Публичное оскорбление представителя власти постановление пленума

Содержание

Пленум верховного суда ст 319 ук рф

Публичное оскорбление представителя власти постановление пленума

Представи­тель власти — это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (см. примечание к ст. 318).

Под насильственным посягательством на сотрудника правоохранительного органа или его близ­ких законодатель в ч.

1 рассматриваемой нормы предусматривает нанесение побоев или соверше­ние иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинения кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных, более тяжких последствий, а также иные виды физического воздействия, выражающиеся в ограничении физической свободы против его воли, связывание и т.д., т.е. насилие, не опасное для жизни и здоровья потерпевшего.

В данном случае важно помнить, что даже при безобидном штрафе для виновного лица наступают определенные уголовно-правовые последствия, которые зачастую имеют более неприятный характер.

Характеристика объекта и объективной стороны Непосредственным объектом преступления по анализируемой уголовно-правовой норме 319 УК РФ является установленный порядок деятельности управленческих, властных, контролирующих и правоохранительных органов.

В качестве дополнительного объекта выступают достоинство и честь сотрудников, работающих в этих структурах.

Объективную сторону анализируемого преступного деяния можно охарактеризовать тремя признаками – это действие, время и обстановка его совершения. Первое находит проявление в публичном оскорблении представителя властных органов.

Статья 319 ук рф. оскорбление представителя власти

Помимо самого сотрудника правоохранительного органа, уголовный закон в такой же мере за­щищает права и интересы их близких, к которым относятся близкие родственники— лица, со­стоящие в родстве (отец, мать, дедушка, бабушка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и род­ственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа, а равно (в исключительных случаях) иные близкие лица, состоящие в свойстве с сотрудником правоохранительного органа, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся обстоятельств дороги конкретному сотруднику правоохранительного органа в силу сложившихся личных отношений (см. п. 3,4 ст. 5 УПК РФ). Непременным условием квалификации содеянного по указанным нормам закона является ис­полнение сотрудником служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспече­нию общественной безопасности, т.е.

Статьи по предмету уголовное право

К.

, наставив на работницу вооруженной охраны речного порта газовый пистолет, зашел в проходную порта, где с требованием стоять направил оружие в лицо находившемуся там сотруднику милиции, после чего забрал изъятые у него ранее сотрудниками охраны документы и скрылся.

Содеянное квалифицировано судом по ч. 2 ст. 318 УК. Изменяя квалификацию действий осужденного с ч. 2 на ч. 1 ст. 318 УК РФ, суд надзорной инстанции указал, что при изложенных обстоятельствах К.

не применял насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти, а лишь угрожал применением такого насилия. Применение насилия или угроза его применения образуют состав рассматриваемого преступления только в том случае, если указанные действия были совершены в связи с законной деятельностью представителя власти.

Статья 319 ук рф: состав, комментарии, судебная практика

Важно

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Уголовная ответственность по ст. 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти. Объектом данного преступления выступает нормальная деятельность органов власти.

Вместе с тем само по себе оскорбление представителя власти затрагивает его честь и достоинство, которым также причиняется вред.

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Статья 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»).

Сотрудник правоохранительного органа — это гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности: прокурора; следователя; лица, произ­водящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника ор­ганов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общест­венной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органа Феде­ральной службы безопасности; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государ­ственной охраны, а также выполняющих иные обязанности в органах, для которых охрана право­порядка согласно закону является основной или одной из основных задач.

An error occurred

УВД г. Альметьевска, в присутствии Тарасовой и Макаровой оскорблял грубой нецензурной бранью дежурного инспектора медвытрезвителя младшего лейтенанта милиции Х.

, находившегося при исполнении служебных обязанностей, при оформлении им учетной документации для помещения Г. в палату для вытрезвления.

Изучив уголовное дело и проверив доводы надзорной жалобы, судебная коллегия отменила все состоявшиеся по делу судебные решения по следующим основаниям. Правильно установив фактические обстоятельства дела, мировой судья, квалифицируя действия Г.

по ст. 319 УК РФ, дал им неправильную правовую оценку. Как видно из приговора, оскорбления в виде грубой нецензурной брани в адрес сотрудника милиции Х. осужденным высказаны в помещении медицинского вытрезвителя лишь в присутствии Макаровой – санитарки медвытрезвителя и Тарасовой – фельдшера того же вытрезвителя, при отсутствии там других лиц.

Причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью сотруднику или его близкому в связи с иной служебной деятельностью, не связанной с исполнением им своих должностных обязанностей, следует квалифицировать по ст. 111 и 112 УК РФ.

По мнению отдельных ученых, насилие оказывает определяющее влияние на нравственную и правовую атмосферу в обществе, духовную жизнь людей, их ценностные ориентации и каждодневные отношения между ними, принятие важ­ных решений и воспитание подрастающего поколения, политическую и экономическую деятель’ ность, а также возможность обеспечения правопорядка.

Поэтому при законодательном регулирова­нии ответственности за совершение насилия в отношении сотрудника правоохранительного органа, формировании состава этого преступления и в правоприменительной практике необходимо учиты­вать рассмотренный аспект их общественной опасности.

Под прицелом преступников оказываются права граждан на безопасную жизнь, на охрану их личности, их интересов со стороны правоохранительных органов, т.е.

на общественный порядок, общественную безопасность. Оскорбление представителя власти может быть совершено в любом месте и в любое время и тогда, когда он не исполняет своих служебных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения), но по поводу их исполнения.

Судебная практика показывает, что оскорблению представителя власти иногда предшествуют другие преступления против порядка управления – в частности, применение насилия в отношении представителя власти, поэтому возникают трудности в квалификации подобных действий.

Важным моментом является наличие или отсутствие разрыва во времени при совершении преступлений.

Оскорбление по смыслу закона представляет собой одну из форм противодействия представителям власти, поэтому в подобных случаях, по мнению отдельных судебных составов Верховного Суда РФ, все эти действия следует расценивать как единое более тяжкое преступление.

Пленум верховного суда по ст 319 ук рф

Вопрос: Возможно ли прекращение уголовного дела за примирением сторон в случае обвинения лица в совершении преступлений, предусмотренных статьями 318 и 319 УК РФ, с учетом того обстоятельства, что указанные составы преступлений «двухобъектные»? Ответ: Прямого запрета на прекращение уголовного дела о двухобъетном преступлении на основании ст. 25 УПК РФ в законе нет. В п.

16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» указано, что прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст.

264 УК РФ за примирением сторон является правом, а не обязанностью суда.

Пленум вс рф ст 319 ук рф

Внимание

Публичность имеет место тогда, когда а) оскорбительные действия совершаются в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представляемому потерпевшим (в противном случае не происходит умаления авторитета органа власти в глазах граждан); либо б) результаты действий, носящих оскорбительный характер, доведены до сведения неопределенного круга лиц (публики). Например, публичным признается оскорбление в общественных местах, с использованием средств массовой информации и т. п. Оскорбительные рисунки и подписи к ним, тексты подобного же характера на стенах домов и заборах также признаются публичным оскорблением.

При отсутствии признака публичности (то есть при обстоятельствах, исключающих умаление авторитета государственной власти) ответственность наступает на общих основаниях. Поясню ситуацию выдержкой из надзорного определения Верховного Суда РФ. Г.

Источник: http://kodeks-alania.ru/plenum-verhovnogo-suda-st-319-uk-rf/

Статья 319 УК РФ Оскорбление представителя власти с ми

Публичное оскорбление представителя власти постановление пленума

Последнее обновление: 15.02.2020

Управление процессами общественной жизни выполняют на местах органы государственной, муниципальной власти.
Определимся, какие действия квалифицируют как оскорбление представителя власти. Выясним чем чревато оскорбление при исполнении служебных обязанностей.

Что говорит закон (ст. 319 УК РФ)

Являясь законодательным актом, Уголовный кодекс основан на основных конституционных принципах, нормах международного права.

Уголовное законодательство призвано:

  • пресечь преступные посягательства на честь и достоинство граждан;
  • обеспечить охрану прав и свобод человека как личности, общественного порядка, государственного строя;
  • предупреждать преступления.

Руководствуясь нормами, установленными Уголовным кодексом, определяют:

  • степень опасности для личности, общества, государства совершенных противоправных деяний;
  • меры уголовной ответственности.

