Проверка трудовой инспекции за какой период проверяют
Проверка трудовой инспекции: основания, как проводит, государственный акт и требования к организации по охране труда, срок
/ Трудовая инспекция / Как проходит проверка трудовой инспекции?
Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.
Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.
Общие положения
Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.
При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.
Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2018 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.
Если компания – субъект среднего и малого предпринимательства – совершила грубые нарушения закона по защите прав трудящихся, она автоматически включается в список компаний, в которых должны проходить плановые проверки инспекцией по охране труда.
Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.
С 1 января 2017г. при рассмотрении вновь поступивших заявлений или обращений о несоблюдении трудовых прав, будет рассматриваться ситуация по проверкам данной организации в целом. То есть, будет учитываться, были ли еще подобные обращения или уже доказанные эпизоды по нарушению прав. Если прецеденты уже были, то в отношении такого работодателя перестает действовать презумпция невиновности.Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.
В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.
Основания
Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:
- Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
- В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
- Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
- В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
- Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.
Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:
- После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
- С момента регистрации компании прошло 3 года;
- С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.
Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?
Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:
- Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
- Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
- Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
- Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.
В приказе должен быть указан именно тот сотрудник, который приехал на место проведения проверки.
Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.
Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:
- Компания с филиалами проверяется 60 дней;
- На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
- Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
- Остальные организации проверяются в течение 20 дней.
Внеплановые инспектирования субъектов малого бизнеса и микропредприятий не могут проводиться в сокращенные сроки, и проходят по общим правилам – в 20-ти дневный срок.
Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:
- Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
- Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
- Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
- Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
- Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.
Помимо заработной платы, работникам выплачиваются премиальные. Их размер и порядок выплат должен быть утвержден специальным документом – положением о премировании.
Из документов инспекторы проверяют:
- Трудовые договоры.
- Кадровые приказы.
- Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
- Трудовые книжки работников.
- Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
- Больничные и графики отпусков.
- Документы по рабочим графикам.
- Журналы учетов.
Государственный акт
Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.
Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.
Сведения, которые нужно указывать в акте:
- Время и дата составления.
- Название организации, которая проводила инспектирование.
- Данные приказа о проверке.
- Данные проверяющего инспектора.
- Название инспектируемой организации.
- Место проверки и ее длительность.
- Данные о результатах проверки.
- Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
- Данные о занесении записи в журнал проверок.
- Подпись инспектора.
На обжалование действий инспектора по труду или результатов их работы у работодателя есть 15 дней, в течение которых он должен подать заявление о несогласии в проверяющий орган.
Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.
Результаты
При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:
- Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
- Наложение административного штрафа;
- Приостановление деятельности организации.
Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.
Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:
- Нарушения норм трудового права;
- Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
- Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
- Нарушение норм по охране труда;
- Нарушения правил проведения проверки;
Если работодатель не согласен с результатами проверки, в ходе которой на него был наложен штраф, он может оспорить это, подав заявление в арбитражный суд.
Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:
- Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
- Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
- Повторное нарушение норм по охране труда.
Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.
Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.
По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.
Заключение
Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.
(2 , оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
- Из-за постоянных изменений в законах информация часто устаревает;
- Общая информация не гарантирует успешное решение возникших проблем.
В связи с этим для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ юристы-правоведы.
Горячая линия в Москве: 8 (495) 131-95-79.
Автор статьи
Деменьтьев Виктор Анатольевич
Юрист в сфере трудовых правоотношений. Более 8 лет практики в спорах, связанных с невыплатой зарплаты, производственными травмами и материальной ответственностью сотрудников.
автора:
Источник: https://info-trudy.ru/kak-prohodit-proverka-trudovoj-inspektsii.html
Новый регламент ГИТ. Как инспекторы будут проверять работодателей в 2020 году
источник: Яндекс картинки
У инспекторов ГИТ новый регламент проверок (утв. приказом Минтруда от 13.06.2019 № 160, далее — Регламент).
В статье — важные правила из этого документа и подсказки в пользу работодателей. Учитывайте их, чтобы успешно пройти проверку. Нововведения работают уже с 22 октября 2019 года.
Кардинальных изменений по сравнению с прошлым регламентом нет, зато многие правки выгодны и полезны компаниям.
