Контролер технического состояния автотранспортных средств должностная инструкция

Содержание

Контролер технического состояния автотранспортных средств: должностная инструкция, обязанности и профессиональная переподготовка

Контролер технического состояния автотранспортных средств должностная инструкция

Контролер технического состояния автотранспортных средств должен соответствовать ряду требований. К работе по данной специальности допускаются лица с неполным в/о соответствующего направления или полным профобразованием. При этом стаж должен быть не меньше одного года.

Общие правила

Контролер технического состояния автотранспортных средств зачисляется в штат и увольняется приказом директора. В локальных документах определяются лица, которым работник подчиняется непосредственно и деятельностью которых вправе руководить.

Контролер технического состояния автотранспортных средств в случае отсутствия может заменяться сотрудником, назначенным по установленным правилам.

При этом такое лицо получает соответствующие права и отвечает за ненадлежащее исполнение задач, поставленных перед ним.

Контролер технического состояния автотранспортных средств: инструкция

Для осуществления деятельности работник должен знать:

  1. Конструктивные особенности, строение, требование к исправным ТС.
  2. Средства и методы проверки состояния машин.
  3. Виды неисправностей, подлежащих выявлению.
  4. Принципы работы компьютерных диагностирующих систем, порядок обращения с ними.
  5. Правила оформления рекламационной документации на качество техобслуживания, ремонта частей машин и агрегатов.
  6. Правила по ОТ.

Работник осуществляет проверку исправности ТС перед выездом и после возвращения на место стоянки. При этом специалист применяет компьютерные диагностические системы (при их наличии). В случае выявления неисправностей контролер технического состояния автотранспортных средств запрещает выезд на линию.

В задачи сотрудника также включена проверка качества работ выполненного техобслуживания ТС. Специалист осуществляет контроль в процессе приема комплектующих и агрегатов после их ремонта и сборки. При выявлении повреждений работник оформляет соответствующую документацию.

Он также составляет и регистрирует заявки на устранение неисправностей и ремонт. Таким образом, реализуя свои задачи, сотрудник в определенной степени влияет на безопасность дорожного движения.

Осуществляя свою деятельность, сотрудник должен знать, понимать и применять актуальные отраслевые нормативные документы, в том числе регламентирующие охрану природы и труда.

Права

Контролер может:

  1. Принимать меры по устранению и предотвращению любых несоответствий и нарушений.
  2. Получать гарантии, предусмотренные законодательством.
  3. Требовать оказания содействия в реализации задач, поставленных перед ним.
  4. Знакомиться с содержанием проектов документов, относящихся к его деятельности.
  5. Требовать формирования организационно-технических условий для надлежащего выполнения обязанностей, предоставления необходимого инвентаря и оборудования.
  6. Запрашивать и получать документацию, информацию, материалы для осуществления своей деятельности, реализации положений актов, принятых руководителем.
  7. Повышать квалификацию.
  8. Сообщать обо всех несоответствиях и нарушениях, обнаруженных в процессе деятельности, руководству и представлять предложения по их ликвидации.
  9. Знакомиться с документацией, определяющей его обязанности и права, критерии, по которым оценивается качество его работы.

Контролер отвечает за:

  1. Несвоевременное исполнение либо невыполнение задач, поставленных перед ним в соответствии с отраслевыми, в том числе локальными, актами.
  2. Несоблюдение правил распорядка на предприятии, ОТ, ТБ, противопожарной защиты и производственной санитарии.
  3. Разглашение сведений об организации, относящихся к коммерческой тайне.
  4. Невыполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний внутренних актов, законных распоряжений руководителя предприятия.
  5. Правонарушения, допущенные в ходе реализации поставленных задач. Ответственность наступает в рамках, предусмотренных административными, гражданскими, уголовными нормами.
  6. Причинение имущественного вреда предприятию в пределах, установленных законодательством.
  7. Неправомерное использование полномочий, предоставленных работнику в связи с его деятельностью, в том числе в личных целях.

