Прошение на монашеский постриг образец

Содержание

Прошение на монашеский постриг образец

Прошение на монашеский постриг образец

Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23).

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…»

(Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23). Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч.

«монахос» — одинокий, отшельник) или иноками. Монашество имеет три степени.

Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после этого произносили невозвратные обеты.

Послушника, или иначе — новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку и потому эта степень называется также рясофором, т.

е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима.

Символ Веры

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23).

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» — одинокий, отшельник) или иноками.

е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением.

Монашеский постриг: второе крещение, или брак души со Христом

Это большое дело, братья мои, что мы крестились и стали христианами.

Плохо то, что мы забываем крещальные обеты и из-за этого теперь теряем благодать святого крещения.

Но приходят избранные души — женщины и мужчины, юноши и девушки, которые желают обновить обеты святого крещения, сказать уже сознательно, что они отрекаются от дел сатаны и полностью принадлежат Богу, и вновь повторить пострижение волос, которое совершалось при крещении. Пострижение волос, во-первых, символизирует приношение от самой верхней части нашего тела Богу, а во-вторых, означает оставление плохих помыслов и посвящение нашего ума Богу.

Итак, монашеский постриг — это, прежде всего, повторение крещальных обетов.

Проект «Положения о монастырях и монашествующих»

Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»

(Мф.

8, 35) и разрешитися желает и со Христом быти (Фил.

1, 23), что показывает и в делах, убегая ради Христа в пустыни

О принятии монашеского пострига

Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые занимаются благотворительностью или социальным служением, заботятся о бедных.

Есть монахи — священнослужители на приходах. Одним словом, внешняя картина монашеской жизни может быть самой разной.

Но внутренняя суть от этого не меняется. А она заключается, как мне кажется, в двух вещах — в одиночестве и в непрестанном предстоянии Богу.

Поэтому человек, который не чувствует призвания к одиночеству, к тому, чтобы всю свою жизнь без остатка отдать Богу, не должен становиться монахом.

Случается, что молодые люди принимают монашество, ориентируясь на те или иные возможности, которые, как они полагают, можно будет получить, приняв постриг.

Огромную и трагическую ошибку допускают люди, которые принимают постриг ради церковной карьеры.

В современной практике Православной Церкви архиереем может стать только монашествующий.

Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?

Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами.

Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки.

После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

  1. малая схима (мантия);
  2. рясофор;
  3. великая схима.

Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет.

Священнодействие производится:

  1. пострижением
  2. с чтением специальных молитв;

Положение о монастырях и монашествующих

Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности.

* * * В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник.

За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы. Монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу.

По слову святых отцов,

«монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается»

. Монах (monacόV (греч.) — один, уединенный) — тот,

Чин пострижения в малую схиму

Подобен: Гроб Твой, Спасе: Обятия Отча отверсти ми потшщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце.

Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

Сему же поему, братия вси исходят в притвор, и вземше свещы, пред’идут два два, тихо поюще вышеписанный тропарь, хотяй же пострищися созади послежде всех между старцем и екклисиархом, и во единей власянице токмо, не опоясан, не обувен, и главою откровенною идет, руце имый согбенне к персем аки связане, вшед же в церковь, покланяется главою низко к востоку единощи, таже пришед пред амвон, паки покланяется такожде, пред святыя же врата пришед, пад на землю ниц лежит, моляся в себе прилежно Господеви о прощении своих грехов, и о еже прияти его в чин кающихся.

По скончании же пения тропаря, настоятель велегласно глаголет к лежащему: Бог

Русская Православная Церковь

Эти три момента следовали один за другим и были как ступеньки: не успел отойти от одного, как уже началось другое, служение.

И в этом приподнятом духовном состоянии было свое искушение: мне не хотелось учиться, чтобы целиком отдаться служению — настолько это было ново, ярко. Причем хотелось служить и в седмичные дни, когда часы в Покровском храме начинают читать в 6.20 утра.

Летом было много служб, помимо того, что я был еще и экскурсоводом в Церковно-археологическом кабинете.— После пострига Вы были в алтаре в Троицком соборе?— Нет.

По традиции, постриг проходит там, а две ночи мы пребываем в Покровском академическом храме.— Две ночи или двое суток?— Двое суток.— И никуда не выходишь? Без еды?— Никуда не выходишь, но на трапезу отводят.

Если там как-то хочется посидеть — посидеть можно, и подремать в алтаре тоже возможно.Вот что мне запомнилось. Там же при постриге надеваешь тапочки.

