Надзор за действиями судебного пристава исполнителя
Верховный суд РФ разъяснил, какие действия приставов могут оказаться незаконными
МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России разъяснил, какие действия судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными. Об этом говорится в принятом постановлении пленума ВС «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
«Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства», — подчеркнул пленум. Например, незаконным может быть признано бездействие пристава, выяснившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых действий по выявлению другого имущества (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие госрегистрацию имущества и прав на него, и т.д.).
Нехватка кадров — не оправдание
«Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов- исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий», — говорится в рекомендациях судьям.
Пленум отметил, что судебный пристав не вправе удовлетворить ходатайство о временном ограничении на выезд должника из РФ одновременно возбуждением исполнительного производства — до истечения срока для добровольного исполнения и до получения данных о том, что должник знает о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения
Арест имущества должен быть соразмерен долгу
Отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по поиску такого имущества и они оказались безрезультатными.
«Арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя, — говорится в постановлении.
Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание.
В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности».
Рассрочка в выплатах не должна нарушать право на исполнение решения
При предоставлении отсрочки или рассрочки в выплатах «судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок», — пояснил пленум.
Кто компенсирует ущерб от незаконных действий приставов
Если незаконные действия или бездействие приставов причинили ущерб, он должен компенсироваться за счет бюджета и самого виновника.
«Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность», — пояснил пленум ВС. Предъявлять в суд жалобы на приставов могут и госорганы, администрирующие доходы в бюджет через исполнительное производство.
Ответчиком по жалобе выступает судебный пристав, чьи действия оспариваются, а при прекращении его полномочий — тот, кто его заменил, если полномочия не передавались — старший судебный пристав.
К участию в деле необходимо привлекать территориальный орган ФССП России.
При этом отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления пристава во время рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по делу, если его применение привело к нарушению прав, свобод и законных интересов истца.
Подавший иск о возмещении вреда бездействием пристава не должен доказывать то, что должник не владеет иным имуществом, на которое можно обратить взыскание, «если в ходе исполнительного производства судебный пристав- исполнитель не осуществил необходимые исполнительные действия по исполнению исполнительного документа за счет имевшихся у должника денежных средств или другого имущества, оказавшихся впоследствии утраченными».
В то же время, пояснил пленум ВС, «отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника».В случае удовлетворения иска к приставу Российская Федерация в лице ФССП в порядке регресса вправе взыскать сумму возмещенного вреда с лица, виновного в его причинении, например, при утрате имущества — с лица, которому имущество передано на хранение, при использовании недостоверной оценки имущества должника; если эту оценку производил оценщик, — с оценщика, и т.д. «ФССП России вправе предъявить иск от имени Российской Федерации в порядке регресса к лицу, виновному в причинении вреда», — отметил пленум.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/2446048
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: что это такое и как происходит
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, сравнительно недавние функции данной инстанции, обозначенные ФЗ РФ No118 и 119.
Что обозначает данное понятие и зачем нужен надзор
В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.
Как организовать прокурорский надзор, смотрите в этом видео:
Такая неопределенность приводит к возникновению сложностей и препятствий на пути качественного выполнения прокурорских обязанностей. Важно: данная ветвь тесно граничит с контролем соблюдения прав и свобод граждан.
Данный процесс со стороны органов юстиции поднимает уровень доверия к судьям, так как совершенствует и улучшает их деятельность, и обеспечивает правопорядок в судебных процессах.
В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами
Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:
- Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
- Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
- Правомерность наложения ареста на имущество;
- В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.
Кто осуществляет надзор за судебными приставами?
При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:
- Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
- Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
- Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
- Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
- Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
- Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
- Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
- Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
- Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.
Задачи и объекты прокурорского контроля
В числе главных задач надзора за судебными приставами числится:
- Выполнение исполнителями необходимых действий, соответствующих постановлениям и в рамках своих полномочий;
- Соответствие догмам решений, принятых приставами;
- Отстаивание законных прав и свобод людей и юридических лиц, в отношении которых приставы принимали какие-либо решения.
Объектами надзора прокуратуры выступают:
- Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
- Должностные лица, выполняющие обязанности, то есть судебные приставы.
Кроме них в число инстанций подвергающихся надзору входят:
- Руководящий состав органов и учреждений, обязанностями которых является приведение в исполнение наказаний и принудительных мероприятий;
- Администрации колоний, следственных изоляторов и прочих мест лишения или ограничения свободы.
