На какой счет списывают гсм по собственным машинам в производстве
На какой счет списывают гсм по собственным машинам в производстве
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Бухгалтерский учет в организациях, использующих ГСМ в своей деятельности 2.
Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс.
Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ГСМ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Даже в небольшой организации есть собственный автотранспорт.
Списание стоимости ГСМ в расходы для целей налогообложения
В составе материальных затрат организаций, имеющих на балансе автотранспорт, большое место занимают расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), бензина, моторных масел и т.п.
С вступлением в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» возник вопрос о том, как учитывать расходы на топливо и необходимо ли применять Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97), утвержденных Минтрансом России 29.04.1997г.
? В данной статье мы рассмотрим вопрос, как организовать налоговый учет ГСМ. Согласно требованиям п.1 ст.252 гл.25 «налог на прибыль организаций» НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.
270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления налогоплательщиком деятельности, направленной для получения дохода.
Списание ГСМ в производство
Важное 26 декабря 2006 г. 12:48 редко возникают ситуации, когда ГСМ приобретаются по разным ценам, у разных поставщиков, суммы расходов, включаемых в ГСМ, также могут отличаться.
Это приводит к тому, что фактическая себестоимость разных партий одинаковых ГСМ может быть различной. Как правило, при отпуске ГСМ невозможно точно определить, из какой они партии. Поэтому организация должна выбрать и закрепить в учетной политике метод списания ГСМ в производство.
Применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
Проводки по учету ГСМ
Любое предприятие, имеющее в своем распоряжении автотранспорт и использующее его в производственных целях, должно позаботиться о надежном механизме учета ГСМ (горюче-смазочные материалы).
В статье мы на примерах разберемся в специфике отражения операции с горюче-смазочные материалами и рассмотрим .ГСМ в учете отражают на счете 10. В зависимости от местонахождения горюче-смазочных материалов используют такие группы аналитического учета:
- топливо в баках.
- ГСМ на складе;
- оплаченные талоны;
ООО «Автолюбитель» в марте 2016 приобрело талон на бензин стоимостью 1020 руб., НДС 156 руб.
Талон был выдан водителю Кондратьеву А.К., который приобрел по талону 60 л бензина (17 руб./литр), НДС 9,15 руб.
По итогам марта 2016 бензин в количестве 60 л был израсходован.
Дт Кт Описание Сумма Документ 60 Перечислены средства в счет оплаты талона на бензин 1020 руб.
Учет бензина (ГСМ)
Copyright: фотобанк Лори К ГСМ относятся все виды топлива и смазки, используемые в производстве. Учет ГСМ на предприятии ведется на субсчете 3 к .
Познакомимся с особенностями учета этих активов. Итак, остатки и движение ГСМ фиксируют на счете 10/3: по дебету фиксируют поступление, по кредиту – списание.
Систему аналитического учета компания разрабатывает самостоятельно, применительно к специфике производства. К примеру, можно учитывать на субсчетах:
- 10/3-1 – топливо в кладовых (по видам/маркам ГСМ, материально-ответственным лицам);
- 10/3-3 – топливо в баках (по видам, маркам, каждому водителю) и т.д.
- 10/3-2 – ГСМ по талонам/топливным картам (по подотчетникам, маркам топлива);
Учет бензина на предприятии осуществляется в корреспонденции со счетами расчетов – , , .
Как отразить в бухгалтерском учете приобретение ГСМ за наличный расчет
Отражать операции с ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете нужно в зависимости от того, каким образом это топливо приобрели.
На автозаправочных станциях (АЗС) приобрести бензин можно:
Непосредственными покупателями ГСМ на АЗС обычно являются сотрудники организации (водители). Чтобы сотрудник мог приобрести бензин за наличный расчет, он должен располагать необходимой суммой денег.
6.3 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Для этого
> > > Налог-налог 21 февраля 2020 Все материалы сюжета Учет ГСМ по путевым листам – 2020 (далее — ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации.
Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.
Вам помогут документы и бланки: К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет
Анонсы 20 июня 2020 Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ».
16 ноября 2016
Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.
Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (). В список
Практические советы по учету и списанию ГСМ
Елена Маврицкая, 15 марта 15 марта 2020 Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем.
Участники нашего форума регулярно обсуждают, как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля. Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье. Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ.
Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива. Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу.
Источник: https://pila-diski.ru/na-kakoj-schet-spisyvajut-gsm-po-sobstvennym-mashinam-v-proizvodstve-35762/
На какой счет списывать бензин
Топливная карта — это особое платежное средство, которое позволяет приобрести ГСМ. Воспользоваться этим сервисом могут только юридические лица. Карточная оплата топлива широко используется многими крупными продавцами ГСМ. Это не совсем платежное средство — оно не позволяет оплачивать какие-либо иные товары и услуги. Воспользоваться ими можно только на определенных заправочных станциях.
Такой порядок оплаты ГСМ очень удобен любой организации: и занимающейся транспортными перевозками, и имеющей большой автопарк, и той, которая имеет только один автомобиль в собственности. Карты, в зависимости от порядка работы сервиса, могут быть:
- денежными: на них зачисляется определенная денежная сумма, которую можно расходовать на приобретение ГСМ;
- литровыми: зачисляется определенное количество топлива, доступного для заправки на АЗС.
Большее распространение получили денежные карточки для приобретения топлива. Именно такие предлагают большинство крупных сетей АЗС.
Порядок работы сервиса
Все крупные продавцы нефтепродуктов предлагают такой сервис. Например, информация о нем, а также о подключении к программе представлена Лукойлом.
Списание топлива по топливным картам юридического лица происходит в порядке, который будет прописан в договоре, заключенном между покупателем и поставщиком АЗС.
В личном кабинете можно в оперативном режиме отслеживать все операции и контролировать их:
- перечисление аванса поставщику ГСМ;
- списание денежных средств в оплату;
- отчет о количестве и стоимости приобретенного топлива;
- остатки денежных средств.
Для работника-водителя этот порядок приобретения ГСМ также удобен, поскольку не нужно получать деньги подотчет, собирать подтверждающие их расход документы и сдавать авансовый отчет.
Как учитывать топливные карты в бухгалтерском учете
Смарт-карта на приобретение топлива может предоставляться сетью АЗС платно или бесплатно. Именно от этого зависит порядок, на каком счете учитывать топливные карты.
Бесплатно получаемые носители не отражают на балансе организации. Для их учета целесообразно открыть отдельный забалансовый счет, присвоив ему свободный номер (не указанный в Плане счетов бухучета), например 012. Также целесообразно организовать аналитический учет в разрезе каждого носителя и лиц, которые будут ответственны за его использование.
Если поставщик ГСМ взимает плату за изготовление электронных носителей, их при поступлении целесообразно отразить в составе ТМЦ, а затем списать их стоимость на текущие расходы организации.
В любом случае необходимо отразить, на каком счете и каким образом учитываются топливные карты в учетной политике организации.Выдача топливных карт сотрудникам: как оформить
Выдачу электронных носителей сотрудникам необходимо оформить. Для этого организация сама может разработать форму документа. Назвать его можно, например, акт-приема передачи.
Образец акта приема-передачи
Аналогичным образом оформляется и возврат электронного носителя от ответственного сотрудника, который более не будет ее использовать. Ту же смарт-карту выдать другому сотруднику.
При большом количестве носителей и ответственных сотрудников каждый раз оформлять выдачу и возврат отдельным документом неудобно — для учета движения смарт-карт можно использовать журнал учета выдачи и возврата.
Источник: https://vseozakone.ru/na-kakoj-schet-spisyvat-benzin/
Списание ГСМ в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
страница » Обучение 1С » 1С Бухгалтерия 8.3 » Списание ГСМ в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
Учет ГСМ в 1С 8.3 Бухгалтерия — совокупность не очень сложных действий в программе. Правда, и здесь есть свои особенности. В данной статье мы сосредоточимся на операции списания ГСМ в 1С без использования функциональности Путевые листы, а также напомним, как организовать учет этих материалов в 1С 8.3.
Вы узнаете:
- какими документами оприходовать ГСМ;
- как списать бензин, в т. ч. по топливным картам в 1С 8.3.
Учет ГСМ в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
В организации учет и списание ГСМ состоит из:
- поступления;
- распределения (если ГСМ закупается централизованно);
- расходования;
- списания.
Рассмотрим таблицу отражения данных операций в 1С в виде пошаговой инструкции.