Источник: http://econsalting.ru/proshenie-na-monasheskij-postrig-obrazec-62471/

Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?

Прошение на монашеский постриг образец

Монашество — это определённый образ жизни, посвящённый всецело Богу. Своеобразное второе крещение, перерождающее и обновляющее душу. Человек при совершении пострига отрекается от мира и облекается в святой ангельский образ.

Учитывая последовательность того, как происходит постриг в монахини,можно сказать, что данное священнодействие глубоко символично.

Инок даёт пожизненные обеты Богу и взамен получает дар благодати в помощь на борьбу с греховными наклонностями.

Ступени монашеского делания

Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:

  • трудник;
  • кандидатка в послушницы;
  • послушница.

Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени.

Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты.

Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.

Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами.

Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки.

После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

  • рясофор;
  • малая схима (мантия);
  • великая схима.

Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:

  • с чтением специальных молитв;
  • пострижением волос крестом;
  • переменой или оставлением старого имени;
  • отсутствием обетов;
  • облачением в рясу и клобук.

Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития.

Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей.

В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.

Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму.

На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий.

Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.

Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды.

Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей.

Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.

Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.

Особенности чинопоследования монашеского пострига

Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период.

Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне.

В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями.

Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

  • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
  • постничества и целомудрия;
  • готовности соблюдать монашеские уставы;
  • терпеть скорби иноческой жизни;
  • безбрачия;
  • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
  • бедности (нестяжания).

После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь.

Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое.

Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть.

Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает.

Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1198598964146080282/kak-proishodit-postrig-v-monahini-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/

Вступление в монашество и выход из него. Часть 8В ХХ веке

Временное правительство сделало первый шаг к образованию внеконфессионального государства: оно отменило обязательное преподавание закона Божия в школах и отобрало церковно-приходские школы у Церкви, подчинив их Министерству народного просвещения. Формально провозгласив свободу совести, государство проводило политику отрицания религии и ограничения прав верующих.

По новому закону никто не имел полномочий ущемлять права беглых бывших монахов, расстриженных священников и других лиц, которые в царской России имели ограничения в правах.

Положение о монастырях и монашествующих (2017)

Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности.

* * * В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник.

За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы. Монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу.

По слову святых отцов, «монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается».

Монах (monacόV (греч.) — один, уединенный) — тот,

Положение является общим руководством для архипастырей в их попечении о монастырях, для игуменов и игумений обителей, а также для всех насельников монастырей и желающих вступить на путь монашеской жизни. В настоящем Положении не рассматриваются установления, касающиеся монахов, не проживающих постоянно в монастырях.

Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности. * * * В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества.

Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник.

Oscar-TM.Ru

Допрос на двух страницах в двух экземплярах (выдает канцелярия Епархии после сдачи ставленнического экзамена).

9. Присяга на одной странице в двух экземплярах (выдает канцелярия Епархии после сдачи ставленнического экзамена).

По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову.

Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»).

Настольная книга священнослужителя

Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (; ; ).

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.»

(; ; ).Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч.

«монахо́с» – одинокий, отшельник), или иноками.Монашество имеет три степени. Трехлетний иску́с, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты.

Послушника, или иначе новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, то есть ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима.

Принятие обетов монашества

Прошение на монашеский постриг образец

Величайшая, воистину, сила и благодать святого и ангельского образа монахов…
Радуйтесь, разумные в Господе девы, что удостоились на земле такого ангельского жития.
Старец Иосиф Афонский

Принятие обетов монашества

Исполнение заповедей Господних — это узкий тернистый путь к жизни вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), встречают здесь благочестивого христианина.

Тем, кто на пути веры, нравственного совершенства и любви почувствует себя немощным преодолевать эти препятствия, Церковь предлагает особые средства к победе над страстями.

Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые в Евангелии предлагаются не как заповеди, но как советы для желающих преуспеть в нравственном совершенстве.

В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11 — 12).

Добровольная нищета или нестяжание предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.

19, 16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.

9,23).

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» — одинокий, отшельник) или иноками.

Обеты

Постригающийся в монашество произносит три обета, имеющие целью его нравственное совершенство: обеты девства, послушания и нищеты. Обет девства обязывает к величайшей чистоте, послушание братству — к почитанию каждого из братии старшим себя, а нищета — к твердому перенесению суровой и полной лишений жизни.