Предмет данного надзора
Предметом контроля над исполнением законов является:
- Наблюдение за законностью и следованием положениям актов суда и постановлениям прочих государственных организаций;
- Контроль над соблюдением органами государственной власти положений законодательной базы;
- Контроль над соблюдением прав абсолютно всех граждан РФ.
Важно: приставы обязаны принимать адекватные решения в рамках законодательства. Полномочия прокурора.
Действия прокурора при выявлении нарушений.
В данный перечень входят такие действия:
- При необходимости получение доступа к любого вида материалам;
- Требование от руководящего состава исполнительных организаций отчетности в виде конкретной документации и аргументированных материалов;
- Если в ходе проверки возникают сложности, прокурор располагает правом задействовать в работе соответствующих сотрудников, перечень которых обозначен в ст. 21 Закона о прокуратуре;
- Вызов представителей организаций и граждан для выявления причин правонарушений;
- Осуществление проверок с целью контроля над правомерностью выполняемых действий;
- После ознакомления с предоставленным удостоверением, получатель обязан беспрепятственно обеспечить доступ к подконтрольным помещениям и территориям.
В частности к прокурорским полномочиям относятся:
- Принятие решений о возмещении ущерба гражданам и организациям, нанесенного в ходе неправомерных действий;
- Освобождение граждан со стен не судебных инстанций, задержание которых не соответствовало закону;
- Обращение в любого рода судебные инстанции и арбитражные суды с целью отстаивания законных интересов людей и организаций;
- Предъявление требований к необходимым инстанциям о привлечении правонарушителей к уголовной или административной ответственности.
Важно: данные полномочия предоставляют возможность контролировать деятельность всех подведомственных структур.
Организация мероприятий
Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.
Что входит в надзор за исполнением законов, смотрите в этом видео:
Также с целью проведения качественных мероприятий:
- Сотрудники прокуратуры обеспечиваются нормативными актами, методическими пособиями и разработками;
- Перед проведением надзора собираются и анализируются информация и материалы;
- Разрабатывается план мероприятия;
- Для успешного прокурорского регулирования судебных исполнителей, работники прокуратуры должны располагать полной и достоверной информацией о случаях нарушений – сбор, обработка и хранение сведений в процессе расследования.
- В число организационных работ включаются проверки организаций или лиц на предмет выявления нарушений;
- Аналитические мероприятия;
- Сотрудничество с прочими отделами прокуратуры; ·
- Учет проделанной работы.
Важно: внедрение научных рекомендаций и передового опыта – основной элемент организации работы.
Меры реагирования
При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:
- Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;
- Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
- Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.
Заключение
Прокурорский надзор за законностью деятельности судебных приставов, это неотъемлемая часть общественной и правовой жизни граждан, от эффективности выявления правонарушений и быстроты реагирования на подобные ситуации зависит спокойствие и качество жизни страны в целом.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Источник: https://dolg.guru/dolgi/sudebnye-pristavy/prokurorskii-nadzor-za-sudebnymi-pristavami.html
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи
Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве. Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов.
Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г. касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г.
относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.
Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).
Замечание 1
В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства.
В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:
- Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
- Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
- Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
- Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;
- Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.
Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.
рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.
Определение 1
Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.
Определение 2
Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ.
К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:
- Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;
- главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
- старшие судебные приставы с судебными приставами.
Задачи судебных приставов
Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:
- обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
- осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);
- исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.
Две группы судебных приставов
Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:
- суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
- Конституционный Суд России;
- Верховный Суд России;
- Высший Арбитражный Суд России.
Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.
Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.
Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.
Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:
- обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
- защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
- обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.
Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.
Определение 3
Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.
Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:
- соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
- исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
- соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;
- соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.
Исполнительное производство
Определение 4
Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий.
Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:
- возбуждение исполнительного производства;
- осуществление исполнительного производства;
- окончание исполнительного производства.
У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:
- вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
- запрос необходимых сведений, проведение проверок;
- проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
- наложение ареста на имущество и пр.
При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:
- обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
- наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;
- принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
- принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.
Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах. Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:
- поддержания общественного порядка;
- предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;
- обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.
Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр.
Пример 1
Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей. Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч. жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр.
Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.
Определение 5
Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли.
Пределы прокурорского надзора
Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно.
Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр.
Замечание 2
Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов..
Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия.
Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/nadzor-za-ispolneniem-zakonov-sudebnymi-pristavami/
Наказать пристава за незаконные действия | советы юриста
Наказать пристава не основная задача, главная — восстановить нарушенное право! Доброго времени суток, уважаемые читатели. Вот и наступила весна, работать совсем не хочется, а нужно.
На протяжении существования нашего проекта мы ответили на множество комментариев и заметили одну немаловажную особенность. У подписчиков и просто читателей блога возникают ситуации о несогласии с действиями должностных лиц по каким — либо причинам.
Большое количество вопросов поступает на тему обжалования действий. Если кто не понял, то я веду речь о приставах.
Вообще интересные люди, кто работает в этой службе (не все конечно, но бывают индивидуумы). Знаю не по наслышке, часто сталкивался с незнанием закона людей, которые исполняют этот самый закон. Парадоксально не правда ли? Такова реальность и от этого никуда не деться.
Ваша задача — быть на чеку и не давать расслабляться сотруднику, контролировать каждый шаг и тогда результат не заставит себя ждать. В общем сегодня поговорим о том, как правильно обжаловать действия должностных лиц. Кстати я не просто юрист, а юрист некоторое время отслуживший в системе.
Кое — какой опыт накопил и планирую поделиться с Вами друзья. Начинаем!
Главный принцип — законность!
Человек принимая решения в повседневной жизни, связан не только моралью, но и законом. Находясь в социуме человек подчиняется определенным правилам и нормам.
Таким образом наши решения зависят не только от нашего сознания (немного философии, дальше поймете к чему). Закон призван создать четкие правила для участников общественных отношений.
Будут правила, значит будет порядок, а если будет порядок значит будет результат.
Это правило касается не только нас с Вами — обычных людей, но и должностных лиц. Принимая решения, человек в погонах, наделенный государством властными полномочиями обязан в первую очередь соблюдать закон.
Как я уже говорил закон признан обеспечить порядок взаимодействиями между субъектами — в рассматриваемом случае участников исполнительного производства. Самый главный постулат для нас сегодня — Федеральный закон «об исполнительном производстве».
Вышеуказанный нормативный акт регулирует взаимоотношения должника, взыскателя, лица ведущего дело. Бесплатная консультация юриста в Челябинске.
Каждое действие сотрудника выражаются в принимаемых им постановлениях (он весьма ограничен в своих действиях). Каждое вынесенное постановление должно быть законным и обоснованным при определенных обстоятельствах в рамках исполнительного производства.
Пример: как нельзя делать!
Для большего понимая приведу пример: Имеется должник, зовут его Василий. У Василия есть долг в 100 тысяч рублей. Есть сотрудник, назовем его Николай. Николаю необходимо исполнить требования исполнительного документа. Николай арестовывает имущество Василия стоимостью 1 миллион рублей.
Внимание вопрос! Законны ли действия Николая? Конечно нет, Николай нарушил п.5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (соотношение требований взыскателя и принятых мер) наложил арест на имущество. Действия должны быть законными. Законность один из главных принципов в исполнительном производстве.
Законность главный принцип не только в сфере принудительного исполнения, а в системе Российского права в целом. (п.1 ст. 4 Закона). Перед тем как писать заявление постарайтесь наладить взаимодействие с человеком, постарайтесь предложить свою помощь. Не нужно с порога проявлять агрессию и ругаться.
Люди бывают разные и информацию воспринимают индивидуально.Что делать, если сторона не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконным? Значит пришло время принимать решение о подачи жалобы!
Куда лучше обращаться? Распространенные ошибки
Заявление можно подать в три инстанции на выбор:
- Вышестоящему руководству. По служебной иерархии над обычным сотрудником находится руководитель отдела (старший судебный пристав). Фактически это его начальник. В обязанности старшего входит организация работы всего отдела. Обращаясь в порядке подчиненности будьте готовы: вашу жалобу никто не будет рассматривать беспристрастно. Начальник всеми способами будет помогать своему «младшему брату» и возможно закроет на нарушения глаза. Так что, если вы решительно настроились, то полагаю это не ваш вариант.