Систему органов власти составляет совокупность: федеральных (общегосударственных), региональных (действующих в субъектах) органов, муниципалитетов.

Государственное управление осуществляется законодательными, исполнительными, судебными органами.

Поскольку 319 статья УК не акцентирует внимание на представителях каких-то конкретных управленческих структур, например, оскорблении сотрудников полиции при выполнении своих служебных обязанностей, разберемся, когда могут предъявить обвинение в уголовно наказуемом деянии.

Оскорбляя представителей любой из ветвей управления при исполнении ими обязанностей (возможно, это касается деятельности), следует помнить о неотвратимости последствий (ст. 319 УК).

  1. Оскорбление в адрес депутатов как представителей законодательной власти, принимающих правовые, нормативные акты, полномочных контролировать деятельность исполнительных органов, будет расценено в рамках ст. 319 УК РФ.
  2. Предусмотрено уголовное наказание за оскорбительные действия, касающиеся представителей исполнительной власти.

Сюда относят, начиная от Президента, Правительства страны и Государственной Думы, министерства и ведомства, правительства областей, республик, краев, городов республиканского значения до прочих аппаратов управления на местах.

  1. Несмотря на отдельно выделенные меры уголовного преследования при неуважительном отношении к лицам, которые выполняют функции правосудия, оскорбление судей, прокурора также можно пресечь, руководствуясь УК РФ ст. 319.

Привлечь к ответственности могут не только за высказывания лично в нелицеприятной форме, с употреблением ненормативной лексики представителю власти, но и за:

  • публичное оскорбление;
  • призывы к действиям, которые могут нести общественную опасность.

Объективная составляющая преступления

Для возможности привлечь к ответственности, должна быть доказана вина обвиняемого в совершенном преступном деянии.

Нанесенное публично оскорбление представителю любого уровня власти – и есть содеянное преступление.

Объективная составляющая включает:

  • осознанность происходящего и желание добиться оскорблениями определенной цели;
  • публичность.

Можно добиться уголовного преследования, исходя из ст. 319 УК РФ, если выяснение отношений, выраженное словесной перебранкой, не связано с личными неприязненными отношениями.

Наказание за оскорбления, затрагивающие честь государственного служащего, неминуемо, лишь когда это происходит публично. Публичность может быть выражена:

  • присутствием свидетелей, которые не имеют отношения к данной государственной системе управления;
  • опубликованием порочащих материалов через средства массовой информации, включая социальные сети;
  • выступлением перед аудиторией, на общественных мероприятиях;
  • распространением агитационных листовок, плакатов;
  • и так далее.

Объективность преступного деяния подразумевает целенаправленное стремление виновных лиц донести общественности порочащие сведения о конкретном человеке, как представителе государственных структур.

Не нужно путать право обоснованно критиковать деятельность (или бездействие) отдельных органов власти, их конкретных представителей.

Важно не перейти границы дозволенного при выражении личного мнения, оценочных суждений о профессионализме должностных лиц. Недопустимы и наказуемы оскорбления, направленные на подрыв авторитета властных структур.

Субъективность противоправных действий

Под субъективностью совершенных преступных деяний в уголовном праве понимают:

  • осознание происходящей действительности и своих поступков;
  • мотивы, преследуемые цели.

Таким образом, объективность противоправных действий выражена внешне – когда есть свидетели нецензурных, оскорбительных высказываний в адрес лиц, занимающих определенные должности в государственных структурах органов власти.

Субъективность – внутренняя сущность содеянного.

Мера наказания выбирается индивидуально, учитывая, что:

  • бывает сгоряча допущена неосторожность выражений, инкриминируемых как оскорбление при исполнении должностными лицами служебных обязанностей прилюдно;
  • имелся преднамеренный умысел содеянного.

Так, при наличии прямого (или косвенного) умысла нанести оскорблением моральные страдания лицу, занимающему должности государственных структур власти, виновный:

  • может заранее обдумать план действий или реализовать внезапно возникший;
  • адресует свои выражения определенному человеку;
  • осознает (или предвидит) общественную опасность последствий (сознательно допускает их наступление).

Объект преступления

Одной из составляющей преступления выделяют его объект, то есть должностное лицо органов власти, унижая честь и достоинства публично которого, виновный стремится подорвать авторитет государственной структуры.

