+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменение правового статуса организации

Реорганизация юридических лиц. Поддержка процедуры изменения статуса

Изменение правового статуса организации

Под понятием реорганизации юридических лиц подразумевается изменение статуса организации (прекращение) правового статуса организации, в результате которого возникают отношения правопреемства. При этом видоизменение правового статуса представляет собой одновременное создание нового юридического лица (нескольких лиц), или прекращение функционирования одного лица (нескольких лиц).

Виды изменения статуса определяются гражданским законодательством, устанавливающим следующие формы трансформации организаций: слияние, разделение, присоединение, выделение и преобразование.

Особенности видов реорганизации предприятий и организаций

Начать процесс видоизменения статуса организации возможно на основании решения его учредителей либо определенного органа юридического лица, обладающего соответствующими полномочиями на основании учредительных документов. Кроме того, процедуры изменение статуса предприятия или организации могут быть проведены на основании решения суда.

Установленные действующим законодательством виды трансформации статуса организаций предусматривают проведение следующих процедур:

  1. прекращение функционирования двух или большего количества организаций при слиянии, подразумевающем образование новой, более конкурентоспособной компании;
  2. прекращение существования одного или нескольких юридических лиц с осуществлением передачи всех прав и обязанностей другой организации при присоединении;
  3. осуществление видоизменения организационно-правового вида предприятия путем его ликвидации и создания впоследствии нового предприятия, получающего права и обязанности ранее существовавшей организации при преобразовании;
  4. прекращение функционирования юридического лица с передачей всех его обязанностей и прав вновь созданным организациям (двум или большему количеству) при разделении;
  5. создание новой организации (нескольких организаций) с передачей им обязанностей и прав реорганизуемого предприятия без проведения ликвидации последнего при выделении.

Обязательные требования для трансформации правового статуса организации

Реорганизованным юридическое лицо считается с момента осуществления государственной процедуры регистрации новых организаций (за исключением преобразования, при котором реорганизация завершается с момента внесения в реестр юридических лиц отметки о прекращении функционирования реорганизованного лица). Отказ соответствующих органов выполнить государственную регистрацию реорганизованных предприятий может быть обжалован в судебном порядке.

При проведении слияния, преобразования и присоединения переход прав и обязанностей от одних организаций к другим осуществляется на основании передаточного акта, а разделение и выделение требуют составления разделительного баланса.

На данный момент изменение юридического статуса делается без проблем, только желательно воспользоваться услугами профессиональных юристов.

К передаточным актам и разделительным балансам закон предъявляет специальное требование — содержание условий о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого лица, имеющимся у организации перед кредиторами и должниками. При отсутствии такого условия регистрация государством вновь созданных предприятий проведена быть не может.

Кроме того, закон требует от субъектов, решивших осуществить реорганизацию юридического лица, обязательного направления письменного уведомления всех кредиторов реорганизуемого предприятия.

Кредитор, получивший подобное уведомление, может потребовать досрочно исполнить существующие перед ним обязательства и возместить убытки, понесенных им в связи с досрочным исполнением обязательств.

Юридическая поддержка процедур изменения статуса юридических лиц

Трансформация статуса предприятия в некоторых ситуациях поможет избежать банкротства и ликвидации организации, отказаться от нежелательной продажи бизнеса, а также способствовать созданию новых организаций, обладающих большими возможностями и необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности функциями. Изменение статуса юридического лица не такая простая процедура как может показаться на первый взгляд.

Строгое соблюдение действующего законодательства при осуществлении процедур реорганизаций, а также бухгалтерские и юридические консультации, оказываемые компетентными специалистами, обеспечат грамотность и легальность выполняемых реорганизационных мероприятий. Также на нашем сайте вы сможете прочитать особенности видов реорганизации.

Источник: https://33urista.ru/theme/reorganizacija-juridicheskogo-lica

Процесс изменения правового статуса юридического лица

Изменение правового статуса организации

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 4

2.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 6

3. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 9

4. ДОБРОВОЛЬНЫЙ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Сейчас, в условиях рыночных отношений в России центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики предприятию, фирме, юридическому лицу, иными словами. И очень важную роль начинают играть отношения между юридическими лицами как субъектами рыночных отношений в этом заключается актуальность данной работы.

Цель данной работы определить правовой статус юридического лица в современном гражданском праве России.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: определить понятие юридического лица; выяснить, каким образом происходит возникновение, реорганизация и ликвидация юридических лиц; определить основные разновидности юридических лиц; выяснить, что собой представляют добровольный и принудительный порядок ликвидации юридических лиц.

Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Как уже говорилось, юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст.

4. ГК).

Виды юридических лиц:

по цели деятельности:

коммерческие (товарищества, общества, производственный кооператив);

некоммерческие (фонды, учреждения, ассоциации, религиозные объединения);

в зависимости от прав учредителей:

собственники (учредители утрачивают свое право собственности на переданное юридическому лицу имущество и сохраняют только обязательственные права требования) — товарищества, общества, производственные кооперативы;

несобственники (право собственности сохраняется за учредителями) — унитарные предприятия;

собственники (учредители утрачивают как обязательственные, так и вещные права) — некоммерческие организации: фонды, ассоциации, союзы.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент государственной регистрации при его создании или ликвидации.

Правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности — юридического лица может быть общей (универсальной) или ограниченной (целевой).

Любое юридическое лицо (исключение — унитарные предприятия) может осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законом (общая правоспособность).

При этом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), в таком случае правоспособность юридического лица будет ограниченной (целевой).

Юридические лица подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отказ в такой регистрации допускаетя только при непредставлении необходимых документов, а также представлении документов в ненадлежащий орган и может быть обжалован в судебном порядке.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Используемый в настоящее время в Российской Федерации порядок образования юридического лица заключается в том, что учредители юридического лица подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом.

Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется.

Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст.

2.

Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст.

ГК).

По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России.

Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.

Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.

Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы.

В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме — в порядке универсального правопреемства — переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья

ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении).

Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст.

ГК).

По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединеннго юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст.

6. ГК).

Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

3. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Классификация юридических лиц указана в ст.

ГК РФ, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью .

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации.

2.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». СЗ РФ от

1. августа 2001 г., № 33, ст. 3431.

4.Федеральный закон «О производственных кооперативах». СЗ РФ. 1996, №

20. Ст. 2321.

Федеральный закон «Об акционерных обществах». СЗ РФ. 1996. №

1. Ст. 1.

6.Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Российская газета. 1998. 17 февраля.

Источник: https://ruspravosnami.com/protsess-izmeneniya-pravovogo-statusa-yuridicheskogo-litsa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.