Наименование операции | Документы (отчеты) в 1С |
Приобретение ГСМ централизованно | |
Принятие на учет по накладной | Поступление (акт, накладная) — Товары (накладная) |
Приобретение ГСМ через подотчетника | |
Принятие на учет по авансовому отчету | Авансовый отчет — вкладка Товары |
Распределение ГСМ по автомобилям | |
Заправка авто ГСМ по талонам, когда право собственности на топливо перешло после аванса | Перемещение товаров —вкладка Товары(ГСМ в резервуарах АЗС —склад Авто) |
Заправка авто ГСМ со склада организации | Перемещение товаров —вкладка Товары(ГСМ в резервуарах —склад Авто) |
Учет расходования ГСМ | |
Расход по путевым листам | Путевой лист (при включенной функциональности Путевые листы) |
Списание | Требование — накладная, Путевой лист |
Как видим, одна из важнейших процедур: учет расходования ГСМ — не находит отражения в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 при выключенной функциональности Путевые листы. Там отражается лишь результат данной операции — списание топлива по путевым листам в 1С 8.3.
Списание топлива в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
Из таблицы видно, что списание топлива в 1С производится одинаково: вне зависимости, ведется ли учет ГСМ по топливным картам в 1с 8.3, или по талонам, или как-то еще. А вот приобретение и сам учет бензина на складах (централизованном складе или в баках автомобилей) различаются.
Поступление ГСМ
Поступление ГСМ может быть:
- через подотчетных лиц (за наличные, по платежным корпоративным картам, топливным картам, ведомостям или талонам);
- централизованным (по талонам, при переходе права собственности на топливо в момент аванса или приобретение в резервуары организации).
При приобретении ГСМ через подотчетных лиц используется документ Авансовый отчет, раздел Банк и касса — Авансовые отчеты.
Если топливо приобретается по ведомостям, талонам и топливным картам, организация получает товарную накладную и счет-фактуру. Поэтому НДС, предъявляемый поставщиком, можно принять к вычету. Оформление документа Авансовый отчет выглядит следующим образом:
Если топливо приобретается за наличные или по платежным картам, других документов, кроме чека, поставщик не предъявляет, поэтому НДС принять к вычету нельзя. Оформление документа Авансовый отчет выглядит так:
Списание НДС на расходы, не учитываемые в НУ, осуществляется автоматически, если:
- НДС выделен, заполнена графа НДС;
- нет СФ, не заполнены Реквизиты счета-фактуры.
При централизованном приобретении ГСМ используется документ Поступление (акт, накладная) вид операции Товары (накладная), раздел Покупки — Поступление (акты, накладные). Счет-фактура регистрируется, и НДС принимается к вычету в общем порядке.
Учет топлива
Дальнейший учет бензина в баках автомобилей и его списание в 1С 8.3 производится:
См. также Как в 1С посмотреть остатки на складе?
Как списать топливо в 1С 8.3
Списание ГСМ, в т. ч. по топливным картам в 1С 8.3 производится с помощью документа Требование-накладная, раздел Склад — Требования-накладные.
Укажите:
- Склад — наименование склада учета ГСМ.
Вкладка Материалы:
- Номенклатура — марка топлива из справочника Номенклатура: Материалы;
- Количество — количество учитываемого на счете 10.03 «Топливо» топлива указанной марки.
Вкладка Счет затрат:
- Счет затрат — счет затрат, на который списывается ГСМ;
- Подразделение затрат — подразделение организации, где числится авто и для нужд которого используется;
- Статьи затрат — Списание материалов (с установленным видом расхода НУ).
Проводки
Документ формирует проводку:
- Дт 26 (20, 23, 25) Кт 10.03.1 — списание ГСМ в расходы.
Если Вы являетесь подписчиком системы БухЭксперт8, тогда читайте дополнительный материал по теме:
Если Вы еще не подписаны:
Активировать демо-доступ бесплатно →
или
Оформить подписку на Рубрикатор →
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Помогла статья? Оцените её
(3 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://BuhExpert8.ru/obuchenie-1s/1s-buhgalteriya-8-3/spisanie-gsm-v-1s-8-3-poshagovaya-instruktsiya.html
Особенности учета ГСМ на предприятии в 2020 году
> бухучет > Особенности учета ГСМ на предприятии в 2020 году
Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.
Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления налога на прибыль.
Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации.
Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.
В организации должен быть оформлен приказ о списании ГСМ и топлива.
Понятие ГСМ
Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.
Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.
К ГСМ относится:
- Все виды топлива (газ, дизель, бензин);
- Смазочные материалы (масла, смазки, применяемые в процессе ремонта, обслуживания и эксплуатации транспорта);
- Тормозные, охлаждающие жидкости.
Порядок списания горюче-смазочных материалов
Горюче-смазочные материалы списываются в расходы на основании, так называемых, нормативов. Что это за нормативы и откуда их брать?
Прежде всего, нужно отметить, что существуют нормативы списания ГСМ, установленные Минтрансом России. Но использование этих норм не обязательно, Налоговый кодекс РФ допускает разработать собственные нормы расходования ГСМ и использовать их для списания.
С утвержденными Минтрансом нормами все понятно, берете установленный норматив на списание топлива и прочих сопутствующих материалов для вашего вида транспорта и списываете.
Если же вы хотите разработать свои нормы, то читайте ниже.
Расчет нормы расхода топлива
Расчет нормы списания ГСМ можно провести двумя способами:
- Воспользоваться имеющейся к транспортному средству технической документации, на основании которой разработать нормы использования топлива и смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года (так зимний расход топлива значительно превышает летний), также важно учесть и загруженность дорог.
- Установить нормы на основании анализа фактического использования транспорта и проведения замеров. Этот способ используется значительного чаще первого, поэтому разберем его более подробно.
Как правильно произвести замеры расхода топлива?
Первым шагом будет создание комиссии для контроля правильных замеров.
Замеры использования топлива проводятся следующим образом: пустой бак транспорта по максимуму заполняется топливом, отмечается количество залитого топлива, записываются данные спидометра. После этого транспорт используется в обычном режиме до тех пор, пока топливный бак не опустеет, после чего опять записываются данные спидометра.
Путем вычитания из последнего показания спидометра начального получается пробег автомобиля – количество километров, которые транспорту удалось проехать на полном баке топлива. Теперь рассчитывается расход топлива на 1 км, для чего делится объем залитого топлива на расстояние, которое проехал автомобиль на этом топливе.
Это и будет нормой расхода топлива.
Так как условия использования транспортного средства могут значительно отличаться, то необходимо провести замеры в различных условиях. При проведении замеров расхода ГСМ нужно учесть:
- время года (провести замеры в холодное и теплое время года);
- загруженность транспорта;
- насколько затруднено движение по дорогам (наличие дорожных пробок);
- простои автомобиля с включенным двигателем.
Проведя замеры в различных условиях, получаются несколько нормативов, которыми и следует руководствоваться в процессе списания топлива в расходы.
Кроме этого, предприятие может пойти и несколько иным путем: провести замеры для стандартной ситуации, а для различных отклонений условий эксплуатации от нормы разработать поправочные коэффициенты.
Полученные результаты нужно утвердить актом, который подписывают члены созданной ранее комиссии.
Определяя и устанавливая для себя нормы и лимита использования ГСМ, нужно помнить, что полученные величины должны быть обоснованны экономически, не завышены. Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы.
Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.
Скачать акт контрольного замера расхода топлива.
Бухучет ГСМ и проводки
Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций).
Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26). Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.
Проводка по списанию ГСМ:
Д20, 23, 26 (44) К10.3 – списана стоимость использованных ГСМ в расходы предприятия.
20-й счет используется в том случае, если транспорт эксплуатируется на рабочие нужды, например, доставка товара клиентам.23-й счет, как правило, применяется крупными предприятиями, имеющими большее количество транспортных средств.
На 26-й счет списываются ГСМ по транспорту, используемому в служебных целях.
Логично было бы выполнить проводку по списанию ГСМ на величину истраченного фактически топлива, но, как правило, очень сложно определить точное количество используемого топлива, поэтому и списываются горюче-смазочные материалы по установленным нормам.
Принимаются ГСМ к учету в бухгалтерском учете на 10-й счет.
Приобретаются материалы, как правило, за наличные или безналичный расчет.
В первом случае наличные деньги даются водителю под отчет, после закупа необходимых ГСМ водитель отчитывается по истраченной сумме с помощью авансового отчета.