Обручение

Малая схима — есть обручение великой схимы. Одежда и образ жизни, усвояемые малой схиме, в отношении к великой схиме являются обручением, или как бы некоторым началом и преддверием к этому великому и ангельскому образу, который имеет свое особенное последование.

Что значит троекратное подавание ножниц?

Постригаемый в монашество трижды, — в честь Троицы, — подаёт настоятелю ножницы, выражая этим свое твёрдое и непреклонное намерение исполнять возлагаемые на него обеты.

Пострижение монаха

Принимающий монашеский чин постригается подобно тому, как постригаются и все, поставляемые в чин церковный; однако, как в достоинстве и власти, так и в самом имени те и другие существенно отличаются друг от друга.

Монашеский постриг

Церковник постригается епископом, а монаха постригает монах же: первое пострижение возводит в должность церковного служителя и клирика, а второе пострижение — в монашеский чин, — лишь благословляет кающегося и обязывает его к подвигам покаяния; первое пострижение, как говорит Вальсамон в толковании на 36 правило шестого вселенского собора, есть епископская печать, полагаемая епископскою же рукою; постригаемый же инок, как говорит Симеон Солунский, «не имеет возлагаемой руки иерарха, так как не приемлет хиротонии, а только имеет на главе своей священные молитвы» (гл. 272).

Поэтому последнее пострижение является лишь знаком принятия монашеской жизни, почему пострижение означает всю монашескую жизнь, и словом, «постричься» не только в древности, но и теперь означается принятие обетов монашества.

Смысл монашеского пострижения св. Дионисий объясняет так: «Крестообразная печать означает, вообще, бездействие всех плотских похотей, а пострижение власов означает чистую непритворную жизнь, не украшающую никакими вымышленными покровами истинный облик души, и возводящую к богоподобию не человеческими украшениями, а единственно особыми добродетелями».

Святой Симеон Солунский пишет:

«Возглашая обеты в надежде на помощь Христову, принимающий чин монашеский обязуется сохранять их до конца своей жизни, так как он добровольно предает себя Христу: затем, настоятель крестовидно стрижет его власы в честь Троицы, так как он посвящается Троицею; знамение креста являет его смерть для мира и его знаменование Самим Господом; чрез пострижение же и отнятие волос он как бы приносит Богу начаток своего тела, так как всецело приводится и посвящается Христу, отвергая все лишнее и мирское».

Послушание и иночество

«Великое дело – пострижение во святый ангельский образ.

Велика и таинственна сила, заключающаяся в его священнодействии, направляемая к тому, чтобы человек стал ангелом по образу внутренней своей жизни, ибо ангелы бестелесны и вещественный образ не может уподобиться им», – говорит в своих «Письмах к новоначальной инокине» духовная дочь св. прав. Иоанна Кронштадтского, основательница и возобновительница восьми женских обителей иг. Таисия (Солопова). Это как бы второе крещение, в котором человек вновь перерождается и обновляется. В знак этого нового рождения он навсегда совлекается своих мирских одежд, как всего своего ветхого человека (Ефес. 4, 22), и приемлет перед святым Евангелием, как от руки Самого Бога, одежду новую, облекаясь в нового человека (Ефес. 4, 24) о Христе Иисусе.

Когда сестра только поступает в монастырь, она является «кандидаткой в послушницы», то есть находится на испытании: и сама знакомится с монастырской жизнью, «пробует» свои силы, и настоятельница с сестрами смотрят, есть ли у нее искреннее произволение к монашеству, желает ли она всем сердцем служить единому Господу или же лишь хочет укрыться в обители от житейских тревог и скорбей, получить в обители только «кров и уход». Время такого испытания определяется настоятельницей по совету с духовником и старшими сестрами монастыря.

Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих

По истечении испытательного срока, когда поступившая полностью узнает все обычаи обители, убедится, что в силах им следовать, и будет по-прежнему изъявлять желание вступить в сестринство, её зачисляют в послушницы.

Для этого пишутся специальные прошения епархиальному архиерею от лица настоятельницы и самой сестры (нужно заметить, что вообще и зачисление в обитель, и все постриги совершаются только по благословению правящего архиерея).

После этого сестра облекается в подрясник и полуапостольник и уже официально становится насельницей монастыря.

Следующая ступенька – пострижение в рясофор, или иночество, которое обычно совершается не ранее, чем после трехлетнего пребывания сестры в обители.

Однако в особых случаях, например при смертельно опасной болезни, настоятельница может обратиться к архиерею с просьбой о пострижении той или иной насельницы и по истечении более короткого времени ее пребывания в монастыре.


