+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выход из унитарного предприятия

Содержание

Приватизация МУП: пошаговая инструкция – ООО «АКРУС»

Выход из унитарного предприятия

Чтобы повысить эффективность работы муниципальных предприятий, органы местного самоуправления часто прибегают к такому способу их реорганизации, как приватизация МУП. Считается, что передача муниципального предприятия в частные руки повышает ее доходность, поскольку частный собственник управляет активами более продуктивно.

Преобразование МУП в ООО или АО регулируетсяФедеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Соблюдение правил нормативного акта – обязательное условие приватизационного процесса.

Нарушения закона могут повлечь за собой судебные споры и аннулирование результатов проведенной процедуры.

Приватизация путём преобразования ООО, АО

Реорганизация предприятия осуществляется администрацией муниципального образования.

В качестве вариантов передачи госимущества выбираются преобразование в АО или ООО, продажа на конкурсе, аукционе, путем публичного предложения или по результатам доверительного управления.

Помимо того, госсобственность в рамках приватизации МУП может продаваться за пределами РФ или вноситься в виде вкладов в уставные капиталы АО.

Условия приватизации

Согласно законодательству, приватизационный процесс осуществляется на основании решения собственников предприятия (местными органами власти) либо принудительно по судебному акту. Процедура осуществляется на возмездной основе, то есть за деньги. Во время передачи имущества аудиторы вправе проверить правильность оценки передаваемой собственности.

Запуск механизма реорганизации предприятия осуществляется на основании прогнозного плана приватизации МУП, который включает в себя полный перечень объектов, подлежащих преобразованию на текущий год. Его составляет местная администрация, определяющая основные способы передачи собственности, информационное обеспечение процедуры и направления приватизационной политики.

Что запрещается приватизировать

Реорганизации может подвергаться далеко не каждый муниципальный объект. Недопустимо приватизировать:

  • госимущество, изъятое из оборота;
  • объекты, относящиеся к коммунальной, социальной или культурной сфере;
  • предприятия, которые по закону должны обязательно принадлежать государству.

Этапы реорганизации

Процедура приватизации МУПов имеет свои плюсы и минусы. Одним из ее преимуществ является четкий порядок действий, который значительно облегчает приватизационный процесс. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, преобразование проходит в такой последовательности:

  • Принятие решения о реорганизации

Как говорилось выше, решение о передаче компании принимается администрацией, на балансе которой числится данное госимущество.

При его составлении в документе прописываются общие характеристики объекта, его стоимость, способ передачи, возможности для кредитования юридических лиц, желающих купить предприятие.

Если речь заходит об имущественном комплексе, в решении указывается полный список приватизируемых объектов и перечень имущества, которое не будет реорганизовано.

  • Составление приватизационного плана

Реорганизационный процесс не может быть спонтанным, поэтому на втором этапе составляется план приватизации МУП, который позволяет систематизировать проведение процедуры и улучшить инвестиционную привлекательность объекта для потенциальных инвесторов. От момента его утверждения предприятия, подлежащие преобразованию, не имеют права сокращать сотрудников и совершать сделки на сумму выше 5 % от балансовой стоимости активов.

Для проведения инвентаризации руководитель формирует комиссию, которая проводит проверку и составляет инвентарные ведомости с информацией о недвижимом и движимом имуществе. При установлении не оприходованных ценностей их оценивают и ставят на баланс. Если в собственности имеются активы, которые не пригодны к использованию, осуществляется их списание.

В том случае, когда перед приватизацией МУП выявляется, что компания пользовалась кредитными средствами, контрагентам рассылается сообщение о предстоящем преобразовании. Уведомление должно быть направлено в течение 5 дней от даты принятия решения о реорганизации. Кредиторы, в свою очередь, имеют право потребовать от предприятия досрочного исполнения своих обязательств.

  • Размещение информации в СМИ

Информационное обеспечение приватизационного процесса подразумевает под собой проведение ряда мероприятий, открывающих свободный доступ к сведениям о реорганизации неограниченному количеству лиц. Иными словами, на официальных сайтах в Интернете размещаются составленный прогнозный план, решения об условиях проведения процедуры, акты планирования и другие необходимые документы.

