15 — 20 тыс. рублей в месяц. Издательства готовы платить специалистам в районе 30-50 тыс.
рублей в месяц Если специалист знанет иностранный язык и использует его в работе, то он может получать до 100 тыс. рублей в месяц (естественно в крупных городах и серьезных компаниях).

Вычислить среднюю зарплату методиста сложно, поскольку вакансий немного на рынке труда.

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
  • использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
  • организовать внеучебную деятельность обучающихся.

Требования к профессиональной подготовке

Методист должен хорошо знать: правовые нормы педагогической деятельности и образования; сущность и структуру образовательных процессов; закономерности физиологического и психологического развития детей, особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды.

Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.

К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.

Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист.

Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.

Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы.

Методист помогает сформировать учебный план так, чтобы педагог смог четко и понятно донести материал учащимся.

  • управленческого – специалист составляет учебно-методические материалы, разрабатывает нормативные акты, стандарты и бланки документов; изучает действующее законодательство и консультирует сотрудников по вопросам образовательной деятельности. Нередко методисты входят в состав приемной комиссии и выдают студентам вузов и колледжей всевозможные справки.

Трудятся методисты в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, детских садах, городских и районных методкабинетах, институтах повышения квалификации учителей, развивающих центрах и домах культуры.

На каких специальностях лучше учиться

Конкретного направления подготовки методистов нет.

Бесплатная консультация, звоните прямо сейчас:

Источник: https://59agmr.top/professiya-metodista-i-trebovaniya-k-nej

Методист: чем он занимается?

Профессия методиста и требования к ней

Методисты разрабатывают образовательные программы и новые методики обучения. Основные требования, предъявляемые к сотруднику, – это знания государственных образовательных стандартов, основ педагогики и психологии. Методисты могут найти работу в учебных дошкольных учреждениях, школах и вузах. Чтобы получить работу, требуется высшее профессиональное образование.

Кто такой методист

Методист – это специализация, основанная на творческом и интеллектуальном труде. Главной целью сотрудника является анализ старых и разработка новых методов преподавания, которые используются преподавателями на практике. Методист выполняет следующие задачи:

  • планирование работы педагогического состава;
  • координация их деятельности;
  • организация семинаров, собраний и пр.

Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.

Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.

Профессиональные требования к работнику

Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.

Стандартными требованиями к методисту являются следующие:

  • высшее педагогическое образование;
  • знание последних методик обучения;
  • грамотная речь (устная и письменная);
  • желание развивать профессиональные навыки.

Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.

Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.

Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.

Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.

Как стать методистом

Чтобы работать методистом, необходимо иметь диплом о высшем педагогическом профессиональном образовании. С этой целью требуется окончить педагогический институт, учеба в котором длится 4-6 лет. Направления подготовки:

  • Психология образования;
  • Психология и педагогика;
  • Педагог начального образования;
  • Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.

В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).

Личностные качества методиста

Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:

  • эрудированным;
  • культурным;
  • образованным;
  • коммуникабельным;
  • любознательным;
  • ответственным.

Дополнительно методист должен:

  • обладать аналитическим складом ума;
  • иметь хорошо развитые внимание и память;
  • иметь организаторские способности;
  • знать психологию человека.

Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.

Где требуются методисты

Методисты чаще всего работают в школах, различных частных образовательных центрах. Их услуги также востребованы в детских садах, колледжах, училищах, институтах и т.д.

Возможность карьерного роста

Успешное выполнение обязанностей, трудолюбие и активность могут способствовать получению методистом должности заведующего или директора образовательного учреждения. Другой схемы карьерного роста не предусмотрено.

Сколько зарабатывает методист

Заработная плата методиста зависит от его профессиональных качеств, места работы и региона проживания. В среднем по России оклад сотрудника составляет 10 000 – 30 000 руб.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая должность, профессия методиста подразумевает наличие плюсов и минусов. К положительным сторонам относятся:

  • постоянное развитие, изучение нового материала, чтение новой профессиональной литературы;
  • использование творческого и интеллектуального потенциала;
  • востребованность профессии.

К минусам можно отнести:

  • ограниченные возможности карьерного роста;
  • большая ответственность.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/metodist

Методист онлайн-курсов: секреты профессии · EdMarket

Профессия методиста и требования к ней

4 марта на онлайн-конференции Skills Puzzle 5.0 девять экспертов делились лайфхаками и советами методической работы онлайн. 

Собрали для вас самые интересные инсайты из выступлений. Приятного чтения!

5 мифов вокруг онлайн-курсов

методический директор EdMarket

Каким заблуждениям о работе методиста онлайн-курсов верить не стоит? Давайте разбираться. 