- Жалоба в прокуратуру. Более эффективный метод чем первый. По заявлению прокурор обязан провести проверку и принять меры прокурорского реагирования. Сроки рассмотрения заявления могут длиться до 30 суток. На практике прокурор не обладает самостоятельностью не имея право отменить незаконное постановление. Для этого он должен обратиться в судебные инстанции. В моей практике был случай, когда прокурор обратился с заявлением в интересах государства — МЧС России. Статистика такова — наибольшее количество обращений приходится на взыскателей. Поскольку не каждый человек и тем более организация готовы мириться с бездействием. Бездействие приводит к тому, что лицо не может получить присужденное (денежные средства или имущество). Небольшое отступление. В свою очередь исполнители «завалены» исполнительными производствами. Приходилось наблюдать, когда в некоторых отделах число исполнительных производств на одного человека составляло 3-4 тысячи. И о каком качестве работы можно вести речь? Только представьте — по каждому делу нужно выполнять определенные действия (возбуждения производств, арест имущества, обращение взыскания на денежные средства и прочее). Люди работают в условиях катастрофической нехватки времени при заплате около 20 тысяч рублей (не считая Москвы и Санкт-Петербурга).
- На мой взгляд добиваться правды в суде наиболее эффективный способ среди рассматриваемых. Минимум на Вас обратят внимание, максимум решат проблему сразу. Далеко не каждое лицо захочет нести ответственность. Решая оспаривать незаконные действия (бездействие) не забывайте про процессуальные сроки направления жалобы. Его можно подать в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Дата вынесения документа находится в верхнем правом углу. Но бывает, постановление попросту не отправлено и о вынесении постановления Вы выяснили гораздо позже. Сроки идут с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Пропуск срока может явиться хорошим аргументом вашего оппонента для отказа в требованиях.
Жалоба на пристава в суд. Составляем административное исковое заявление
Первое о чем нужно задуматься — это доказательственная база незаконного действия или бездействия. Как получить доказательства? Все очень просто — нужно ознакомиться с материалами производства и сделать фотокопии.
Вообще закон не обязывает сторону писать заявление на ознакомление с материалами производства. Во избежание проблем, лучше заявление подготовить и заранее направить в ОСП. В канцелярии отдела обязаны проставить входящий штамп (о принятии документа).
В приемное время можно прийти к должностному лицу и смело просить ознакомить с материалами.
Составляем административное исковое заявление и приобщаем доказательства. При составлении потребуется определиться с подсудностью. Иск направляйте в суд общей юрисдикции (арбитражный для организаций) на территорию которого распространяются полномочия работника.
Пример: я планирую подать жалобу на лицо, осуществляющее трудовую деятельность в ОСП по Калининскому району г. Энска. Заявление я буду направлять (как физическое лицо) в Калининский районный суд г. Энска.
Но бывает что в одном производстве есть исполнительные документы выданные разными инстанциями — общей юрисдикции и арбитражным. Встает вопрос куда направлять заявление? Судебная практика четко разграничивает полномочия судов в рассматриваемом случае.
Дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции. А мировые вообще не вправе рассматривать споры подобной категории. Помощь по кредитным делам в Челябинске.
- Административное исковое заявление должно содержать следующие данные:
- Наименование судебного органа (указывается в верхней правой части);
- Адрес (строчкой ниже);
- Сведения о подателе заявления (ФИО полностью, адрес);
- Сведения об административном ответчике, заинтересованных лицах, адреса;
- Информация о ходе производства;
- Незаконные действия по мнению заявителя (к примеру незаконно снят арест с имущества);
- Ссылки на нормы действующего законодательства;
- Просительная часть (прошу признать действия незаконными, отменить постановление о наложении ареста на имущество должника).
Друзья, предлагаю более детально разобраться в вопросе, для Вас я подготовил примерные образцы жалобы. Я не запрещаю пользоваться материалами с этой страницы, но при копировании на другие ресурсы интернета, прошу указывать ссылку на мой сайт.
Не забудьте привлечь Управление службы по региону и сторону в качестве заинтересованного лица, ведь в их обязанности входит контроль за трудовой деятельностью рядовых сотрудников.
Административному истцу дано право заявлять ходатайство о применении обеспечительных мер о временном неисполнении спорного постановления. Это позволит на время приостановить действия оспариваемого документа.
Госпошлина по делам рассматриваемой категории не уплачивается.