По результатам инвентаризации и расчетов с кредиторами составляется промежуточный бухгалтерский баланс, а также проводится оформление документов на участок земли.  Непременным условием приватизации МУП является аудиторская проверка.

В этих целях инициатором реорганизации заключается договор с аудитором. При обнаружении каких-либо нарушений назначается дополнительная проверка на предмет наличия и состояния имущества, находящегося на балансе муниципального предприятия.

К числу важнейших документов, необходимых для регистрации фирмы в налоговых службах, относится передаточный акт, который включает в себя следующие сведения:

  • перечень имущества, подлежащего приватизации;
  • данные об имеющихся участках земли;
  • список кредиторов (если таковые были выявлены при подготовке);
  • балансовая стоимость;
  • величина уставного капитала нового хозяйственного общества.

Поскольку в ЕГРЮЛ уже имеется информация о существующем муниципальном предприятии, приватизация МУП предполагает только изменение формы хозяйствования и внесение соответствующих данных в реестр. Предварительно составляется устав АО или ООО, принимается решение о назначении руководителя, готовится учредительная документация.

Чтобы оформить компанию в налоговой инспекции, необходимо предъявить регистрирующему органу следующие документы:

  • заявление по форме Р12001;
  • передаточный акт;
  • решение об условиях реорганизации;
  • устав.

Регистрация проводится в налоговой службе по месту нахождения исполнительного органа компании. Если таковой отсутствует, то по месту пребывания лиц, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности.

Плюсы и минусы

ПлюсыМинусы
1. Образованная компания становится полноправным владельцем основных средств. Ее руководитель может распоряжаться собственностью без одобрения собрания учредителей (кроме крупных сделок).2. Нет необходимости публиковать отчетность и другие документы в открытых источниках.3. Предприятие становится более привлекательным в плане инвестиций. Инвестор может войти в состав общества и получить свою долю акций.4. Компания освобождается от ограничений по составу имущества и осуществляемым видам деятельности, что позволяет использовать все имеющиеся возможности для получения дохода.1. В большинстве случаев на приватизацию выставляются убыточные предприятия, находящиеся на грани банкротства. Их реорганизация требует от нового руководства возрождения компании.2. Вместе с активами учредители приобретают ряд обязанностей, таких как необходимость сохранения штата и оплаты дебиторской задолженности.

Сколько занимает процесс приватизации

Если говорить о сроках, то приватизация МУП – достаточно долгий процесс, который может занять многие месяцы, а то и годы. Чтобы максимально сократить период реорганизации, закон устанавливает четкие ограничения по времени процедуры:

  • Информация о приватизационной программе публикуется местными органами власти в Интернете ежегодно до 1 марта.
  • Уведомление налоговых служб о переходе к реорганизации должно осуществляться руководителем предприятия в срок не более 3 дней.
  • Передача результатов инвентаризации и утверждение промежуточного баланса производятся по истечению времени, которое отведено кредиторам на предъявление претензий. Срок исчисляется от даты публикации сообщения и составляет 30 дней.
  • Регистрация в налоговых органах – 5 дней.

Еще какое-то время может понадобиться на оформление права собственности на сооружения, передаваемые хозяйственному обществу. Этот период варьируется в зависимости от типа недвижимости и способа подачи заявления.

Если вы хотите, чтобы процесс преобразования прошел максимально быстро, приглашаем воспользоваться услугами компании ООО «АКРУС». Мы несем полную ответственность за результаты своей работы и гарантируем, что приватизация МУП с нашей помощью будет выполнена оперативно и на высоком профессиональном уровне.

Источник: https://akrus.su/blog/privatization/privatizatsiya-mup-poshagovaya-instruktsiya/

Выход из унитарного предприятия

Выход из унитарного предприятия

Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, местонахождение и др.), сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Единственное важное отличие этих обществ состоит в следующем: при недостаточности имущества общества с дополнительной ответственностью для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно.

Однако размер этой ответственности ограничен, он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части — одинакового для всех кратного размера и суммы внесенных вкладов (например, трехкратный и т.п.).

С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами.

Только за последние 3 года МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Тихорецкого района» приняло на баланс ряд объектов инженерной инфраструктуры: котельную ОАО «Ростелеком» в ст. Новорождественской, котельную в поселке УБР, тепловые сети протяженностью 3,2 км, жилищный фонд в ст. Новорождественской и пос.