Миф 1. Курс начинается с контента эксперта

Бывает, что эксперт собирает все материалы, которые у него есть по той или иной теме (документы, презентации, материалы тренингов, конспекты лекций, видеозаписи и т.д.). А затем методист (или сам эксперт) распределяет контент по занятиям под лозунгом «Это все важное, это все нужно знать». 

Почему такой подход не работает?
Потому что онлайн-курс начинается не с контента, а с целей заинтересованных лиц, или стейкхолдеров. Какие результаты хочет получить от обучения слушатель будущего курса? А заказчик обучения (слушатель и заказчик — не всегда одно и то же лицо, и цели у них могут быть разными)? 

Только когда вы ответите себе на вопросы: 

  • кто те люди, которых нужно обучить
  • какие результаты они хотят получить от обучения
  • можно ли достичь этих результатов с помощью обучения
  • с помощью каких знаний и навыков слушатели смогут достичь результатов — 

можно переходить к проектированию контента. 

Миф 2. Сначала нужно создать курс, а потом его продавать

Веря в этот миф, вы рискуете потратить слишком много времени на создание курса, а в итоге получить образовательный продукт, который никто не покупает, потому что он не отвечает запросу аудитории. 

Как нужно поступить? Начните создание курса с анализа рынка и спроса. Например, запуская курс «Продюсер онлайн-курсов» в EdMarket, мы изучили:

  • какие требования к навыкам и умениям продюсера предъявляют работодатели
  • какие специалисты востребованы на рынке
  • чему хотят учиться действующие и начинающие продюсеры.

В результате получился онлайн-курс с гибкой системой обучения: вы можете обучиться базовым навыкам работы продюсера, можете добрать к ним навыки, связанные с методикой разработки онлайн-курса, и стать продюсером-методистом, а можете — навыки продвижения продукта и стать продюсером-маркетологом. 

Миф 3. Курс должен быть идеальным

Перфекционизм — ахиллесова пята методиста онлайн-курсов. Многие из нас мечтают сделать идеально, и мы можем бесконечно долго работать над проектом, не показывая его ни заказчикам, ни пилотной группе.

Но реальность такова, что, работаете вы на открытом рынке или в корпоративной сфере, у вас не будет бесконечно много времени для создания идеального продукта. И какие-то вещи придется оставлять для дальнейшей доработки.

Помните слова Рида Хоффмана, сооснователя LinkedIn: «Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно». 

Миф 4. Дадим доступ к курсу, и пусть студенты сами учатся

Мало предложить слушателям онлайн-курсов обучающий контент. Важно продумать систему сопровождения. Она может включать:

  • вводное занятие, на котором вы подробно рассказываете, как устроено обучение изнутри
  • сопровождение тьюторов, которые проверяют домашние задания студентов и дают развернутую обратную связь
  • чат, в котором студенты могут задавать вопросы и получать ответы от администратора или преподавателей. 

Миф 5. Чтобы оценить знания студентов, достаточно большого теста в финале обучения

На самом деле недостаточно. С помощью теста сложно оценить, приобрел ли слушатель нужные навыки. Я рекомендую:

  • проверять знания во время обучения (можно давать упражнения и тест в конце каждого смыслового блока)
  • продумывать практику в обучении. Например, на курсах EdMarket студенты учатся, работая над собственными или учебными проектами. В финале их ждет онлайн-защита этих проектов, по результатам которой легко оценить их знания и убедиться, что мы подготовили отличных специалистов рынка онлайн-образования. 

Учим востребованных методистов на курсе «Методист онлайн-курсов». 

Чем занимается методист онлайн-курсов?

педагогический дизайнер, руководитель группы методистов онлайн-университета Skillbox

Чем занимается методист онлайн-курсов и на какие моменты стоит обратить внимание вам, если вы хотите создать качественный образовательный продукт?

Методист онлайн-курсов:

1) определяет цели обучения

Чтобы это сделать, стоит представить обучение как движение из точки «А» в точку «Б». Точка «А» — то, что уже знают и умеют студенты, которые придут к вам на программу. Точка «Б» — то, что они должны знать и уметь в финале обучения. 

А затем разбейте пространство между «А» и «Б» на серию небольших шагов. Сделать это помогут вопросы:

  • как можно этому научить?
  • какая практика поможет освоить тему?
  • какие теоретические знания помогут выполнить практику?

2) определяет, как в финале проверить результаты обучения

Методист определяет, какие достижимые и измеримые результаты слушатель получит от обучения. Сформулировать такие результаты лучше с помощью глаголов-действий. Например, слушатель курса будет решать…, рассчитывать…, измерять…, объяснять…, моделировать… 

3) подбирает форматы обучения

Иными словами, отвечает на вопрос: с помощью каких инструментов эффективнее всего научить слушателя тем или другим навыкам? С помощью видео (серии вебинаров, скринкастов, анимаций), аудио (например, подкастов), текста (лонгридов, инфографики, конспектов)?