Важно! Провинившийся апонент может понимать, что оспариваемое постановление действительно незаконно и попытаться исправить ситуацию.У меня была практика оспаривания незаконного постановления о взыскании исполнительского сбора. По данному факту были направлены документы.
Должностное лицо указало, что спорное постановление отменено и просил прекратить производство по делу поскольку законные права и интересы стороны более не нарушаются.
Чтобы виновное лицо привлекли к ответственности нужно заранее запастись доказательствами. Рекомендуем направлять заявления о признании действия (бездействия) незаконны согласно иерархии:
- Вышестоящее должностное лицо;
- Управление ФССП по региону;
- Суд.
До конца практика по прекращению судами административных дел не сложилась.
Следует учитывать (интересно будет тому, кто собирается обжаловать бездействие) не исполнение требований 2-х месячный не является безусловным основанием для признания бездействия. Практика трактует такой срок как не пресекательный, не связывает пропуск с бездействием. Интересная статья об отмене судебного приказа.
Как привлечь к ответственности?
Пристав, как и любой работник в случае проступка обязан нести ответственность. Почему я начал с порядка обжалования незаконных постановлений? Все просто! При наличии положительного решения будет проще доказать наличие незаконных действий со стороны федерального государственного гражданского служащего. Какая ответственность предусмотрена в нашем случае?
Работодатель может применить к нерадивому сотруднику следующие виды наказаний:
- Дисциплинарная;
- Замечание;
- Выговор;
- Неполное соответствие занимаемой должности;
- Увольнение.
Предусмотрена административная и уголовная ответственность. Наказание будет предусматриваться в зависимости от конкретного состава административного правонарушения или уголовного преступления.
На практике к дисциплинарной ответственности служителей Фемиды трудно привлечь. Это обусловлено сильной текучкой в службе, отсутствием квалифицированных кадров, маленькими зарплатами (я про службу исключительно).
Привлечение к дисциплинарной ответственности это право работодателя, а не обязанность. В преобладающим большинстве руководство всяческим образом «выгораживает» сотрудника.
Повторюсь, все будет зависеть от конкретной ситуации.
Подведем итоги. Завершим нашу тему лекции поговоркой, ведь как известно «под лежачий камень вода не течет». Не думайте, что проблема решится сама собой! Нужно быть собранным и контролировать весь процесс начиная с возбуждения исполнительного производства заканчивая окончанием. Не подготовленному человеку достаточно сложно защищать свои права, тем более в судах.
Юриспруденция — большая наука, достижения результата зависит от образования, квалификации и опыта человека. Разумным будет доверить решение своей проблемы квалифицированным юристам.
В нашей команде работают настоящие профессионалы! За плечами у многих учеба в ведущих высших учебных заведениях страны, обширный опыт работы! Обращайтесь за помощью и результат не заставит себя ждать! Не стесняйтесь отставлять комментарии, мы обязательно ответим на каждый!
Не откладывайте решение своей проблемы на потом — позвоните нам прямо сейчас:
+7(351)215-97-00 Задать вопрос Задайте вопрос онлайн или напишите в соцсетях
Источник: https://www.uk-vertum.ru/2018/03/17/%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0/
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: понятие, организация надзора, цели и возможные проблемы
Все большую актуальность приобретает проблема неисполнения судебных решений и актов иных органов в области различных правонарушений: семейных, имущественных, административных, трудовых и т. д.
При этом указанные решения не исполняются не только ответчиками, но и другими лицами, которые обязаны осуществлять исполнение требований суда и других органов.
Особо важный аспект контроля за указанными действиями — прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов.
Сущность деятельности приставов
Необходимость в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами появилась в связи с упразднением в 90-х годах прошлого века приставной исполнительной системы и появление соответствующей федеральной службы.
Деятельность данного органа основывается на Федеральных законах № 118-ФЗ и 229-ФЗ. В связи с этим и были зафиксированы новые полномочия сотрудников прокуратуры, связанные с контролем за исполнением законов всеми работника сферы приставной службы.
Чтобы определить сущность работы приставов, необходимо исходить из правовой нормативной базы и целей работы данного органа.
Правовая основа надзора прокуратуры
В перечень нормативных правовых актов, которые регулируют прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, входят следующие документы:
- Федеральный закон № 118-ФЗ, разъясняющий суть работы судебных приставов.
- Закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий процесс проведения процедур.