УБР, канализационно-насосную станцию и сети ОАО «Ростелеком» в ст. Новорождественской, канализационные сети в пос. УБР, сети водоснабжения с водозаборными сооружениями х. Казаче-Борисовский, х. Ленинский, ст. Новорождественской, пос. Зеленый, Шоссейный, Садовый, объекты коммунально-бытового назначения ПУ-47 в п.

Парковый.

В 2006 году Федеральной службой по тарифам России для утверждения тарифов на 2006 год были приняты предельные индексы (116% для коммунальных услуг и 123% для жилищных) изменения уровня оплаты гражданами ЖКУ, в результате чего предприятие 2006 год работало по более низким тарифам, чем в 2005 году. Т.е. при утверждении тарифов на 2006 год принимался во внимание % изменения стоимости, а не фактически утвержденный норматив.

Форма УП используется, как правило, для малого или среднего бизнеса. Одним из преимуществ унитарных предприятий является возможность использования в качестве местонахождения помещения, в котором проживает учредитель – жилой дом, квартира. Напомним, что при других формах организаций такое не допускается.

В отличие от других видов организаций, унитарные предприятия не обладают правом собственности на используемое имущество. Его владельцем является учредитель. Все имущество, относящееся к УП, неделимо. Само унитарное предприятие использует имущество только на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Плюсы и минусы унитарных предприятий

Следует отметить, что норма о привлечении учредителей (участников) к дополнительной ответственности по обязательствам юридического лица одинакова как для унитарных предприятий, так и для хозяйственных обществ (ООО, ЗАО, ОАО).

:  Как подать заявление о признании обманутым дольщикам

Однако следует все же помнить, что осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) созданного унитарного предприятия в таком жилом помещении не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством. То есть «юридический адрес» будет числиться в этом жилом помещении, однако для размещения работников (офиса) необходимо будет искать нежилое помещение.

Решение о выходе Муниципального унитарного предприятия «Ремсервис» из Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новэк»

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденным решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 01.01.01 г.

№ С 12-4, рассмотрев предложение администрации города Новочебоксарска, Муниципального унитарного предприятия «Ремсервис», в целях эффективного управления муниципальным имуществом города Новочебоксарска, руководствуясь статьей 26 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, Новочебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики р е ш и л о:

2. Директору Муниципального унитарного предприятия «Ремсервис» осуществить все необходимые организационно-правовые мероприятия, связанные с выходом Муниципального унитарного предприятия «Ремсервис» из Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Новэк».

Только за последние 3 года МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Тихорецкого района» приняло на баланс ряд объектов инженерной инфраструктуры: котельную ОАО «Ростелеком» в ст. Новорождественской, котельную в поселке УБР, тепловые сети протяженностью 3,2 км, жилищный фонд в ст. Новорождественской и пос.

УБР, канализационно-насосную станцию и сети ОАО «Ростелеком» в ст. Новорождественской, канализационные сети в пос. УБР, сети водоснабжения с водозаборными сооружениями х. Казаче-Борисовский, х. Ленинский, ст. Новорождественской, пос. Зеленый, Шоссейный, Садовый, объекты коммунально-бытового назначения ПУ-47 в п.

Парковый.

Реализация первой задачи осуществлялась следующим образом: согласно пожеланиям руководителей было разработано несколько вариантов информационно-справочных материалов; затем проводилась их экспертная оценка опытными работниками управления хозяйств; на завершающем этапе материал дорабатывался с учетом замечаний экспертов, согласовывался с юристом, знающим практику реорганизации предприятий.

Коммерческие предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который должен содержать помимо общепринятых сведений, закрепленных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере его уставного фонда, порядке и источниках его формирования.

Особенность выхода товарища из общества обусловлена тем, что он обязан известить о своем предстоящем выходе из товарищества других товарищей за шесть месяцев до выхода. Досрочный выход допускается лишь по уважительным причинам.

Унитарное предприятие: что это, плюсы и минусы

В качестве примера можно вспомнить, что в ООО желающее выйти из списка участников лицо может посредством продажи своей доли, либо написав заявление о выходе, а вся процедура займёт меньше недели, не требуя при этом огромного объема оформляемых документов.