4) выстраивает мотивационную стратегию

Как мотивировать слушателей пройти обучение до конца и дойти до финала? Вот несколько способов:

  • помогите поставить цели перед стартом. Слушатели с личными целями больше заинтересованы в обучении и занимаются активнее
  • обеспечьте взаимодействие с наставниками или менторами, которым можно задать вопросы лично, а также получить развернутую обратную связь, увеличивает вовлеченность студентов
  • отвечайте на вопросы студентов во время вебинаров, а также в учебных чатах
  • помогайте с трудоустройством. Для многих студентов обучение — это возможность подняться по карьерной лестнице или найти новую работу. Если в рамках курса вы можете организовать стажировку в компаниях или если в финале обучения лучшие студенты получают предложение о работе, это повышает интерес студентов к обучению. 

Что нужно знать методисту онлайн-курсов?

Любой специалист владеет терминологией в своей сфере и профессиональными инструментами. Какие инструменты и модели помогают в работе методисту онлайн-курсов? Вот некоторые из них

1) Модель ADDIE

ADDIE — модель разработки учебных программ, которая состоит из 5 этапов. 

Analyze — Анализ. На этом этапе методист определяет цели обучения, отвечает на вопросы, кого и чему будем учить, формулирует результаты обучения. 

Design — Дизайн. Этап проектирования онлайн-курса, подготовки сценария. Здесь методист определяет формат, структуру будущего онлайн-курса, его длительность.

Очень важно, создавая дизайн программы, учитывать технические ограничения. Например, стоит учесть, будут ли слушатели учиться на смартфоне или смотреть курс на большом экране.

Develop — создание материалов онлайн-курса и размещение их на обучающей платформе. 

Implement — проведение обучения. 

Evaluate — оценка. На этом этапе вы собираете обратную связь от слушателей курса, оцениваете его результаты и намечаете направления доработки. 

2) Таксономия Блума

Таксономия Блума позволяет работать с учебными целями. Она отвечает на вопрос: «Как спроектировать учебный контент в зависимости от учебных целей?»

Итак, учебные цели могут диктовать различную степень погружения в учебный материал. Блум выделял 6 этапов усвоения той или иной темы:

  • Знание. Слушатель запоминает новую информацию и может ее воспроизвести.
  • Понимание. Слушатель понимает новый материал, может пересказать его и грамотно интерпретировать.
  • Применение. Слушатель может применять полученные знания на практике. 
  • Анализ. Слушатель может анализировать разные концепции, видит между ними разницу. 
  • Оценка. Слушатель может судить о ценности той или иной идеи и информации. 
  • Создание. Слушатель на основе имеющейся информации может создавать новые концепции, идеи. 

3) Цикл Колба

Модель обучения взрослых слушателей онлайн-курса. Она строится на цикле из 4 элементов. 

  • Опыт. Обучение взрослого начинается с практического опыта, который слушатель уже имеет по теме курса. 
  • Наблюдение и рефлексия. Слушатель наблюдает над опытом и делает выводы.
  • Формирование абстрактной концепции. На этом этапе делаются умозаключения и выявляются закономерности.
  • Активное экспериментирование. Слушатель проверяет полученную концепцию с помощью экспериментов. 

Как методисту организовать работу с экспертом онлайн-курса?

старший продюсер «Нетологии»

1) Мотивируйте их на совместную работу

Причем еще в начале знакомства. Если вы ищете эксперта для своего онлайн-курса, сотрудничество с вами и «плюшки», которые оно предполагает, тоже нужно «продать». 

Эксперта можно привлечь:

  • интересными задачами
  • гибким графиком работы
  • финансовыми возможностями
  • дополнительными бонусами. Например, сотрудничество с вами может быть возможность прокачать личный бренд, навыки ведения онлайн-занятий. 

2) Давайте четкие брифы

Давайте экспертам, с которыми работаете, максимум информации о будущем онлайн-курсе: о слушателях и их начальных знаниях, о задачах и желаемых результатах обучения и т.д. Чем полнее вы опишете эксперту задачу, тем больше шансов, что результат вас удовлетворит. 

3) После занятий давайте эксперту максимум обратной связи

Особенно это ценно для начинающего эксперта, который хочет знать, что у него получается хорошо, а над какими моментами стоит еще поработать. Не забывайте хвалить эксперта за те моменты, которые получились особенно хорошо. 

4) Прописывайте все договоренности

Обязательно фиксируйте все, о чем договорились. Особенно это касается дедлайнов. 

Учим специалистов с нуля на курсе «Методист онлайн-курсов». 

Как перевести онлайн-курс в офлайн?

руководитель Отдела подготовки экспертов и управления качеством образования Департамента образования OTUS

Важно! Невозможно просто оцифровать офлайн-курс, чтобы сделать из него онлайн-курс. Его нужно будет спроектировать заново. 