Выпуск машин на линию

Безопасность дорожного движения регламентируется федеральным законодательством. В соответствии с положениями 20 статьи 196-ФЗ, предприниматели и юрлица, выполняющие перевозки ТС, должны организовывать и выполнять предрейсовую проверку. Целью этой процедуры выступает недопущение неисправных машин на линию. Проверка ТС производится по установленной производственной схеме:

  1. Определяется ответственный работник, который будет выступать в качестве контролера.
  2. Оборудуется участок, на котором будет выполняться проверка.
  3. Определяется список неисправностей, наличие которых является основанием для запрета на выпуск ТС на линию.

Квалификация

Для назначения сотрудника предприятия на должность проверяющего ТС проводится профессиональная переподготовка. Контролер технического состояния автотранспортных средств получает знания в рамках специальных программ.

Они разрабатываются профильными образовательными учреждениями. Приказом Минобрнауки установлен минимальный объем курса, который должен прослушать контролер технического состояния автотранспортных средств.

Обучение занимает не меньше 250 часов.

Пункт проверки

Участок технического контроля должен быть оборудован в отапливаемом, закрытом вентилируемом помещении, оснащенном навесом.

В нем предусматривается смотровая яма с освещением и розетками для подключения переносных светильников напряжением 12 В. В пункте оборудуется комната для сотрудника, выполняющего проверку ТС.

Габариты смотровой ямы должны соответствовать параметрам, предусмотренным нормами ОНТП 01-91. Пункты контроля оборудуются:

  1. Приборами для проверки и регулирования света фар.
  2. Шинным манометром.
  3. Устройством для проверки люфта рулевой системы.
  4. Газоанализатором (для дизельных и бензиновых моторов).
  5. Линейкой для контроля схождения колес.
  6. Слесарными инструментами.
  7. Переносной лампой.

Дополнительно

Выпуск ТС на линию производится после оценки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов самого автомобиля и прицепного состава. Показатели должны соответствовать требованиям нормативных актов.

Для проверки рабочей тормозной системы на въезде в пункт осмотра водитель резко останавливает ТС. Состояние стояночного узла оценивается на выезде. В смотровой яме выполняется осмотр и проверка герметичности гидравлического тормоза и прослушивание пневматической системы (при нажатой педали).

Суммарный люфт рулевого управления замеряют на неподвижном ТС специальным устройством, фиксирующем угол и начало поворота. Выпуск автомобиля допускается, если он признан исправным. Допуск необходимо подтвердить подписью сотрудника, выполнявшего проверку. Автограф проставляется в путевом листе.

Исправное ТС принимается водителем, подтверждающим надлежащее состояние машины подписью.

Источник: https://FB.ru/article/300095/kontroler-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyih-sredstv-doljnostnaya-instruktsiya-obyazannosti-i-professionalnaya-perepodgotovka

Должностная инструкция контролера технического состояния автомототранспортных средств

Контролер технического состояния автотранспортных средств должностная инструкция

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция контролера технического состояния автомототранспортных средств [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 февраля 1984 г.

N 58/3-102; Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г.

N 357н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность контролера технического состояния автомототранспортных средств принимается лицо, имеющее специальную подготовку, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Контролер технического состояния автомототранспортных средств принимается и увольняется с работы приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Контролер технического состояния автомототранспортных средств должен знать:

— устройство автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин;

— правила и технические требования, предъявляемые к приемке этих транспортных средств, возвратившихся с линии, и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;

— оформление рекламационных документов на качество технического обслуживания транспортных средств, ремонта узлов и агрегатов;

— правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии;

— правила противопожарной безопасности;

— виды аварийных ситуаций, причины их возникновения и способы предупреждения и устранения;

— правила внутреннего трудового распорядка организации.

2. Должностные обязанности

На контролера технического состояния автомототранспортных средств возлагаются следующие обязанности:

2.1. Контроль и проверка технического состояния автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин, возвращающихся с линии на места стоянок, а также после технического обслуживания и ремонта.

2.2. Оформление установленной технической и нормативной документации на повреждения и заявок на ремонт или устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией.

2.3. Контроль, приемка узлов и агрегатов автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин после ремонта и окончательной сборки с выполнением всех работ, предусмотренных техническими требованиями.