Поскольку унитарное предприятие, являясь коммерческой организацией целью которой является прибыль, организуется при решении специфических задач, необходимых для функционирования местных и государственных органов власти, оно имеет крайне мало конкуренции или не имеет конкурирующих организаций вообще.

:  Сколько может сидеть на больничном работник инвалид

Унитарное предприятие на праве оперативного управления

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. е предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, соцальных, благотворительных и иных фондов, ассоциации и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ст. 2

Источник: https://lawcapital.ru/nachislenie-alimentov/vyhod-iz-unitarnogo-predpriyatiya

Преобразование МУП в ООО – порядок, условия и пошаговая инструкция

Выход из унитарного предприятия

Здравствуйте! В этой статье расскажем о преобразовании МУП в ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. В каких случаях МУП преобразовывается в ООО.
  2. Как осуществляется процесс преобразования.

Процесс преобразования МУП в ООО – один из способов приватизировать гос. имущество. Реорганизацию проводит администрация конкретного муниципального образования. Ею же регулируются сроки проведения и ход самой процедуры.

Чтобы преобразовать МУП, нужно, чтобы число сотрудников в нем или же размер прибыли за последние 36 месяцев подходили под требования законодательства к малому и среднему предпринимательству.

Процесс регулируется несколькими законодательными актами:

  1. ГК РФ.
  2. Федеральными законами.
  3. Подзаконными НПА на городском или областном уровне.

Условия для преобразования

Прежде всего, имущество, которое вы хотите приватизировать, нужно зафиксировать в передаточном акте. Обязательно нужно провести ревизию всего имущества, которое имеется в МУП. При этом отметим, что муниципальное унитарное предприятие – компания коммерческого типа и права собственности на закрепленное имущество она не имеет.

После того как ревизия будет проведена, акт, составленный по ее результатам, должны проверить аудиторы. Это позволяет предотвратить возможное хищение имущества.

Также специалисты по аудиту проверяют, насколько правильно выставлена стоимость балансового имущества, отданного в руки частников.

Доход, который поступит в соответствующий бюджет от приватизации объекта, должен быть равен стоимости объекта в реальности.

Что приватизировать нельзя

  • Имущество, которое изъяли из оборота;
  • Объекты, которые принадлежат социальной, культурной или сфере ЖКХ;
  • Объекты, которые в обязательном порядке должны принадлежать государству, либо находиться в коммунальной собственности.

Пошаговая инструкция по преобразованию

Весь процесс реорганизации состоит из нескольких шагов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Шаг 1. Принимаем решение о преобразовании.

Его принимает местный орган самоуправления либо судебная инстанция.

В решении фиксируется:

  • Характеристика всего имущества;
  • Способ, которым проводят приватизацию;
  • Стоимость объекта приватизации;
  • Возможен ли кредит или рассрочка для тех, кто захочет приобрести предприятие.

Также в решении нужно упомянуть:

  • Имущество, не подлежащее приватизации;
  • Список тех объектов, которые приватизировать можно.

Шаг 2. Составляем план приватизации.

В нем определяем сроки проведения ревизий и других мероприятий.

Кроме того, план необходим для:

  • Проведения инвентаризации без нарушений;
  • Более полного анализа экономической деятельности предприятия аудиторами;
  • Повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

В план нужно включить следующие пункты:

  • Экономическое обоснование процедуры;
  • Основные мероприятия;
  • Как будет отчуждаться имущество: в пользу частного лица или компании;
  • Порядок формирования цены на объекты.

Шаг 3. Оцениваем имущество.

Для этого составляется промежуточный бухгалтерский баланс и оформляется документация на земельный участок. Затем аудиторы осуществляют проверку всей деятельности предприятия. Затем определяется балансовая стоимость активов. Только после этого формируют передаточный акт.

Шаг 4. Уведомляем кредиторов.

Если аудиторы выявляют, что вы использовали кредитные средства, то всех кредиторов ставят в известность о процессе преобразования МУП.

При этом:

  • Комиссия по реорганизации ставит в известность ФНС в трехдневный срок;
  • Сообщает кредиторам в письменном виде о начале процесса реорганизации. На это отводится 5 дней.

Шаг 5. В СМИ размещаем информацию о преобразовании.