- Указ Президента № 1316, утверждающий Положение о соответствующем органе (Федеральной службе приставов).
- Приказ российского Минюста № 69, утвердивший Положение о территориальных органах ФССП.
- Указание Генеральной прокуратуры № 155/7, определяющее организацию надзора за работой судебных приставов со стороны прокуратуры.
Также эти вопросы частично рассматриваются УПК, ГПК, АПК, УИК и другими актами правового характера.
Сущность прокурорского надзора
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами — это деятельность уполномоченных лиц по осуществлению проверки законности действий органов, организаций и физических лиц.
Также они осуществляют контроль за своевременностью совершения действий исполнительного характера, применением принудительных мер к определенным гражданам, соблюдением прав, интересов и свобод граждан, уважением достоинства и чести, а также иных действий, касающихся работы приставов и связанных с ними лиц.
Объекты надзора и его органы
Основной объект прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами – это Федеральная служба, которая подчиняется Министерству юстиции. Также в объект включены все территориальные органы этого типа и их сотрудники – приставы-исполнители.
Органы российской ФССП – это централизованная единая система, которую возглавляет Федеральная приставная служба. В ее подчинении находятся органы территориального типа (отделы и управления), которые действуют в каждом российском субъекте, районе, городе. Также в систему органов включены специализированные и межрайонные подразделения службы.
Должностными лицами отделов являются:
- Главный российский судебный пристав – директор ФССП;
- заместители директора;
- главные приставы в субъектах — руководители органов территориального уровня;
- заместители руководителей;
- старшие приставы;
- судебные приставы.
Задачи службы судебных приставов
В функции судебных приставов входят:
- Обеспечение установленного законом порядка работы органов суда на высшем уровне (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также арбитражных судов и органов общей юрисдикции).
- Осуществление исполнения актов судов, иных органов и их должностных лиц в принудительной форме (например, добровольных соглашений о выплате алиментов, удостоверенных нотариусом, или актов по административным делам).
- Исполнение норм законодательства о судопроизводстве по уголовным делам, если они отнесены Уголовным процессуальным кодексом к подследственности ФССП и ее органов.
Категории судебных приставов
Для полного раскрытия темы прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов важно понимать, на какие категории делятся сотрудники ФССП. Законодательством установлено разделение судебных приставов на две категории:
- приставы-исполнители;
- приставы, обеспечивающие установленный порядок работы судов.
Первые занимаются принудительным исполнением актов судебных и иных органов, их должностных лиц. Их деятельность является обеспечительной, так как связана с принуждением исполнения судебных решений (а также актов других органов и уполномоченных лиц) и совершением правомерных действий для обеспечения быстрого и эффективного закрытия исполнительного производства.
Сотрудники второй категории исполняют обязанности по обеспечению порядка в зале заседаний при ведении дел в судах всех уровней. В их полномочиях входит обеспечение общественного порядка в помещениях и зданиях, пресечение преступлений и иных правонарушений. Их деятельность носит правоохранительную функцию.
Задачи прокурорского надзора
Задачами прокурорского надзора за исполнением законов являются следующие:
- Обеспечение принципа законности в работе приставов в судах и отделах ФССП.
- Защита интересов и прав граждан и организаций, в отношении которых было возбуждено производство исполнительного характера.
- Обеспечение установленного законом порядка работы судов, а также надлежащей реализации судебных решений.
Напрямую предмет надзора в данной сфере в законе о прокуратуре не определен. Здесь учитываются задачи, которые возложены на приставную службу, и правовое положение должностных лиц. Таким образом, предмет надзора – это исполнение правовых норм и законов сотрудника службы судебных приставов.
Направления
Прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей и сотрудников ФССП в судах осуществляется в следующих направлениях:
- соблюдение определенного законом порядка исполнения актов судов, иных органов и уполномоченных лиц в принудительном порядке;
- исполнение правовых норм в процессе обеспечения нормальной работы судов и их сотрудников;
- соблюдение интересов и прав граждан и организаций;
- проверка издаваемых сотрудниками приставной службы актов нормам законодательства.
Суть исполнительного производства
Одно из направлений прокурорского надзора за судебными приставами-исполнителями – проверка соблюдения норм права сотрудниками ФССП при ведении исполнительного производства. В связи с этим важно рассмотреть, что это за понятие, и что в него входит.