Оставшиеся у водителя деньги сдаются в кассу предприятия. При покупке материалов за безналичный расчет, происходит списание безналичных денежных средств с расчетного счета предприятия.
Проводки при этом выглядят следующим образом:
- Д71 К50 – выданы наличные деньги под отчет.
- Д10.3 К71 – приняты к учету материалы, купленные за наличный расчет.
- Д60 К51 – перечислена оплата поставщику.
- Д10.3 К60 – приняты к учету материалы, купленные за безналичный расчет.
- Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным материалам (если выделяется).
Любая проводка выполняется только на основании оправдательного документа.
Проводка по списанию ГСМ выполняется на основании путевого листа и акта на списания ГСМ. Путевой лист можно использовать для списания топлива в расходы, а акт – для списания прочих смазочных материалов.
Образцы путевого листа:
- легкового автомобиля;
- грузового автомобиля.
Проводка по принятию ГСМ к учету выполняется на основании авансового отчета и документа, подтверждающего факт оплаты, например, чек (при наличном расчете) или накладная, счет-фактура и документы, подтверждающие оплату (при безналичном расчете).
Помимо вышеуказанного, учет ГСМ на предприятии включает в себя также проведения периодической инвентаризации (ежедневно, еженедельно, ежемесячно – по усмотрению самой организации).
Для того, чтобы сверить остатки топлива с учетными данными, можно пойти двумя путями.
В бак автомобиля долить бензин или другое используемое топлива до полного бака, далее от объема полного бака отнять долитый объем, после чего полученное значение сверить с данными счета 10.3.Слить из бака остатки топлива, измерить их количество и сверить с учетными данными на 10-м счете.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Источник: https://buhland.ru/osobennosti-ucheta-gsm-na-predpriyatii/
Практические советы по учету и списанию ГСМ
Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ. Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива.
Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу.
Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначения нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.
Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.
Налоговый учет
Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный.
Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см.
, например, письмо Минфина России и от 17.11.11 № 03-11-11/288). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).
Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина. Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).
Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина Россииот 27.01.14 № 03-03-06/1/2875; «Налогоплательщики не обязаны нормировать затраты на бензин для служебного транспорта»).
Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией.
Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № А53-24671/2014).
Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.
Как рассчитать собственный норматив
Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит. Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов.
Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль. Такой подход соответствует позиции Минтранса России (см. «Изменились правила определения норм расхода ГСМ для легковых автомобилей»).
Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым.
Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров. В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра.Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии.
Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д. Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией.
Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр.
Как провести инвентаризацию ГСМ
Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки. Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал. Некоторые компании делают ее ежедневно.
Для определения фактического остатка используют разные методы. Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу.
Более распространен другой метод. Суть его в заключается в следующем. Сначала надо полностью наполнить бак. Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака.
А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак. Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки.
Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число.
Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой. Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.
Бесплатно получить демо-версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»
Системы спутниковой навигации
Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации).
Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила.
В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.
Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы. Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию.Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).
Как учесть топливо, полученное вместе с автомобилем
Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ.
Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.
Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.
Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.
В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).
Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи 250 НК РФ.
Как учесть топливо в баке проданного автомобиля
Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.
При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. 270 НК РФ).
Гсм в баке арендованной машины
При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен. Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.
Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.
Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору.
Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.
Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2012/4/5884
Перерасход топлива какие есть варианты списания
Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г.
Нормы расхода топлива предназначены для организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, независимо от их формы собственности.
Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Нормы списания ГСМ установлены в литрах на 100 км.
Для учреждения нормы расхода ГСМ. смазочных материалов и поправочных коэффициентов, которые увеличивают или уменьшают базовую норму на каждое автотранспортное средство устанавливаются приказом руководителя в соответствии с требованиями Норм расхода топлива.
Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях:
1. При работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических условий районов страны – от 5 до 20 %. Например, в Центральной части России надбавка в зимнее время установлена в размере 10 % с 1 ноября по 31 марта.
При значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температуры от средних суточных или среднестатистических значений (температурная граница —5 град.
С) руководителем учреждения может быть принято решение об уточнении начала и конца периода применения зимних надбавок, но только по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.