До 10 ноября компанию должны включить в план проверок
Совет:до прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а такжесервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн ₽. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.
источник: онлайнинспекция.рф
План проверок будут публиковать на сайте ГИТ региона до 10 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 41 Регламента). Раньше это делали до 1 декабря. Таким образом, у работодателей стало больше времени для подготовки.
В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Разъяснили, что категорию риска автоматически определяет специальная система.
Для этого она использует сведения о травматизме и задолженности по зарплате из отчетов Роструда и данные о численности работников, дате госрегистрации, виде экономической деятельности организации из системы межведомственного взаимодействия с ФНС (п. 33 Регламента). Тех, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют.
Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.
источник: Яндекс картинки
Обратите внимание. О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.
Например, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это правомерно, если адрес электронной почты юрлица указан в ЕГРЮЛ либо был представлен самим юрлицом в Роструд (п. 53 Регламента, ст. 9 Федерального закона от 26.12.
2008 № 294-ФЗ, далее — Закон № 294-ФЗ).
Сведения от третьих лиц о непредоставлении отпусков — основание для проверки
Среди оснований для внеплановой проверки — поступление в ГИТ заявления гражданина, юрлица или информации от органов госвласти, местного самоуправления, СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 90 Регламента). Кроме того, в качестве отдельного основания для проверки названо мотивированное представление должностного лица Роструда, составленное на основании рассмотрения такой информации.
В п. 91 Регламента разъяснили, когда может возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью. Например, проверку могут инициировать на основании данных из СМИ о том, что работников не отпускают в отпуска или заставляют работать сверхурочно.
Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). Аналогичного правила в отношении проверок на основании мотивированного представления инспектора в Регламенте нет, но оно есть в ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Таким образом, инспектор и в этом случае не будет уведомлять компанию о внеплановом визите.
источник: Яндекс картинки
Инспектор будет запрашивать только те документы, которые указаны в Регламенте
На заметку:в Регламенте отразили применение проверочных листов. Закрепили, что они обязательны при плановых проверках. Предмет проверки должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Реквизиты проверочного листа, который инспектор будет использовать, указывают в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки.
В Регламенте закрепили исчерпывающий перечень документов, которые может запросить ГИТ. В прежнем регламенте такого списка не было. Перечень обширный: документы не поименованы закрытым списком, а разделены на группы.
Например, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части охраны труда, индексации зарплаты. В том числе инспектор может попросить предъявить запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги (п.
13 Регламента).
>>>задать вопрос on-line через ВКОНТАКТЕ
Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ.
В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя. При этом не давать инспектору документы имеет смысл, только если они не относятся к предмету проверки.Если же документ не поименован в перечне, но может подтвердить позицию работодателя, его можно предоставить.
Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).
Рассказали о новых правилах проверок ГИТ. Узнайте, к чему теперь надо быть готовыми, если в компанию придет инспектор.
Пример
Сведения о задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года инспектор запрашивает у ФСС и ПФР, а после 1 января 2017 года — у ФНС. У налоговой инспектор также запросит сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Обратите внимание. Работодатель вправе предоставлять инспектору любые документы. Но иногда излишняя активность в этом вопросе может навредить компании.
Поэтому перед тем, как передать документы, которые не запрашивал инспектор, убедитесь, что в них нет положений, не соответствующих требованиям трудового законодательства.
Иначе инспектор, заметив нарушения, вправе отразить их в акте и привлечь работодателя к административной ответственности, несмотря на то, что документы не относятся к предмету проверки.
источник: Яндекс картинки
Инспектор не будет проверять исполнение советских актов и писем Роструда и Минтруда
Интересно знать:136,9 тыс. проверок провела ГИТ в 2018 году; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд 251 млн ₽ штрафов.
В Регламенте прямо указали, что инспекторы не вправе проверять выполнение требований, установленных НПА органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также документов, не обязательных к применению (п.
8 Регламента). В последнем случае речь идет в том числе о письмах Роструда и Минтруда. Фактически это не новая норма, а разъяснение для инспекторов. Аналогичный запрет содержится в Законе № 294-ФЗ.