Производство исполнительного характера – порядок реализации актов судов, других органов и уполномоченных лиц в принудительном порядке с целью защиты нарушенных интересов, прав и свобод физических и юридических лиц.
Принудительное исполнение осуществляется в отношении актов, которые обязывают должников передавать другим организациям, гражданам или соответствующему бюджету имущество и финансовые средства, либо совершить в пользу указанных лиц какие-либо действия (или воздержаться от них).
Производство исполнительного типа – это сложный процесс, который является заключительной стадией взыскания. В него входят:
- вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства;
- совершение действий по взысканию;
- вынесение постановления об окончании исполнительного производства.
Полномочия приставов в исполнительном производстве
Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами производится в отношении законности выносимых сотрудниками ФССП актов и за их действиями.
После того как судебный пристав вынес постановление о том, что исполнительное производство возбуждается в отношении конкретного гражданина или организации, его полномочия включают следующие действия:
- Вызов сторон производства (взыскателя, должника).
- Направление запросов в различные органы и организации о предоставлении сведений о должнике и имеющемся у него имуществе.
- Проведение проверок.
- Посещение нежилых и жилых помещений должника для выявления его имущественного положения и вещей, подлежащих изъятию в счет уплаты задолженности.
- Наложение ареста на счета и имущество субъекта.
- Реализация имущества на торгах с дальнейшем передачей вырученных денег взыскателю.
- Выселение из занимаемого жилого объекта за долги.
- Совершение иных действий, которые направлены на исполнение соответствующего решения уполномоченного органа в принудительном порядке.
Согласно нормам законодательства, должнику предоставляет пять дней для того, чтобы в добровольном порядке исполнить требования, указанные в постановлении пристава. После этого взыскание будет осуществляться в принудительной форме с начислением семи процентов от цены в счет исполнительского сбора.
Обеспечение установленного законом порядка работы судов
Прокурорской надзор за судебными приставами в сфере судебного делопроизводства заключается в проверке обеспечения установленного законом порядка работы судов всех уровней. деятельности приставов в данном случае сводится к реализации функции охраны.
Приставы должны выполнять обязанности по поддержанию общественного порядка в суде, пресечению и предупреждению правонарушений уголовного и административного характера в зданиях и внутренних помещениях судов, обеспечению безопасности сотрудников судебного органа, присяжных, участников дела и т. д. Прокуратура, в свою очередь, занимается тем, что проверяет правильность выполнения указанных действий приставами и соблюдение при этом норм права.
Помимо указанных функций, на сотрудниках ФССП лежит обязанность по выполнению отдельных судебных поручений:
- безопасная транспортировка дел уголовного характера и доказательств вещественного типа к месту осуществления судебного разбирательства;
- привод граждан, которые уклоняются от явки, в заседание;
- выведение нарушителей порядка из зала судебного заседания.
Приставы в процессе исполнения поручений судей наделены большим количеством прав: при приводе лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, сотрудник ФССП вправе входить в здания, помещения, жилые квартиры, на территории объектов, проверять документы у находящихся там лиц, проводить осмотр вещей и досмотр граждан.
Требования приставов обязательны для всех лиц, которых находятся в судебном заседании. В установленных законом случаях они имеют право применить силовые методы, оружие огнестрельного типа и средства специального назначения для борьбы с нарушителями порядка в суде.
Если на какого-либо сотрудника ФССП поступила жалоба на нарушение интересов и прав граждан и организаций, она подлежит немедленному рассмотрению.
Средства реагирования
Организация прокурорского надзора за исполнением законов тесно связана с вынесением по факту выявленных нарушений определенных актов. Существует четыре типа средств реагирования сотрудников прокуратуры:
- Протест – акт об отмене вынесенного органом или его должностным лицом нормативно-правового документа.
- Постановление – акт о возбуждении дела в отношении конкретного лица или группы лиц.
- Представление – акт реагирования на выявленные нарушения законов или принятия неправомерных решений.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона – документ профилактического характера.
Прокурорский надзор за исполнением законов приставами осуществляется непрерывно в процессе всей работы сотрудников ФССП. При этом приставы продолжают выполнять свою работу непрерывно.
Источник: https://FB.ru/article/442634/prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-sudebnyimi-pristavami-ponyatie-organizatsiya-nadzora-tseli-i-vozmojnyie-problemyi