3. Права

3.1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств имеет право:

— на все предусмотренные законодательством социальные гарантии;

— требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав;

— требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.;

— на бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания;

— знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

— вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

— запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

— повышать свою профессиональную квалификацию;

— другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Контролер технического состояния автомототранспортных средств несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtomototransportnyh-sredstv

Основные положения должностной инструкции контролера техсостояния ТС

Контролер технического состояния автотранспортных средств должностная инструкция

В связи с тем, что должностная инструкция контролера техсостояния автомототранс-портных средств не утверждена законом, работодатели разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются обязанности работников, а в случае с контролером – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов).

Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию контролера технического состояния, содержание которой дорабатывается с учетом изменений законодательства.

Должность проверяющего требует от работника наличия не только образования, полученного после окончания школы, но и определенной квалификации, опыта, компетентности. С 2017 года специалисты проводят предрейсовый контроль по новым правилам (приказ Минтранса №296), путевые листы заполняются строго на бланке (с обязательными реквизитами).

В 2018 году были внесены изменения в основной закон о БДД. Профессия контролера автоматически перешла в разряд штатных.

С 2019 года к обязанностям специалиста прибавилась проверка исправности тахографов перед каждым рейсом. В связи с этим должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств дополнилась рядом пунктов. Их отражение во внутренней документации не столько обязательно, сколько необходимо – трудовые баталии на производстве возникают довольно часто.

Описание и характеристика профессии

Должность контролера технического состояния ТС занимают специалисты различных категорий – водители, диспетчеры, ответственные за БДД (при соответствии профстандарту). Их основная обязанность – вывод автомобилей на линию в исправном состоянии.

Профессия требует знания не только технических характеристик, устройства машин, но и техрагламента, который задает порядок проведения техосмотра, прописывает стандарты (нормы) допуска АТС к эксплуатации.

Кроме того, специалист выполняет обязанности консультанта – проводит инструктаж водителей, напоминает об изменениях в законодательстве, проверяет комплектность аптечки и СИЗ, доводит до водителей важные сведения об авто, выполняет функции механика (ремонт). Труд контролера и ответственный, и травмоопасный.

Трудовые обязанности дополняются заполне-нием журналов учета и путевых листов. Также контролер ответственен за документацию, выдаваемую автосервисами и магазинами запчастей.

Помимо технического опыта, специалист должен обладать навыками работы с документооборотом.

В качестве основных характеристик профессии выделяют:

  1. Материальную ответственность за имущество работодателя, гражданскую (уголовную) ответственность перед третьими лицами в результате неправомерных действий.
  2. Низкую оплату труда при значительных трудозатратах (плотный режим работы, повышенная концентрация внимания).
  3. Частое совмещение должностей.
  4. Проблемы с поиском работы в маленьких городах.
  5. Доступность профессионального образования, а также курсов повышения квалификации (или переподготовки).

Важно. Чтобы получить разрешение на работу контролером, требуется пройти профильное обучение по специальности «Техника и технологии наземного транспорта». Если такого диплома не имеется, записываются на курсы переподготовки с присвоением квалификации «контролер».

Специальности и вузы – где учиться на контролера

В перечнях профессий среднего и высшего профессионального образования в пункте с кодом 23.00.00 указываются специальности, позволяющие работать на должности контролера. Их получают в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Как правило, в любом техническом колледже или техникуме есть кафедра для обучения автослесарей и техников.

При отсутствии «корочки» сотрудник получает образование на дополнительных курсах – очно, заочно или дистанционно (дешевле). Проблемы в выборе образовательного учреждения не возникает, т. к. они лицензируются государством, а их представительства открыты в каждом региональном центре (крупном городе).

Важно. Для работы специалистом требуют диплом контролера. Перед записью на курсы запрашивают актуальный образец диплома с присвоением нужной квалификации.

Кто может работать контролером

В связи с тем, что вышел приказ Минтранса №287, к контролерам предъявляются новые требования к:

  1. Образованию – не ниже среднего профессионального.
  2. Стажу – от года (при отсутствии высшего образования);
  3. Переподготовке с получением удостоверения контролера (и повышению квалификации – через пять лет после обучения и в процессе работы).

Важно. Условия допуска к работе приведены в п. 14.3 Приказа. При наличии профильного высшего образования или диплома с присвоением квалификации контролера опыт работы в техобслуживании не требуется.