Таким образом, рясофор – это «начаток святого образа», постриженная в рясофор обычно именуется инокиней, но также возможны названия рясофорной монахини или рясофорной послушницы. Обычно при этом постриге переменяется имя – в ознаменование начала новой жизни.

По непреложной заповеди Спасителя: Просите, и дано будет вам (Лк. 11, 9), новопостриженной подается особая благодать, споспешествующая ей во спасение, дается и новый заступник – святой, имя которого она получает при постриге.

«Живое существо кровью одушевляется,  и монах подвижничеством будет помышлять о небесном…»

(1212)

Источник: http://kizil-monastyr.prihod.ru/2017/08/15/prinyatie-obetov-monashestva/

Что должна сделать женщина, чтобы уйти в монастырь

Прошение на монашеский постриг образец

В жизни многих людей бывают периоды, когда хочется буквально сбежать от груза навалившихся проблем, от суеты, переживаний, и обрести тихое пристанище где-нибудь подальше от шумного города и офисных будней.

Некоторые даже начинают в этом случае подумывать о монастыре, надеясь, что именно там они обретут долгожданную гармонию и душевный мир.

Довольно часто к таким эмоциональным решениям склонны женщины, однако, подобные шаги ни в коем случае не стоит делать на основе эмоционального порыва.

Подготовка

Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя.

Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам.

К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе.

Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете.

Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому, опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.

Процедура

Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству.

Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают.

Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать.

Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.

После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей.

Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста.

Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.

Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей.

На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет.

Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу.

Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг.

Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/137579-chto-dolzhna-sdelat-zhenshhina-chtoby-uyti.html

Образец прошения на монашеский постриг

Внимание Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах.
Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников.

Здесь и совершается пострижение.

На солее, перед царскими дверями, устанавливается аналой, на котором полагаются Крест и Евангелие. Все держат возжженные свечи.

Настоятель преподает постригаемому краткое увещание: призывает его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Свое легкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые отзовутся ему в последний день воскресения.

Затем он вопрошает пришедшего: «Что пришел еси, брате, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?» Игумен знает, зачем он пришел, но спрашивает для того, чтобы всем было явно его искреннее желание.

Постригал меня архимандрит Венедикт (Князев), который на тот момент был инспектором семинарии, а сейчас – один из старейших наших преподавателей.

Постриг мой состоялся 27 июля, и после было какое-то одухотворенное состояние, тем более, что вскоре — 3 августа – совершилось мое рукоположение во диакона, а 28 августа, на Успение — во иеромонаха.

Эти три момента следовали один за другим и были как ступеньки: не успел отойти от одного, как уже началось другое, служение. И в этом приподнятом духовном состоянии было свое искушение: мне не хотелось учиться, чтобы целиком отдаться служению – настолько это было ново, ярко.

Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после этого произносили невозвратные обеты.

Послушника, или иначе — новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку и потому эта степень называется также рясофором, т.
е.

ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением.

Клирика постригает епископ, а мирянина — иеромонах, игумен или архимандрит. В Номоканоне сказано: «Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святого Собора.

Како бо даст иному, его же сам не имать» (гл.

Ставленнические документы

Прошение на хиротонию во диакона (иерея)

Его Преосвященству,

Преосвященнейшему МСТИСЛАВУ,

Епископу Тихвинскому и Лодейнопольскому

Сан (если есть), И.О.Ф. (в родительном

падеже), для монашествующих – чин,

монашеское имя и светское ФИО;

для насельников монастырей – название

монастыря; для тех, кто несет

послушание при храме — название храма и

должность; для учащихся Духовных

школ – курс и форму обучения;

проживающего по адресу: (указать),

контактный телефон.

ПРОШЕНИЕ

Прошу благословления Вашего Преосвященства на рукоположение меня в сан диакона (пресвитера). (Далее можно продолжить своими словами, например: т.к.

Он — «неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии… образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски»[19] — призван наблюдать, сохраняется ли в монастыре верность святоотеческому учению, канонический и литургический порядок, не уклоняются ли монахи от чистоты Православия, не оставляют ли духовные подвиги ради житейских попечений. «Монашествующие, в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира» (4 правило IV Вселенского Собора).

3.5.3

Приемлет параман во обручение великого образа и знамение Креста Господня». Параман шнурами, пришитыми к его углам, объемлет плечи монаха и обвивает и стягивает одежду. Параман дается иноку во всегдашнее воспоминание о взятом на себя благом иге Христа, о легком бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний.