При этом фактически потерпевший от нецензурных выражений, оскорбительных действий представитель власти выступает предметом достижения преступных умыслов виновного – дискредитировать деятельность государственного аппарата.

Кого признают субъектом содеянного

Лицо, совершившее преступление (не имеет значения, мужчина или женщина), признанное вменяемым, несет уголовную ответственность, начиная со следующего дня после достижения 16 лет.

Законодатель руководствуется следующими критериями, когда личность считают сформировавшейся:

  • человек, оскорбляя или совершая прочие противоправные действия, делает это осознанно;
  • пытаясь унизить, задеть словами (или действиями) честь, достоинство представителей органов власти, могут оценивать, как такое поведение взаимосвязано с общественным мнением, учитывать возможные последствия;
  • когда физическое лицо может обдуманно выбирать стиль своего поведения, принимать решения действий;
  • есть осознание социальной сущности совершаемых поступков.

С юридической точки зрения, субъекта преступления могут не привлечь к уголовной ответственности, если в момент совершения преступных деяний человек был невменяем (не осознавал происходящего) в силу психологических расстройств (обострения хронических заболеваний, временного расстройства, слабоумия и тому подобное).

Только медицинский критерий признания невменяемости способен оказать влияние на освобождение от ответственности за преступление, когда доказано, что человек, страдающий определенными видами заболеваний, не регулирует поведение, лишен способности осознания своих поступков и их последствий.

Невменяемость поведения виновного в совершении преступления лица, находящегося в алкогольном опьянении или под воздействием наркотических, других психотропных веществ, определяется, как стимул проявления намерений оскорбить при исполнении служебных обязанностей должностных лиц и служащих государственных органов.

Момент окончания преступления

Преступные действия могут только планироваться и остаться нереализованными на стадии приготовления к осуществлению задуманного.

После завершения высказываний или других действий (например, пощечины), преступление считают свершившимся.

Имеет смысл обращаться с иском о признании виновных действий в суд, если:

  • словесная тирада, перешедшая в надругательство, происходила в момент исполнения должностных (служебных) обязанностей (или речь шла о работе структуры);
  • во время конфликта присутствовал хотя бы один посторонний человек;
  • обвиняемый целенаправленно распространял информацию оскорбительного характера о потерпевшем для подрыва личного авторитета, вызова недоверия к работе структуры.

Что ждет нарушителя

Принимая решения о мерах наказания, суд учитывает совокупность всех составляющих преступного деяния, личность виновного, последствия.

За высказывания, порочащие представителей власти, направленные на недоверие граждан к государственной структуре управления, наступает уголовная ответственность.

Кроме штрафных санкций, осужденным, вполне возможно, придется выполнять исполнительные работы.

Отличия от статьи 318 УК РФ

В отличие от наказания за преступление, выраженное оскорблением, виновных привлекут к ответственности и в том случае, если преступные действия будут направлены против родных и близких государственного служащего (ст. 318).

Меры наказания более суровы, предусматривают отбывание наказания в местах лишения свободы (сроком до 10 лет), если применено физическое насилие к потерпевшим.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/oskorblenie-predstavitelya-vlasti/

Оскорбление представителя власти: статья 319 УК РФ, наказание

Публичное оскорбление представителя власти постановление пленума

Последнее обновление — Декабрь 2019

Запрет на оскорбление одних людей другими, кроме морального, имеет еще и правовой аспект. Законом установлено наказание за унижение чести и достоинства, в гражданских правоотношениях его определяет КоАП.

За противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, предусмотрена уголовная ответственность. Данное преступление подрывает авторитет государственных органов управления, а значит, препятствует их нормальной деятельности.

За оскорбление представителя власти наказание определяет ст. 319 УК.

Состав преступления

Каждое преступление для возможности привлечения виновного к ответственности должно иметь 4 основных составляющих, которые мы разберем ниже.

Объект

Под объектом в уголовном праве понимают то, чему преступление причиняет вред. Для ст. 319 – это нормальное функционирование государственного аппарата и авторитет государственной власти, дополнительно честь и достоинство представителя власти.