Учтите, что до 1 июля 2022 года инспекторы могут проверять выполнение требований советских актов, касающихся:
— применения квалификационных справочников, списков работ, с учетом которых досрочно назначают страховую пенсию, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию;
— установления районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Федеральный закон от 30.10.2017 № 308-ФЗ).
Обратите внимание. То, что инспектор не может проверять исполнение актов советского периода, не отменяет обязанность работодателя соблюдать те из них, которые не противоречат ТК. Работник может добиться исполнения таких норм в суде.
>>>КСТАТИ, ПОД ВИДОМ ИНСПЕКТОРА МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ МОШЕННИК
>>>Проверка компании с филиалами не будет длиться дольше 60 рабочих дней
Поделитесь своим мнением в обсуждении к публикации, а самой публикацией – со своими знакомыми, которым может быть полезно знать эту информацию, подписывайтесь на канал.
Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить интересный и полезный юридический контент
Благодарю за внимание!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5afb4d29256d5c10df008c74/5df2377c9515ee00aee77fd1
Оштрафуют ли компанию за ошибки прошлых лет? · Энциклопедия начинающего предпринимателя
4:29, 05 мая 2015 3 4 10606
Вопрос, который задала наша читательница, очень актуальный, поскольку штрафы с 2015 года ощутимые. Никто не застрахован от ошибок.
Рано или поздно перед нами встает вопрос: начинать всё правильно делать с сегодняшнего момента или нужно исправить все найденные ошибки, переделывая документы задним числом? Переделывать документы прошлых лет ох как не хочется, это такая нудная и неблагодарная работа! Особенно когда исправляешь чужие промахи. Давайте вместе разберемся, стоит ли это делать.
Сроки давности
Ни для кого не секрет, что существуют сроки давности привлечения к ответственности. Если эти сроки прошли, то наказать уже не могут. Сроки давности за нарушения ТК РФ устанавливает статья 4.5. КоАП РФ:
«Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения».
Итак, с 2015 года срок давности – целый год. Это достаточно большой промежуток времени. Раньше, до 01.01.2015. этот срок был гораздо меньше – всего 2 месяца, поэтому многие работодатели не получали штрафы только потому, что 2 месяца истекали к моменту проверки.
Когда начинается отсчет срока давности
Дело в том, что правонарушения бывают различные, и еще в 2005 году Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении №5 разъяснил, с какого дня нужно начинать считать срок привлечения к ответственности при различных видах нарушений:
- Если совершено разовое правонарушение (например, неправильно оформлен приказ, неправильно рассчитан отпуск или компенсация за отпуск, работник был незаконно привлечен к работе в выходной день, неправильно было оформлено привлечение к сверхурочной работе и т.д.), то срок давности начинает течь со следующего дня после совершения этого действия.
- Если правонарушение выразилось в форме бездействия (например, работодатель не выплатил зарплату в установленный договором срок, не выплатил отпускные за три дня до начала отпуска, не выдал работнику трудовую книжку на руки при увольнении и т.п.), то срок давности исчисляется с момента наступления этого срока.
- Если нарушение длящееся, то есть постоянно не выполняются или ненадлежащее выполняются какие-либо требования ТК РФ (например, у работодателя нет обязательных локальных актов, или в локальных актах и трудовых договорах с работниками отсутствуют обязательные условия, не проведена спецоценка условий труда, т.п.), то срок давности начинается со дня обнаружения этого правонарушения.
Последний вид правонарушения самый опасный, поскольку год начинает отсчитываться не с момента оформления неправильного документа, а со дня обнаружения правонарушения во время проверки.
Нужно ли исправлять документы прошлых лет?
Теперь мы сами можем разобраться, в каких случаях стоит, а в каких не стоит исправлять ошибки прошлых лет.
Совершенно очевидно, что разовое нарушение подвергает работодателя риску получить штраф в течение года со дня совершения.
Это значит, что если вы обнаружили ошибки в документах двухлетней давности, то беспокоиться особо не стоит. Срок давности привлечения к ответственности по этому нарушению уже истек.