Процесс приватизации во избежание различных нарушений должен контролироваться общественностью. Для этого информация о процедуре преобразования размещается в Вестнике госрегистрации юридических лиц. Публикация осуществляется 1 раз в две недели.

Шаг 6. Проводим инвентаризацию.

Если на предприятии нет комиссии, которая занимается проведением инвентаризаций, ее следует создать. Руководитель утверждает ее состав, а сам возглавляет комиссию. В процессе ревизии проверяют, все ли имущество в наличии.

При этом:

  1. Если выявляются ценности, которые не были оприходованы, их оценивают и вносят на баланс предприятия.
  2. Имущество, признанное непригодным для дальнейшего использования, списывают.

Шаг 7. Составляем передаточный акт.

Чтобы он был составлен верно, в него нужно включить следующую информацию:

  • Список имущества, которое подлежит приватизации;
  • Список всех кредиторов (если таковые имеются);
  • Информация о земельных участках;
  • Размер балансовой стоимости имущества;
  • Сумма уставного капитала ООО, которое будет создано.

Шаг 8. Создаем новое ООО.

Это завершающий этап преобразования. ООО, которое будет создано, является юрлицом, требующим регистрации. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ.

С этой целью вы подаете в ФНС заявление, в котором указываете:

  • ОКПО предприятия;
  • ИНН;
  • Название предприятия полностью;
  • Полный адрес вместе с почтовым индексом;
  • Причину, по которой вносятся изменения;
  • Информацию обо всех участниках ООО;
  • Данные паспорта каждого учредителя;
  • Данные об имуществе предприятия, находящемся в залоге.

На основании этого заявления происходит регистрация преобразования МУП в ООО. А вы получаете на руки документ, подтверждающий регистрацию изменений.

Чаще всего гендиректором вновь созданной компании становится руководитель МУП. Что касается сотрудников, то если у них нет возражений, остаются в силе их трудовые договоры, заключенные ранее.

Собственником уставного капитала созданного ООО является муниципальное образование, а это значит, что участники общества покупать доли в УК не смогут.

Заключение

Процесс преобразования МУП в ООО позволяет повысить эффективность работы предприятия. Кроме этого, снижается количество предприятий, которые не приносят прибыли, либо деятельность которых не соответствует изначально заявленным целям.

Преобразование в данном случае – хороший выход, главное не допускать нарушений при его проведении.

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/preobrazovanie-mup-v-ooo/

Казенное предприятие создается по решению

Выход из унитарного предприятия

 Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

  • «Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  • «Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.
  • «Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это  специфическая форма организации деятельности, которая  характеризуется следующими признаками:

  • создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
  • сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
  • закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • неделимость передаваемого имущества;
  • отсутствие членства;
  • наличие единоличного органа управления.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями. 

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество.

Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=wer1t1nFOPY\u0026list=PL-zaf-XStOwGDyiXOWaYCa4Y-cTCoOGxE

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:Предлагаем ознакомиться  Справка о доходах предприятия образец

  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
  • управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;
  • членство не предусмотрено.

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения;
  • на оперативном управлении.

https://www..com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

  • осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
  • осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

  • хозяйственного ведения;
  • оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные  законодательством действующие ограничения.

https://www.youtube.com/watch?v=SZK_gi9QKGw\u0026list=PL-zaf-XStOwGDyiXOWaYCa4Y-cTCoOGxE

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
  • другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
  • прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
  • полученные кредитные и заемные средства;
  • начисленные суммы амортизационных отчислений;
  • осуществленные предприятием капитальные вложения;
  • полученные дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.Предлагаем ознакомиться  Второй декрет без выхода на работу

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

https://www..com/watch?v=ytaboutru

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов.

В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

https://www..com/watch?v=ytpressru

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны.

  Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность.

Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Источник: https://vhl55.ru/kazennoe-predpriyatie-sozdaetsya-resheniyu/

Закон о ликвидации МУПов до 2021 года

Выход из унитарного предприятия

Проект № 554026-7 – это новый закон о ликвидации МУПов,начиная с 2021 и вплоть до 2025 года. Он был окончательно одобрен Госдумой в 3 чтении. Однако законопроект вызвал опасения экспертов, увидевших в инициативе правительства буквально разрешение на приватизацию госимущества.