В качестве представителей власти признаются должностные лица правоохранительного, контролирующего органа, а также другие должностные лица, которые в соответствии с законом обладают распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

  • Правоохранительные органы обеспечивают законность и борются с правонарушениями. К ним относятся суд, прокуратура, полиция, ФСБ, Служба внешней разведки, таможня, Служба судебных приставов и др.

Подробно: Наказание за оскорбление полицейского при исполнении

  • Контролирующими органами являются налоговое ведомство, противопожарная служба, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, трудовая инспекция и др.
  • К прочим должностным лицам относятся сотрудники органов государственного аппарата и местного самоуправления. Например, главы местных администраций, руководители различных подразделений по направлениям деятельности, отнесенной к полномочиям соответствующей администрации, депутаты законодательных органов и др.
  • Кроме того, представителями власти считают военнослужащих, привлеченных к охране общественного порядка и безопасности, они так же вправе требовать от гражданских лиц соблюдения закона.

Объективная сторона

Объективная сторона деяния по ст. 319 УК РФ, то есть конкретные действия, образующие преступление, имеет ряд особенностей.

  1. Во-первых, само понятие оскорбления подразумевает определенные признаки:
    • выражается в неприличной форме, то есть противоречит правилам и нормам поведения, принятым в обществе;
    • унижает честь и достоинство того, кому оно адресовано.

Оскорблением могут быть не только нецензурная брань или непристойные жесты, но и физические действия, например, пощечина, плевок или толчки. Также оскорбление может быть нанесено в письменной или графической форме, такой как карикатура или фотомонтаж.

  1. Помимо того, что оскорбление происходит только в отношении лица, обладающего признаками представителя власти, оно должно быть публичным.

Основным признаком публичности является присутствие третьих лиц в момент совершения преступления. При этом место не обязательно должно быть общественным. Например, оскорбление представителя власти в квартире виновного в присутствии хотя бы одного постороннего, также считается публичным.

Следует указать, что оскорбление представителя власти в присутствии только его коллег или других представителей власти суды не расценивают как публичное.

Чаще всего противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, совершают на улице, в отделении полиции или медицинском учреждении, куда доставили виновного для освидетельствования. Также распространены случаи оскорбления в служебном кабинете, на рабочем месте.

Оскорбление может быть совершено и в отсутствие потерпевшего. Под понятие публичного унижения подпадает распространение различных листовок или обращений, размещенных в общественных местах.

С развитием технологий появилась возможность размещать оскорбительную информацию в Интернете, социальных сетях, рассылать при помощи SMS и MMS сообщений, опубликовывать видео на Ютуб и в Инстаграм.

Эти действия также являются публичными, поскольку направлены на неограниченный круг лиц.

  1. Следующая особенность – оскорбление должно быть донесено исключительно при исполнении должностным лицом своих обязанностей по службе или связано с их исполнением. В противном случае ответственность у виновного может наступить по общей статье 5.61 КоАП, которой установлено наказание за оскорбление обычных граждан.

Субъект

Субъект – тот, кто может отвечать за совершенное преступление. Ответственность для граждан за данное преступление наступает уже с 16 лет. Преступление считается законченным в момент совершения оскорбительных действий.

Субъективная сторона

Отношение преступника к содеянному. Противоправные действия совершаются с целью оскорбить представителя власти именно в связи с исполнением им служебных обязанностей. Для ответственности по ст. 319 УК РФ необходимо чтобы виновный имел прямой умысел на совершение этих действий и осознавал их последствия.

Какое наказание предусмотрено

Ст. 319 за оскорбление представителя власти определяет в качестве наказания:

  • штраф до 40 000 рублей или в размере, не превышающем доход за 3 месяца;
  • до 360 часов обязательных работ;
  • до 1 года исправительных работ.

Обязательные работы выполняются в свободное от основной трудовой деятельности время. Их вид и место определяет местная администрация и уголовно-исполнительная инспекция. Исправительные работы выполняют по месту основной деятельности, а при его отсутствии – также в местах, определяемых инспекцией и администрацией, при этом из заработка осужденного удерживают до 20%.

Оскорбление представителя власти по КоАП

Если лицо, представляющее власть, оскорбляют в обычной жизни не в ситуации исполнения служебного долга и никак с ним не связанной, то применяется административная ответственность по ст. 5.61 КоАП об унижении чести и достоинства гражданина. В качестве наказания виновный должен будет заплатить штраф до 3 000 рублей.