Если недочеты в документах текущего года, то их лучше исправить, даже если вы не ждете проверку.
Обращаю ваше внимание, Верховный Суд РФ считает, что«добровольное устранение работодателем последствий своих правонарушений не влечет отмену производства по делу, но должно учитываться как смягчающее обстоятельство при назначении штрафа».
А если вы устранили длящиеся нарушения? Например, до 2015 года у вас не было локальных актов, или трудовые договоры не содержали всех необходимых условий. Но вы, прочитав наши статьи, всё исправили и правильно оформили.
Будут ли у проверяющих основания для наказания за нарушения прошлого года? Думаю, что в этом случае инспекторы не смогут выписать штраф, поскольку на момент проверки все нарушения устранены, а, следовательно, момента обнаружения не будет.
За какой период ГИТ проверяет документы?
Закон не определяет период, за который ГИТ имеет право проверять документы. Инспектор может запросить документы за любой период, естественно, учитывая сроки хранения кадровых документов (Перечень документов со сроками хранения — ссылка). Чаще всего проверка затрагивает последние три года.
Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/oshtrafuyut-li-kompaniyu-za-oshibki-proshlyx-let/
Как трудовая инспекция проводит плановые проверки в 2019 году
Для проверки предприятий любой форм собственности на их соответствие трудового законодательству созданы специальные государственные органы. Их цели, а также регламент, основания и принципы осуществления проверок закреплены в надзорном законодательстве.
Что проверят на выездной проверке трудовой инспекции? Какие документы необходимо подготовить?
Что проверяет трудовая инспекция
В соответствии со ст. 353 ТК РФ и 356 ТК РФ, трудовая инспекция проверят выполнением работодателями норм трудового законодательства. Проводят проверки предприятий все форм собственности территориальные отделения Государственной трудовой инспекции.
Проверки регулируются нормами ТК РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», а также Постановлением Правительства РФ № 875.
На местном и региональном уровне также есть свои законодательные нормы, которые относятся к проверкам от трудовой инспекции.
Инспекторы не могут проводить проверки предприятий в любое удобное для них время. Другое дело, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Но для любой проверки нужны веские основания.
- С момента последней проверки прошло уже 3 года
- С момента государственной регистрации предприятия уже прошло уже 3 года
- С момента государственной регистрации ИП прошло уже 3 года
Однако проверяющие не имеют права озвучивать причины проведения плановой проверки.
Для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией необходимо более веское основание. Как правило, они проводятся по «сигналу» от работников предприятия о различного рода нарушениях ТК РФ.
К основаниям для внеплановой проверки работодателя трудовой инспекцией могут относиться:
- Письменное обращение работника, сигнализирующее нарушение работодателем его трудовых прав
- Письменный запрос от работника о проведении трудовой ревизии условий труда на конкретном рабочем месте
- Получение заявлений о нарушении трудовых норм, которые могут нанести вред жизни и здоровью работников. В данном случае, заявление может поступить не только от работников, но и от посторонних лиц
- Срок для исправления нарушений по предписанию трудовой инспекции истёк
- Запрос прокурора, Правительства РФ или лично Президента о проведении внеплановой проверки на данном предприятии. Приказ о проведении такой проверки издаётся лично руководителем территориального подразделения Государственной инспекции по труду
Какие документы проверяет трудовая инспекция при плановой проверке
Перечень документов для проверки трудовой инспекцией законодательно не закреплён. Кроме того, он не зависит от того, плановая проводится проверка или внеплановая.
Трудовые инспекторы, в ходе проведения проверки, имеют право затребовать и проверить любые документы работодателя, имеющие отношение к труду.
Работодатель обязан предъявить оригиналы всех документов для трудовой инспекции, в том числе доказательства того, что сотрудники были ознакомлены с данными документами должным образом. То есть, работодатель должен предъявить также и подписи журналов.