Почему решили ликвидировать предприятия

Прежде чем разбираться в причинах и следствиях правительственной инициативы, стоит уточнить некоторые характерные особенности МУПов:

  1. У предприятий отсутствует собственное имущество. Оно предоставляется государством или муниципальными властями. Из-за этого появляется и разница в аббревиатурах.
  2. Предприятия не обязаны предоставлять финансовую отчетность государству. Соответственно отсутствует стабильный контроль над их деятельностью.
  3. МУПы имеют право на монополию и находятся вне юрисдикции антимонопольной службы.
  4. Основные источники дохода – государственные дотации и аренда госимущества.

Эти преимущества даются для государственного контроля над ценами на бытовые и хозяйственные услуги, ЖКХ. Также теоретически такая система должна упрощать работу региональных СМИ, пассажироперевозки, защиту экологии, обеспечение развития культуры и спорта.

Но складывается ситуация, в которой большая часть МУПов глубоко убыточна. При этом предприятиям такое положение выгодно благодаря финансовой помощи из бюджета. Если они продемонстрируют эффективное руководство и успешную деятельность, дотации прекратятся. Кроме того, являясь монополистами, они не допускают появления конкуренции в своей сфере.

Это и стало причиной появления закона о ликвидации МУПов до 2021 года. Изначально с инициативой выступил президент. В дальнейшем ее активно поддержало Министерство финансов, согласившись с необходимостью реформы и оптимизации трат из бюджета страны.

Реакция общественности

На удивлении после первого оглашения в 2018 году законопроект о ликвидации МУП и ГУП до 2021 года оказался практически не освещен в прессе. Тем не менее он вызвал неоднозначную реакцию. Многие эксперты сравнивают инициативу с разрешением на приватизацию госимущества.

Важно! Они опасаются, что новые владельцы предприятий в попытках решить проблему убыточности просто поднимут цены для конечного потребителя.

Даже в правительстве согласились с этими доводами. Так Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала внесения уточнений. В частности, благодаря ее действиям срок введения нового закона был перенесен с 2019 на 2021 год. Полностью изменения вступят в силу только в 2025 году.

Инициаторы реформы считают, что роста цен и негативных последствий не произойдет благодаря здоровой конкуренции и действиям контролирующих органов. Также Минфин уточняет, что непосредственно полной ликвидации МУПов до 2021 и даже до 2025 года не будет. Этот процесс стоит рассматривать скорее как попытку реорганизации текущей системы предоставления услуг населению.

Порядок преобразований

Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:

  • обороны и госбезопасности;
  • естественной монополии государства;
  • жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
  • культуры и искусства;
  • обращения с радиоактивными отходами.

У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.

Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:

  1. Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
  2. Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
  3. Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.

По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.

Александр Козловский

Пока остаются непонятными детали реформы. В частности, неясно, как будут распределяться акции новых обществ, ведь это обязанность главного учредителя, в данном случае — правительства РФ. Непонятно, как реформа скажется на рабочих местах. Скорее всего в ближайшие годы грядет череда увольнений с целью оптимизации рабочего процесса.

Наиболее вероятно, что в реформу будут вноситься поправки отдельными приказами. Соответственно окончательную форму изменений можно будет увидеть позже, когда процесс реорганизации начнет воплощаться.

Источник: https://2021god.com/zakon-o-likvidacii-mupov-do-2021-goda/

Основные положения об унитарном предприятии

Выход из унитарного предприятия
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения об унитарном предприятии

Это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Основные положения об унитарном предприятии содержатся в ст. 113 и 114 ГК. Там раскрываются базовые вопросы, определяющие правовое регулирование формирования и деятельности этих юрлиц.

Они конкретизированы в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В нем содержатся нормы, регулирующие все аспекты деятельности УП.

Специфический характер таких юрлиц предполагает особый порядок, определяющий те или иные действия. В частности процедуры присоединения и преобразования, а также реорганизацию.

Что такое УП?

Общее понятие такой организации дано в ст. 113 ГК. Однако в нем указаны далеко не все основные признаки этого юрлица.

Понятие, предусмотренное ст. 2 закона также является неполным. Выходом может послужить установление основных характеристик УП. Они помогут сформулировать наиболее полное понятие унитарных предприятий.