Какие доказательства можно использовать

Для установления факта противоправных действий органы предварительного расследования используют любые разрешенные законом материалы. В зависимости от ситуации это могут быть следующие доказательства:

  • заявление потерпевшего;
  • показания свидетелей;
  • запись камер видеонаблюдения;
  • аудио и видеозапись;
  • распечатка SMS сообщений;
  • скриншоты интернет-страниц;
  • должностные инструкции и служебные характеристики сотрудников;
  • рапорт об обнаружении признаков преступления и т. д.

В некоторых случаях для установления оскорбительного характера и неприличной формы высказываний следователь или суд назначает специальную лингвистическую экспертизу, если такой вопрос не исследован в полной мере на досудебной стадии. Выражения считаются оскорбительными, если противоречат нормам морали и нравственности, при этом направлены на унижение чести и достоинства конкретного лица и обязательно выражены в неприличной форме.

Следует указать, что доказывание факта совершения преступления – обязанность уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов. Однако ни потерпевшему, ни подозреваемому/обвиняемому не запрещается ходатайствовать о проведении тех или иных следственных действий, приобщении доказательств и т. д., которые могут помочь в установлении всех обстоятельств происшедшего.

Подследственность и подсудность

По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.

Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.

Министерство внутренних делСледственный комитет

То есть, например, дело об оскорблении лесного инспектора будет подследственно дознавателю полиции, а дело об оскорблении следователя МВД – следователю СК РФ.

Дела по ст. 319 УК РФ отнесены к группе дел публичного обвинения. Это означает, что уголовное преследование осуществляется государством в лице правоохранительных органов, независимо от воли потерпевшего. Рассматривают такие уголовные дела мировые судьи.

Совокупность преступлений

Довольно часто оскорбление представителя власти сопровождается насилием по отношению к нему, которое квалифицируют по ст. 318 УК. Особенно распространены такие действия при общении с сотрудниками полиции, ДПС, ППС, которые предъявляют гражданину требования о соблюдении общественного порядка, необходимости пройти освидетельствование на алкоголь или задерживают его.

В данном случае виновному вменяется 2 преступления (совокупность преступлений) – по ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). В этом случае расследование уголовных дел производится следователями СК, а рассмотрение дела происходит в районном суде.

Если действия обвиняемого не были опасны для жизни и здоровья потерпевшего, то срок заключения может составить до 5 лет. Насилие, причинившее здоровью тяжкий вред, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

При этом необходимо отличать насилие от сопротивления и неповиновения представителю власти, которое является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.3 КоАП.

Преступления в отношении отдельных представителей власти

За оскорбление некоторых категорий служащих Уголовным кодексом предусмотрены отдельные нормы для привлечения к ответственности.

Ст. 297 УК устанавливает наказание за неуважение к суду. За оскорбление участников процесса, в том числе судьи, присяжных и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурор, эксперт, потерпевший, подсудимый, свидетель и пр.

), виновному грозит штраф до 200 000 рублей, либо до 480 часов исправительных работ, либо до 6 месяцев ареста.

Под неуважением к суду понимают не только прямое унижение чести и достоинства, но и публичные действия или обнародование информации, цель которых принизить авторитет и вызвать недоверие к судебной системе.

При расследовании обстоятельств дела особое внимание обращают на место и способ совершения противоправных действий. Если преступление совершено не в зале заседания, то оно должно быть связано с ролью участника процесса в судебном разбирательстве.

Освобождение от ответственности

  • Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
  • Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
  • Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
  • Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.

В сети встречаются постановления судов об освобождении от ответственности по ст.

319 УК РФ с назначением судебного штрафа, но одно из условий его применения – заглаживание вреда, вероятность которого спорна по той же причине, что и примирение сторон по таким делам.

Заключение

Таким образом, государство очень серьезно относится к оскорблению представителей власти.

Эти действия нарушают нормальную работу органов управления и правопорядка, а значит, представляют общественную опасность.