Все документы, которые могут проверить инспекторы можно условно разделить на 3 больших группы. Это:
1. документы кадровой службы. Это:
- устав
- учредительные документы
- трудовые договоры
- трудовые книжки
- коллективные договоры
- личные карточки сотрудников
- должностные инструкции
- штатное расписание
- приказы по кадрам
- больничные листы
- графики отпусков
- табель учёта рабочего времени
- положения об оплате труда и премировании
- журналы регистрации входящих и исходящих документов
- другие документы, имеющие отношение к кадровой службе
2. бухгалтерские документы. Это:
- платёжные ведомости по оплате труда
- расчётные листки
- лицевые счета
- другие документы, имеющие отношение к трудовым выплатам
3. документы по охране труда. Это:
- положение о персональных данных
- инструкции, связанные с охраной труда
- положения об аттестации
- документы об обучении работников
- документы о медосмотрах работников
- журнал инструктажа по технике безопасности
- журнал регистрации несчастных случаев
- другие документы, имеющие отношение к охране труда
Какой период проверяет трудовая инспекция при плановой проверке
Какие года обычно проверяет трудовая инспекция? Плановая проверка проводится 1 раз в 3 года. Соответственно инспекторы проверяют все документы за последние 3 года, прошедшие с момента последней проверки.
Внеплановые проверки могут быть проведены в любое время. При этом Роструд должен уведомить предприятия за 3 дня до начала проверки. Проверяются все документы за период, который прошёл с момента последней проверки.
Проверка не может длиться более 20 дней, а для филиалов установлен срок – 60 дней. Для предприятий малого бизнеса и микропредприятий срок соответственно 50 часов и 15 часов.
Проверка трудовой инспекции малого предприятия — пошаговая инструкция
Предприятия малого бизнеса нельзя проверять в течение 3-ёх лет с момента государственной регистрации.
- локальные нормативные акты, которыми малые предприятия часто пренебрегают
- все кадровые документы должны изначально составлять и оформлять «на чистовик». Не стоит оставлять это «на потом». Но, в любом случае, нужно проверить все документы, которые имеют отношение к кадрам – приказы о приёме на работу и об увольнении, приказы об отпусках и премировании, должностные инструкции. С каждым таким документов работник должен быть ознакомлен лично. Его подпись должна стоять не только на приказе или должностной инструкции, но и должна быть в журнале ознакомления
- все исходящие и входящие документы должны быть зарегистрированы
- проверить наличие и «заполненность» всех трудовых книжек
- Проверить все расчётные ведомости по заработной плате и премированию. Они должны быть подписаны работодателем или лицом, которое уполномочено это делать
Стоит понимать, что инспектор найдёт нарушение. Это происходит практически всегда. Он должен будет вынести предписание, в котором будут чётко расписаны обнаруженные нарушения, а также сроки для их устранения.
Кроме того, в предписании должна быть указана дата совершения нарушения и ссылка на закон, который указывает, что это именно нарушение.
Все указанные в предписании нарушения необходимо исправить в кротчайшие сроки. Инспектор может поверить руководителю на слово, но может и прийти с повторной проверкой.
Если нарушения не будут исправлены, то инспектор имеет право вынести решение о привлечении работодателя и должностных лиц к административной ответственности по ст. 5. 27 КоАП РФ и 5. 27. 1 КоАП РФ. Санкции по этим статьям – штраф.
Дело будет рассмотрено в течение 15м дней после вынесения решения о назначении штрафа.
Кроме предписания, по окончанию проверки инспектор составляет акт в 2-ух экземплярах. Один – у инспекторов, другой – у проверенной компании.
Если работодатель не согласен с решением трудовых инспекторов, то его можно обжаловать в судебном порядке.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.
Источник: https://xn----7sbfhirbpzfqeufq3dzij.xn--p1ai/article/help/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B5%D1%82-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5.html
Проверки трудовой инспекции: какие документы могут запросить у Работодателя и за какой период?
Одним из видов проверок, которым могут подвергаться в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, является проверка трудовой инспекцией. Трудовая инспекция в лице своих государственных инспекторов осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.1 первая ст. 353 ТК РФ).
Проверки могут быть плановые и внеплановые, то есть проводится по заранее утвержденному плану или по конкретной жалобе, например работника, и первые и вторые могут быть проведены в форме выездной или документарной.