3 вопроса для создания качественного онлайн-курса:

1) В каких условиях слушатель будет применять знания и скиллы?

Если вы знаете ответ на этих вопрос, вам легче воссоздать ситуацию, максимально приближенную к практике. Например, если вы учите проводить вебинары, стоит работать в курсе с разными вебинарными комнатами, учить составлять план занятия, отвечать на каверзные вопросы.

Попробуйте добавить в онлайн-среду те условия, в которых люди будут работать. 

На этом этапе полезно оценить, насколько деятельность, которой вы учите, «живет» в онлайне. Например, если вы обучаете «живым» переговорам, возможно, стоит не переводить этот тренинг в онлайн-формат, а оставить его в офлайне. 

2) Что смогу делать студенты после обучения и как проверить, что они это умеют?

Работая над курсом, пользуйтесь технологией обратного дизайна:

  • опишите результат обучения
  • опишите критерии оценки (как мы поймем, что студент достиг результата?)
  • продумайте активности (с помощью каких упражнений и материалов мы придем к результату?)

3) Помогаем ли мы студенту войти в субъектную позицию?

Очень часто студент перед обучением находится в потребительской позиции. Он ждет, что ему предоставят знания, что за его результаты и качество усвоения знаний кто-то возьмет ответственность. Как помочь студенту занять субъектную позицию и достигать в обучении собственных целей?

  • включите в курс как можно больше практики. Помните, когда говорит и делает преподаватель, учится преподаватель. Когда говорит и делает студент, учится студент.
  • добавьте обучение во взаимодействии. Это могут быть упражнения в мини-группах, peer2peer-проверки, проверка домашних заданий ментором или куратором. 

Продолжение материалов конференции ищите в статье

Вся правда о рынке онлайн-обучения

40 советов игрокам рынка онлайн-образования

10 смертных грехов методиста

Источник: https://edmarket.ru/blog/educator-part1

Профессия «методист»

Профессия методиста и требования к ней

Само слово «методист» восходит к названию протестантского течения, отколовшегося от английской церкви в XVIII веке и проповедующего смирение и терпение. Еще тогда пытались систематизировать жизнь и поступки верующих.

В России первые советы практикующих учителей, обменивающихся своим опытом и мастерством, а также методами своей работы появились в начале XIX века.

В середине века методическая работа стала системной, а к началу XX века сформировалась отдельная профессия учителя-инструктора (методиста).

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: Основная деятельность методиста связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек—Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек—Знаковая система», так как методисту приходится много работать с литературой.

Тип профессии по признаку цели: Преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: Ручной.

Тип профессии по условиям труда: Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: Творческий (эвристический). Работа методиста связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.

Родственные профессии: учитель, педагог, воспитатель, учитель начальных классов, преподаватель, психолог.

Описание профессии


Методист
 — специалист, оказывающий инструктивно-методическую помощь в организации работы образовательных учреждений всех типов:

  • детских садов;
  • школ;
  • лицеев;
  • гимназий;
  • издательств;
  • информационо-педагогических центров;
  • колледжей и техникумов;
  • вузов;
  • организаций переподготовки кадров и повышения квалификации;
  • учреждений дополнительного образования;
  • отделов по обучению персонала в крупных компаниях.

Основная деятельность методиста связана с разработкой новых и совершенствованием существующих методик в различных профессиональных областях.

К основным обязанностям методиста относятся:

  • организация методической работы образовательных учреждений, методических, учебно-методических кабинетов (центров);
  • анализ состояния учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях, разработка предложений по ее эффективности;
  • в учреждениях дополнительного образования — участие в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся;
  • оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения; 
  • участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогназировании и планировании подготовки, переподготовки и повышение квалификации руководителей и специалистов учреждений;
  • составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и учебным курсам.


В работе методисты используют
ручные средства труда, современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски), специализированную литературу и периодические издания. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания. Специальной формы не предусмотрено.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Методист должен обладать такими личностными качествами: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие, внимательность.

К профессионально важным качествам методистаотносятся:

  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • аналитические способности;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • хорошая память;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

Методист должен уметь:

  • системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;
  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;
  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
  • использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
  • организовать внеучебную деятельность обучающихся.

Требования к профессиональной подготовке Методист должен хорошо знать: правовые нормы педагогической деятельности и образования; сущность и структуру образовательных процессов; закономерности физиологического и психологического развития детей, особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды. Образование: среднеспециальное, высшее.

Зарплата методиста в регионах 8 000 — 20 000 рублей, в Москве 15 000 — 40 000 рублей. Зарплата методиста в издательстве 30 000 — 40 000 рублей.

Карьерный рост: теоритически возможен при наличии достаточного образования.

Источник: https://vshm.science/blog/darya_koroleva/2111/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.