Преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
Противодействие коррупции в системе закупок
Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок. На противодействие коррупции направлен целый комплекс мер.
1 Понятие коррупции
2 Признаки коррупционного тендера и госзаказа
3 Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок
4 Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль
Понятие коррупции
Понятие коррупции Понятие коррупции четко определено российским законодательством.
Согласно 273-ФЗ от 2008 года «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается: злоупотребление лицом своими полномочиями; дача или получение взятки; подкуп; иное незаконное использование лицом своего должностного положения.
Коррупционные деяния противоречат интересам государства и общества. Они имеют целью получение выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества и услуг.
Коррупция выступает многоликим и многогранным явлением: она проявляется в виде преступлений коррупционной направленности (в виде хищения денег с использованием своего положения и пр.
), административных правонарушений (например, нецелевого использования бюджетных денег, мелкого хищения и пр.
), запрещенных сделок по гражданско-правовому законодательству (например, оказание услуг госслужащему третьим лицом), дисциплинарных нарушений.
Признаки коррупционного тендера и госзаказа
Признаки коррупционного тендера и госзаказа Учитывая положения №273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, действия признаются коррупционными в случае соответствия следующим признакам:
Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).
Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.
Они имеют целью получение выгоды должностным лицом. Они нарушают законные государственные интересы.Они умышленны.
Немалая часть коррупционных нарушений происходит в сфере государственного заказа. Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному: Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная.
Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности.
Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.
Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить.
Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.
Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС.
Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия.
Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа.Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих.
Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.
Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.
аведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр. Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.
Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере госзаказа по ст. 10 273-ФЗ выступает конфликт интересов.
Согласно действующему законодательству, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от закупки, а заказчик – обязан отказаться от подписания контракта с победителем в случае обнаружения конфликта интересов между сторонами.
Если такой контракт был все-таки подписан, то он признается ничтожным. Указанные здесь признаки коррупционных схем не являются исчерпывающими. Суть всех схем состоит в наличии сговора между заказчиком и недобросовестным поставщиком.
Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок
Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем. Но, помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, перечень мер, которые направлены на недопущение коррупционных действий, содержится в следующих законах: ФЗ-273 «О противодействии коррупции» от 2008 года; ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года; ведомственных, территориальных и отраслевых программах по противодействию коррупции.
Практически всеми федеральными ведомствами сегодня были приняты рекомендации, которые содержат меры по противодействию коррупции. Это приказ ФАС от 2014 года №38/14, письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1501, от 2016 года №ОГ-Д28-3680, от 2015 года №Д28и-2018 и пр.
Кроме того, субъектами РФ разрабатываются отдельные региональные программы против коррупции. Также на сегодняшний день действуют некоторые методические рекомендации, которые направлены на профилактику коррупции со стороны госслужащих.
Например, «Организация антикоррупционного обучения».
Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль
Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст.
6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках. Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере госзакупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС.
Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС». Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.
В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.В зависимости от масштабов совершенного деяния, размера ущерба для бюджета и тяжести последствий для государства, выявленные в ходе контрольных мероприятий, коррупционные деяния могут стать основанием для открытия административного или уголовного делопроизводства.
Так, в УК предусмотрено сразу несколько статей, которые квалифицируются как коррупционные действия.
Это: ст. 200.4 за злоупотребления в сфере госзаказа; ст. 200.5 за подкуп контрактного управляющего или члена комиссии по закупке; ст. 285.1 за нецелевое расходование бюджетных денег и 285.2 – если речь шла о деньгах из внебюджетных фондов; ст. 286 за превышение должностных полномочий; ст. 289 за незаконное предпринимательство; ст.290 – получение взятки;
ст. 291 – дача взятки и пр. Таким образом, отдельную группу правонарушений в закупочной отрасли формируют коррупционные нарушения в сфере государственных закупок.
Их отличает нацеленность должностного лица заказчика на извлечение личной выгоды, использование своего служебного положения в данных целях. В России действует комплекс антикоррупционных мер, который не исчерпывается содержанием ФЗ-44 и 223-ФЗ.
За действия с коррупционным элементом лицу может грозить административная и уголовная ответственность.
Источник: https://44fzrf.ru/protivodeystvie-korruptsii-v-sisteme-zakupok/
Уголовная ответственность в сфере закупок
Проведение незаконных торгов, закупок, тендеров и аукционов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — вопрос сложный и требующий совета в защите со стороны нашего адвоката по уголовным делам.
Исходя и современного российского законодательства для приобретения какого-либо товара, или оказания какой-либо услуги для государства в лице его органа, организации или муниципального образования обязательно необходимо соблюсти определенную процедуру, и именно проведение определенных торгов в форме конкурса или аукциона по результатам которых и определиться организация с которой будет заключен итоговый контракт.
Естественно с нововведениями в законодательстве появляется и определенная ответственность за проведение незаконного проведения тендера для государственных или муниципальных нужд. В настоящей статье мы поговорим о преступлениях в сфере закупок и защите обвиняемых (подозреваемых).