2. При работе автотранспорта в городах с населением:
– свыше 3 млн человек – до 25 %;
– от 1 до 3 млн человек – до 20 %;
– от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %;
– от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;
– в городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек – до 5 %.
3. При работе автотранспорта, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, обслуживания пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10 %.
4. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10 %, при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15 %, в строенном – до 20 %.
5. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, – до 5 %, более 8 лет – до 10 %.6. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже + 5 град. С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов, а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т. п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.
Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15 %. В случае эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01х Нs x S x (1+0,01х D), где
Qн – нормативный расход топлива, литры;
Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная поправка или снижение) к норме в процентах.
Расчет нормативного расхода масел и смазок производится по формуле:
Мн = 0,01х Нм x Qн x (1+0,01+D), где
Мн – нормативный расход масел и смазок;
Нм – базовая норма расхода масел и смазок;
Qн – нормативный расход топлива;
D – корректирующие коэффициенты.
Пример 27.
На балансе учреждения находится легковой автомобиль ГАЗ-3102 2000 г. выпуска с двигателем ЗМЗ-4022.10. Согласно данным путевого листа от 15 апреля 2006 г.
ГАЗ-3102 пройдено 400 км, в том числе: в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн чел.
– 50 км, в пригородной зоне – 330 км и в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. – 20 км.
Согласно данным транспортного средства базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 13 л.
Определим расчетное нормативное значение расхода топлива:
– расход топлива в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 50 км – может быть увеличен на 15 %:
50 км x 13 л x 115 % / 100 км = 7,5 л;
– в пригородной зоне пройдено 330 км – увеличение базовой нормы не производится:
330 км x 13 л / 100 км = 42,9 л;
– в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек автомобилем пройдено 20 км. В данном случае базовая норма может быть увеличена на 5 %:
20 км x 13 л x 105 % / 100 км = 2,7 л.
Всего израсходовано топлива 15 апреля 2006 г. 53,1 л (7,5 + 42,9 + 2,7).
Кроме того, данный автотранспорт 2000 г. выпуска, то есть автомобиль эксплуатировался более 5 лет, поэтому приказом руководителя учреждения определена надбавка – 5 %, таким образом, количество израсходованного топлива составит 55,76 л (53,1 л x 105 %).
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Так, нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел могут быть увеличены до 20 % для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.
Списание топлива
п.
Пример 28.
Используя условия предыдущего примера, рассчитаем норму списания моторного и специального масел.
Норма расхода моторного и специального масел согласно Нормам расхода топлива составляет:
– моторные масла – 1,7 л на 100 л топлива;
– специальные масла и жидкости – 0,05 л на 100 л топлива.
Списание моторного масла в апреле 2006 г. должно быть произведено в количестве 6,8 л (400 x 1,7 / 100).
Списание специальных масел и жидкостей произведено в количестве 0,2 л (400 x 0,05 / 100).
С 2006 г. материалы могут списываться либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости (на усмотрение бюджетного учреждения). Способ списания материалов отражается в учетной политике учреждения.
Отметим, что средняя фактическая стоимость определяется с учетом запасов, поступивших в течение текущего (ранее – данного) месяца на дату списания.
Обратите внимание: отражение в учете операций по перемещению ГСМ внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально-ответственного лица на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
В бухгалтерском учете данные операции отражаются по дебету счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» и кредиту счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов».
Все виды топлива и смазочных материалов списываются в расход на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), а также Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Списание израсходованных материальных запасов, в том числе ГСМ, на основании оправдательных документов отражается по дебету счета 0 401 01 272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 0 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».Пример 29.
Согласно принятой медицинским учреждением учетной политики на 2006 г. списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Медицинское учреждение за счет средств, полученных от бюджетной деятельности, приобрело в марте 2006 г. 10 канистр тосола на общую сумму 1500 руб.
По состоянию на 01.03.2006 по этой группе оставались остатки в количестве 3 канистр, стоимостью 360 руб.
В течение марта 2006 г. по указанной группе материальных запасов списано 9 канистр тосола.
Лицевой счет медицинского учреждения обслуживается территориальным органом Федерального казначейства.
Средняя фактическая стоимость тосола составит 143,08 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан.).
Источник: https://3zprint-msk.ru/pererashod-topliva-kakie-est-varianty-spisanija/