Разница между выездной проверкой и документарной состоит в том, что в первом случае инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему, а во втором случае, проверка будет проходить по месту нахождения работодателя. Но в любом случае, трудовая инспекция проводит проверку на основании представленных работодателем документов и письменной информации.
В своей деятельности инспекции труда руководствуются положениями Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г.
N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее по тексту «Административный регламент № 354н), а также Федеральным законом от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту «Закон № 294-ФЗ»).
АУДИТ КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
О проведении любой проверки работодатель должен быть уведомлен (способ уведомления может быть любым: заказное письмо с уведомлением, нарочный, факс и др.)
Ему направляется копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда о проведении проверки, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст.
14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Одновременно с этим документом направляется запрос о предоставлении документов, на основании которых инспекторы будут делать выводы о соблюдении работодателем трудового законодательства.
Если проверка документарная, то истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст.
11 Закона N 294-ФЗ). Если выездная, то работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ).СНИЖЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ
При проведении плановой проверки, трудовая инспекция самостоятельно решает что, в каком объеме и на основании каких документов будет осуществляться надзор
Однако инспекторы не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Административного регламента N 354н).
Отступление от этого правила возможно, тогда, когда проверка проводится по жалобе конкретного работника с просьбой о соблюдении конфиденциальности.
В этом случае, инспекторы могут проверить не только документы, которые относятся к данному работнику, но и запросить документацию по другим работникам (тех же должностей, например).
БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ С ROSCO!
Максимальный срок, в течение которого работодатель обязан подготовить и представить указанные в запросе документы и письменную информацию составляет 10 дней с момента со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Данная норма усыновлена для проверок, проводимых в документарной форме, что касается выездных, то здесь такого требования законодателем не установлено, одна на практике применяется тот же срок в 10 дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ. Ответственность установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 тысяч рублей.
Обращаем Ваше внимание, что в отличие от иных видов проверок, в отношении проверок трудовой инспекцией законодательство не устанавливает ограничений по временному периоду, за который инспекторы могут проверить документы работодателя
Поэтому трудовые инспекторы вправе запросить необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников.
Однако, если срок хранения запрашиваемых документов в организации к моменту проведения проверки уже истек, то работодатель вправе такие документы не предоставлять.
Для инспектора необходимо будет подготовить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.
Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.
2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.
Для справки укажем, что сроки хранения кадровой документации и иных документов, связанных с трудовыми отношениями установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558).
ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ
Так, например, хранятся:
- заявления, не вошедшие в личное дело — 5 лет (п. 665 Перечня);
- заявления претендентов на замещение вакантных должностей — 3 года после проведения конкурса на замещение вакантных должностей (п.
672 Перечня);
- заявления лиц, не принятых на работу — 3 года (п. 663 Перечня);
- заявление о согласии на обработку персональных данных — 75 лет, если ЭПК данные документы не отнесены к сроку хранения «постоянно» (п.
666 Перечня).
Как следует из п. 1.2 Перечня, все указанные в нем правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности.
Для документов акционерных обществ установлен специальный порядок хранения документов. Он приведен в постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Хранить документы можно как в организации, так и в архиве.
Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.
За нарушение архивного законодательства руководителя компании могут привлечь к административной ответственности
Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).
Рассматриваемый нами порядок предоставления документов, не распространяется на расследования несчастных случаев на производстве (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Если поводом к проведению проверки послужило обращение работника о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан и при проведении проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, то инспектор вправе самостоятельно провести его расследование в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.
В этом случае работодатель обязан не только обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в ней экспертов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки и они не были предоставлены ранее (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ). Если предоставить документы в текущий момент не представляется возможным, инспектор вручает работодателю мотивированный запрос с требованием представить эти документы (оригиналы и копии).ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК
Срок предоставления документов законодательством не регламентирован, поэтому инспектор устанавливается его самостоятельно либо по согласованию с работодателем. Обычно работодателю дается на это несколько дней
Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.
7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.
2 КоАП РФ).
Кроме того, привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки. После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.
Источник: https://rosco.su/press/proverki-trudovoy-inspektsii-kakie-dokumenty-mogut-zaprosit-u-rabotoda/