Как квалифицируется незаконное проведение тендеров?
В данном случае ответственность можно разделить в зависимости от субъекта совершения преступления.
1.
Действия государственных или муниципальных служащий ответственных за организацию, проведения или подведение итогов торгов, а также за последующую приемку результатов исполнения государственного или муниципального контракта квалифицируются как злоупотребление в сфере закупок в интересах государства или муниципального образования и максимальное наказание за данное преступление предусмотрено до трех лет лишения свободы (200.4 УК РФ).
Кого могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 200.4 УК РФ?
Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд недопустимо. Статья 200.
4 УК РФ, злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусматривает определенный круг лиц, которых можно привлекать по ней в качестве подозреваемого или обвиняемого:- работники контрактной службы
- контрактные управляющие
- члены комиссии по осуществлению закупок
- лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг
- иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг
2. Действия руководителей в коммерческих организация в рамках государственных или муниципальных закупок отдельной статьей не квалифицируются, ст. 200.4 УК РФ в отношении их не применяется. Но при этом безнаказанными они также не остаются.
Квалификация их действий зависит от непосредственных проступков обвиняемого, так называемой объективной стороны.
Как правило, в зависимости от цели и результата квалифицируются по статье мошенничество и дача взятки, наказание в данном случае определяется исходя и размера ущерба, причиненного совершенным преступлением.
Дополнительно в сфере закупок могут быть совершены и иные преступления, служебный подкуп, подделка документов, в части государственных или муниципальных служащих превышение должностных полномочий единственной особенностью данных преступлений будет их цель, а именно получение определенной выгоды в сфере государственных или муниципальных закупок товаров, работ, услуг. Кроме того, статья 200.5 УК РФ, конкретизирует ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, все это приводит к привлечению ответственности, возбуждению уголовного дела, данный состав также направлен на защиту сферу закупок от незаконных посягательств.
Наш адвокат по уголовным делам поможет разобраться в нюансах данных специфических новых составах преступления в части доказывания невиновности, переквалификации или смягчения наказания, если вина признается с Вашей стороны.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео о защите прав обвиняемого адвокатом и подписывайтесь на наш канал , вам станет доступна бесплатная юридическая помощь адвоката через комментарии к видеоролику
Защита обвиняемого в сфере государственных или муниципальных закупок
В данном случае защита будет строиться в зависимости от вмененного подозреваемому или обвиняемому деяния.
Поскольку тактика проведения защиты от мошенничества или дачи взятки схожа от общего преступления то в данном случае следует рассмотреть именно злоупотребление в сфере закупок.
В данном случае тактику защиты следует строить исходя из отсутствия материальной заинтересованности (корыстного мотива) или иной заинтересованности работника контрактной службы. Ведь само по себе нарушение законодательства о контрактной системе закупок не может повлечь привлечение к уголовной ответственности.
Ввиду изложенного в настоящем деле необходимо доказывать следующие необходимые обстоятельства:
- Отсутствие факта нарушение законодательства РФ о контрактной системе. В данном случае сотрудник контрактной службы посредством письменных материалов, показаний коллег доказывает, что вообще факт нарушения отсутствовал, а значит оснований для возбуждения дела не имеется;
- Отсутствие корыстной заинтересованности работника контрактной службы. Аналогично посредством письменных доказательств, также видеоматериалов доказать отсутствие личной заинтересованности при совершенном сотрудником нарушении законодательства.
- Поиск оснований для смягчения наказания при признании вины полностью или в части.
Конкретный предмет доказывания формируется исходя из конкретики определенного дела и информации, которой обладает как непосредственно обвиняемый, так и работники следственных органов.
В любом случае уже на стадии проверки факта нарушение необходимо подключать опытного адвоката для защиты Ваших интересов.
Ведь лучше изначально выбрать правильную тактику поведения и предоставление информации для достижения наиболее положительного результата, чем определять с тактикой защиты уже в суде.
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
А.В. Кацайлиди
Отзыв по гражданским делам
Отзыв по банкротству физических лиц
Отзыв по сопровождению бизнеса
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Источник: https://katsaylidi.ru/blog/ugolovnaya-otvetstvennost-v-sfere-zakupok/
Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность | Контур.Закупки
С 4 мая вступили в силу изменения в УК РФ, которые ввели уголовную ответственность непосредственно за преступления в сфере госзакупок. Они внесены законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 года. Расскажем, кто может быть привлечен к ответственности, и что грозит.
Кто и чем рискует
Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:
- 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.
К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.
Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.
То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.
Ответственность работников заказчика за злоупотребления
Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок.
В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.
Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):
- штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
- принудительные работы на срок до 3-х лет;
- лишение свободы на срок до 3-х лет.
Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):
- штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
- принудительные работы сроком до 5-ти лет;
- лишение свободы сроком до 7-ми лет.
Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.
Если представитель заказчика был подкуплен
Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.
За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.
Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп
Состав преступления | Варианты наказания |
Получение подкупа работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок |
|
Те же деяния, если они:
|
|
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей) |
|
Ответственность лица, подкупившего заказчика
Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.
Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика
Состав преступления | Варианты наказания |
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок |
|
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей) |
|
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей) |
|
Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-po-44-fz-ugolovnaya-otvetstvennost/
Уголовная ответственность в сфере госзакупок
Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в УК РФ, которыми в том числе была установлена ответственность за преступления в сфере госзакупок. С 4 мая эти изменения вступили в силу. В статье расскажем подробнее про суть преступлений, ответственность и на кого распространяются новые требования Уголовного Кодекса.
Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.
К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:
- работники контрактной службы,
- контрактные управляющие,
- члены комиссии по осуществлению закупок,
- лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
- иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.
Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:
- штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
- принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
- лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:
- штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
- принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
- лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок
Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:
- штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
- штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
- исправительными работами на срок до двух лет, или
- принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
- лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.
Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:
- штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
- принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
- лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:
- штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
- лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.
Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.
За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:
- штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
- принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
- лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:
- штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
- лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
То же, но в особо крупном размере наказывается:
- штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
- лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.
Новые курсы, которые помогут разобраться с изменениями и позволят работать без ошибок и штрафов.
- Подготовьтесь к изменениям, связанным с переходом на электронные закупки
- Только самое важное, что надо знать для эффективной работы
- Эксперты с многолетним опытом в закупках
- Простое изложение новых норм
2 экспресс курса:
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1615
Уголовная и административная ответственность сторон за нарушение норм Федерального закона № 44-ФЗ
Государство активно предпринимает действия, направленные на то, чтобы сократить возможные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок.
Одним из таких нововведений становится активное использование различных мероприятий, направленных на привлечение к ответственности ответственных должностных лиц госзаказчиков, если такие лица были замечены в совершении административных или уголовных правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок.
Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок
С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года активно стали предприниматься также и действия, которые повышают меры ответственности за совершение различных правонарушений.
Все правонарушения, совершаемые в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, до 4 мая 2018 года относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках этого нормативного акта.
Таким образом, с мая 2018 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, действуют два вида ответственности – уголовная и административная.
Конкретный вид, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.
Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц
Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно.
Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.
Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:
- действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
- необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
- проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.
Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:
- члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
- члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
- уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.
В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:
- штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
- штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
- принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
- лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).
Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.
Уголовная ответственность исполнителя
Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.
Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.
Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.
Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.
Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:
- штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
- если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
- ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
- исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
- принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
- лишение свободы на срок до двенадцати лет.
На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.
Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.
Административная ответственность за типичные нарушения
Административная ответственность за совершение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок была сформирована еще в момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в январе 2014 года. Однако на тот момент все меры ответственности не были полностью проработаны, и некоторые нарушения не оставались охвачены, а назначение наказания осуществлялось по аналогии.
На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении госзакупок полностью охвачены мерами административного воздействия. Так, в частности, установлены меры воздействия за следующее:
- Нарушения в части планирования госзакупок, которые выливаются в неправильное формирование плана закупок и плана-графика. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения общественного обсуждения (если проведение такого обсуждения предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание информации, которая должна быть отражена в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафные санкции за такие наказания находятся в диапазоне от пяти до пятидесяти тысяч рублей (устанавливаются меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушений). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, если речь идет о неправомерном дроблении проводимой закупочной процедуры, например, для того, чтобы установленная НМЦК была меньше ста тысяч рублей для проведения закупки у единственного поставщика.
- Нарушения в части выбора способа проведения закупки наказываются штрафными санкциями в размере тридцати тысяч рублей для ответственного должностного лица, а в отношении самого заказчика сумма штрафа равняется пятидесяти тысячам рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ).
- Нарушения в сфере собственно проведения закупок, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет находиться в диапазоне от трех до тридцати тысяч рублей (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
- Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимой закупке в ЕИС. Штраф в этом случае равняется пятидесяти тысячам рублей на должностное лицо и 500 тысячам рублей на заказчика (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
- Нарушение процедуры при заключении контракта и внесении изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые нередко совершаются в сфере государственных закупок. Штрафные санкции в этом случае находятся в диапазоне от пяти до тридцати тысяч, но в процентном соотношении должны рассчитываться в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта.
- Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием добились того, что контракт не был исполнен, то на них может быть наложен штраф в диапазоне от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, которая осталась в части неисполненных обязательств, но не менее тридцати тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица – в размере не менее трехсот тысяч рублей и в диапазоне от однократного до трехкратного размера стоимости итоговых невыполненных обязательств.
- Нарушение правил и порядка ведения реестра контрактов, в том числе в части размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок также относится к типичным административным правонарушениям. Караются такие правонарушения штрафами в размере двадцати тысяч рублей на должностное лицо.
Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту
Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.
Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/pravonarushenia.html