С параманом возлагается Крест, в воспоминание крестных страданий Господа и Смерти Его и в знамение последования Господу, т. е. претерпевания всех скорбей и страданий. Затем он одевается в рясу, одежду, носимую поверх власяницы, и игумен произносит при облачении: «Брат наш (сестра наша) облачися в ризу радования во имя Отца и Сына, и Святаго Духа».

Важно

Такой священник, взаимодействуя с игуменией, сохраняет при этом самостоятельность в решении пастырских вопросов, возникающих в связи с исповедью сестер. Вместе с тем пастырская практика священника в отношении сестер не должна наносить ущерба целостности монашеской общины или вступать в противоречие с уставом монастыря, а также духовным руководством, осуществляемым игуменией.

При этом, в соответствии с церковными установлениями, священник не вправе раскрывать содержания исповеди сестер игумении или другим лицам в монастыре.

Без благословения игумена или духовника монашествующий не должен налагать на себя пост или молитвенное правило сверх положенного, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.

7.4. Молитва и келейное правило

7.4.1.
Значение молитвы

Главное делание монаха — это молитва.

Несмотря на обремененность административными и представительскими функциями, игумен призван жить единой жизнью с братиями, уделяя общению с ними — как общему, так и, при необходимости, личному — достаточное внимание. Имя игумена возносится за богослужениями в храмах монастыря на ектениях (отдельным прошением), на Великом входе Божественной литургии и на уставных многолетиях.

5.2. Духовник обители. Духовные наставники

Духовное руководство в монастырях по древней традиции возлагается на игумена или игумению.

В мужских монастырях в помощь игумену духовным собором из числа опытной старшей братии может быть избран духовник обители (братский духовник), представляемый на утверждение епархиальному архиерею.

Поэтому монашествующие призваны соблюдать эти правила не формально, а с ревностью и любовью.

Каждому монашествующему следует хранить общежительный строй монашеской жизни, стремиться к неисходному пребыванию в монастыре, любить общие богослужения, общие труды и иные общие собрания братства, включая общую трапезу, избегая поиска первенства, а также желания иметь что-либо отдельно от других, будь то особая пища, одежда и вещи, иное особое имущество или особые условия жизни.

8.2. О монашеской келье

Келья дает возможность монашествующему сосредоточиться, рассмотреть свое духовное состояние, свои помыслы и действия, размыслить о своих грехах, подготовиться к таинству исповеди.

Это подтверждает сам постригающийся, и по повелению настоятеля: «Возьми ножницы и подаждь ми я» — трижды подает ему ножницы от святого Евангелия и целует его руку.

Приняв в третий раз ножницы из рук постригаемого, игумен говорит: «Се, от руки Христовы приемлеши я; виждь, кому сочетаваешися, к кому приступаеши и кого отрицаешися».

Затем, взяв ножницы от святого Евангелия, постригает волосы на его голове крестообразно, произнося: «Брат наш (сестра наша имярек) постригает власы главы своея во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Пострижение волос, отъятие их от головы выражает отложение, удаление помыслов земных, влекущих к миру.

При пострижении произносится новое имя монаха. Есть несколько традиций избрания нового имени: по святому этого дня или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого.

При этом следует помнить, что в монастыре возможно заниматься лишь такими искусствами и ремеслами, которые «не нарушают мира и безмолвия»[60].

Большую пользу духовному устроению монашествующих приносят общие труды, в которых, по возможности, участвует все братство[61]. Общие труды укрепляют в братстве дух взаимной любви, а самим братьям доставляют правильное монашеское расположение и понимание того, что «все, делаемое ради Бога, не маловажно, но велико, духовно и достойно небес и привлекает нам тамошния награды»[62].

Назначение послушаний требует от игумена особенной рассудительности, чтобы не принести вреда братьям, то есть не «поручить им такие дела, которые будут увеличивать их искушения»[63].

Каждый монашествующий призван исполнять возложенное на него послушание со всей тщательностью и ответственностью.

При этом «как настоятель… без страсти должен производить врачевание немощных, так и врачуемым должно принимать наказания не во вражду и не мучительством почитать попечение, какое настоятель из сострадания прилагает о спасении души»[47].

Цель епитимии — помочь брату осознать свой грех или страсть и встать на путь покаяния. Подлежащие епитимии братия должны принимать налагаемые наказания «с таким расположением, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни

Источник: https://59agmr.top/proshenie-na-monasheskij-postrig-obrazets

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.