Кроме чести и достоинства должностного лица или служащего подрывается авторитет самого органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому избежать наказания виновному удается очень редко.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://Zakonved.ru/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-vlasti/oskorblenie-predstavitelya-vlasti.html

Статья 319. Оскорбление представителя власти

Публичное оскорбление представителя власти постановление пленума

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Комментарий к ст. 319 УК РФ

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.

Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично.

По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.

Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

По смыслу указанного уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.

Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности.

Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей.

Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.

В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.

По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Судебная практика по статье 319 УК РФ

Постановление ЕСПЧ от 03.10.2017

12. Заявительница, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не прекращала агрессивно вести себя даже после того, как сотрудники милиции предупредили заявительницу о незаконном характере ее поведения.

Поскольку действия заявительницы представляли собой публичное оскорбление представителя власти, деяние, наказуемое в соответствии со статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), П. и Т. попросили заявительницу проследовать за ними в отделение милиции для составления протокола.

Заявительница отказалась подчиниться этому требованию, и они взяли ее за руки, чтобы посадить ее в милицейскую машину. Заявительница оказала сопротивление и попробовала упасть на колени. В этот момент Ф. выбежал из дома и ударил одного из милиционеров ногой в живот. П. и Т. были вынуждены пресечь агрессию со стороны Ф.

, применив к нему физическую силу и надев на него наручники. Затем они отвезли Ф. в отделение милиции.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 89-АПУ17-2

25 мая 2015 года мировым судьей судебного участка N … Центрального АО г. Тюмени по ст. 319 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 170 часов, наказание отбыто 2 августа 2015 года,

Источник: https://ukrfkod.ru/statja-319/

Публичное оскорбление представителя власти постановление пленума

Публичное оскорбление представителя власти постановление пленума

За такое нарушение наказание будет более строгим. Понятие представителя власти дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года.

Представителями властных структур принято считать лица, которые: Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.

Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных

  1. работают в государственных, надзорных или контролирующих органах и наделены определенными служебными полномочиями: сотрудники МВД, работники налоговой службы, таможни.
  2. осуществляют законодательную, исполнительную или судебную деятельность;

Преступлением будут считать сам факт оскорбления должностного лица.

Пленум по ст 319 ук рф

319 УК РФ, смягчила до 3 тыс. рублей штрафа в доход государства, на основании ст.

70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначила четыре года десять дней лишения свободы со штрафом в размере 3 тыс. рублей в исправительной колонии строгого режима, в соответствии с ч.

2 ст. 71 УК РФ постановила наказания в виде штрафа и лишения свободы исполнять самостоятельно.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 ноября 2006 г. все принятые судебные решения отменила, а дело прекратила, указав следующее.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г.

N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений — должностным лицом.

При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

3. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»

Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Вместе с тем в названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.

Публичность оскорбления представителя власти как конструктивный признак состава преступления Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

В уголовно-правовой норме, предусмотренной ст.

Обязательным дополнительным объектом выступают честь и достоинство конкретного представителя власти2. Основной непосредственный объект в ст.

319 УК РФ с социальных позиций является более важным и ценным, и при его нарушении дополнительный обязательный объект поглощается.

Иными словами, при оскорблении представителя власти виновный посягает прежде всего на порядок управления и на общественное признание авторитета государственных структур.

Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти

Обязательный признак состава рассматриваемого преступления — публичность оскорбления, т.е. когда оскорбительные действия совершаются в присутствии других людей или когда результаты оскорбления воспринимаются посторонними лицами (например, оскорбление в печати, оскорбительные надписи или рисунки на заборах или стенах домов).

——————————— БВС РФ.

2007. N 2. С. 24, 25. Оскорбление может быть нанесено при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей или хотя бы не при исполнении этих обязанностей, но в связи с их исполнением в прошлом (например, лицу, находящемуся в отпуске, на пенсии). Преступление окончено с момента совершения оскорбительных действий.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Виновный осознает, что оскорбляет именно представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, и желает этого. 5.

Юридические вопросы и ответы

319 УК РФ 1.

Основным непосредственным объектом преступления признаются общественные отношения, обеспечивающие защиту авторитета органов власти; дополнительным — честь и достоинство личности.

Источник: http://iso-sercons.ru/publichnoe-oskorblenie-predstavitelja-vlasti-postanovlenie-plenuma-97625/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.