  • Эта организация является коммерческим юридическим лицом. Основной ее задачей выступает извлечение прибыли.
  • Ей передается имущество, на которое у образованного УП не возникает право собственности. Речь идет о праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Учредителем выступает публично-правовой субъект. Федеральная власть, региональные органы или муниципалитеты.
  • Оно создается только в определенных законом случаях. Ввиду ограничений на участие государства в экономике, действующий порядок подразумевает исключительные причины учреждения УП, связанные с достижением определенных целей (безопасность или социально значимые вопросы). С этим связаны и особые режимы присоединения, преобразования и других процедур, которые могут присутствовать в деятельности УП.

Указанные признаки формируют следующее понятие.

Унитарное предприятие – это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти в исключительных целях, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Разновидности УП

Существуют 2 основные классификации УП. Первая связана с учредителем, а вторая – с типом создаваемой организации.

В зависимости от учредителя

Ст. 113 ГК и ст. 2 закона предусматривают порядок создания следующих организаций.

  • Государственное унитарное предприятие. Так называются организации, учредителями которых выступают региональные власти. Их учредителями выступают те субъекты, которым высшими исполнительными органами делегированы соответствующие полномочия. Цели их создания носят социальный характер. Территория их деятельности ограничивается регионом.
  • Федеральное государственное унитарное предприятие. Закон выделяет такие организации, поскольку их учредителем может быть Правительство, либо другой федеральный орган, который получил соответствующее право. Их создание продиктовано всеми предусмотренными законом целями (безопасность и социальная сфера). Они осуществляют деятельность по всей стране. Особняком стоят предприятия, учрежденные в соответствии со специальным законодательством для осуществления определенных функций. Примером служит «Почта России».
  • Муниципальное унитарное предприятие. Оно учреждается муниципальной властью с целью выполнения ряда социальных функций. Территория деятельности МУПа ограничивается населенным пунктом, районом или другой формой соответствующего образования.

В зависимости от типа предприятия

Ст. 2 закона разделяет виды унитарных предприятий на государственные (муниципальные) и казенные. Они представляют различные формы. Основным отличием между ними выступает статус переданного имущества. Если первые обладают им на праве хозяйственного ведения, то вторым оно предоставлено на праве оперативного управления.

Это существенное отличие, так как казенные предприятия распоряжаются переданным имуществом только с согласия собственника, а остальные самостоятельно, соблюдая необходимый порядок согласования отдельных сделок.

Также существуют и другие особенности. Примером служит уставный фонд. В отличие от государственного или муниципального УП, в казенном предприятии он не формируется.

Правовое положение УП

Правового положение УП урегулировано главой 1 закона. Она устанавливает правоспособность, порядок их участия в других организациях, а также ответственность.

Особенности правоспособности УП

Согласно ст. 3 закона, УП обладают специальной правоспособностью. Необходимо, чтобы все отношения с другими организациями отвечали целям деятельности и ее предмету.

Оно может создаваться как на определенный срок, так и на постоянной основе. Как и остальные организации, оно подлежит процедуре государственной регистрации, после чего и возникает правоспособность.

УП, за исключением казенных, не вправе вести деятельность, не связанную с процессом создания, до тех пор, пока не уставной фонд не сформируется полностью.

Правила участия в других организациях

По общему правилу, УП может участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Однако для реализации такой возможности потребуется согласие учредителя. Оно понадобится и в случаях, связанных с распоряжением долями и вкладами в уставном и складочном капитале, а также акциями.

Отдельное ограничение касается невозможности участия УП в кредитных организациях.

Особенности ответственности УП

Согласно общим правилам, УП не несет ответственности по обязательствам учредителя, но отвечает своим имуществом по собственным.

Учредители ГУПа и МУПа не несут ответственности по его обязательствам. Однако закон предусматривает исключение. Учредитель несет субсидиарную ответственность в случаях, когда банкротство организации обусловлено его действиями.

В случае с казенными предприятиями, учредители несут субсидиарную ответственность в ситуациях, когда имущества организации недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Особенности реорганизации и ликвидации УП

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.

Реорганизация

Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.

Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.

Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.

Ликвидация

Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.

Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/osnovnye-polozheniya-ob-unitarnom-predpriyatii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.