Уровень зарплаты

Средний показатель на рынке труда составляет 30 тыс. руб. В больших городах зарплата достигает 45–60 тыс. руб. в зависимости от компетенции сотрудника, стажа и специфики предприятия. В компаниях с автопарком более чем 100 ед. техники контролеры зарабатывают в среднем по 50 тыс. руб.

Должностная инструкция

Типовой документ разрабатывается предприятием с учетом специфики производства. В тексте часто дублируются положения из законодательства, т. к. особых указаний о должностной инструкции контролера Росавтотранс не приводит.

Основные пункты документа:

  1. Предисловие.
  2. Общая часть.
  3. Обязанности и права.
  4. Ответственность.
  5. Условия труда.
  6. Оценка качества работы.
  7. Заключительная часть.

Чем подробнее изложены должностные инструкции контролеров технического состояния автомобилей, тем проще осуществляется контроль за деятельностью транспортного отдела. В этом случае у работодателя отпадает необходимость разъяснять ключевые моменты работы каждому из контролеров (главному, замещающему).

Важно. Предисловием является первая страница с указанием даты утверждения документа, должности, ФИО работника, разработавшего инструкцию, а также согласования текста с высшим руководством.

В качестве примера приводится следующая инструкция. Иногда работодатели заменяют предисловие одним абзацем.

В нем описываются основные законы и приказы, на основании которых составляется текст (ТК, Техрегламент, Приказы Минтранса и т. д.).

Общие положения

Глава затрагивает административные вопросы работы.

Общие положения должностной инструкции.

В ней отражается следующее:

  1. Кем сотрудник назначен на должность и в соответствии с каким приказом.
  2. Категория работника (разряд и другие профессиональные характеристики).
  3. В чьем подчинении он находится, кто дает распоряжения в отсутствии руководителя.
  4. Перечень квалификационных требований к контролеру по закону (образование, стаж).
  5. Случаи освобождения от должности, запись о заключении срочного договора.
  6. Чем руководствуется контролер в процессе профессиональной деятельности.

Важно. В качестве примера берут следующую инструкцию. При необходимости документ дорабатывается с учетом изменений в законодательстве.

Обязанности

В описании должностных функций отражается полный перечень обязанностей, которые выполняет контролер техсостояния транспортных средств. При необходимости записывается каждая модель (марка) эксплуатируемого автомобильного транспорта.

Основные обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств:

  1. Проверка и контроль безопасности ТС.
  2. Устранение неисправностей и выпуск машин на линию.
  3. Плановое техобслуживание в СТО, ведение технической, сопроводительной и внутренней документации.
  4. Доставка аварийного автотранспорта до места стоянки, ведение журналов учета ДТП и неисправностей.
  5. Проведение предрейсового инструктажа водителей и сотрудников в подчинении.

Что должен знать

На курсах контролеров снабжают всей актуальной нормативной базой. Список законов и регламентов огромный. Чтобы не перечислять их в инструкции, работодатель составляет общие требования. При этом пункт может называться по-разному, например, «Знает и применяет в действии», «Знания и навыки».

В разделе затрагиваются следующие вопросы:

  1. Техническое устройство, особенности техобслуживания, порядок предрейсовой проверки, виды диагностируемых неисправностей.
  2. Законодательство, применяемое в профессиональной деятельности (широкий круг проблем, включая основной закон о безопасности дорожного движения).
  3. Документооборот, обязательные реквизиты и бланки.
  4. Правила и нормы, введенные на предприятии для обеспечения безопасности труда.

Важно. Основные пункты раздела часто копируют из приказа №296, в котором приводятся все квалификационные и профессиональные требования к контролеру.

Характеристика работ и задачи

Здесь прописывают, как именно проводится предрейсовый контроль, при помощи каких приборов диагностирования и методов проверки. Исходя из этого составляется список задач для мастера.

Дополнительно разъясняют, что:

  • выпуск неисправных автомобилей в рейс запрещается;
  • проверку ТС после ремонтного обслуживания контролер осуществляет под личную ответственность;
  • технические работы проводятся с соблюдением норм электро- и пожарной безопасности.

Кроме того, прописывают ответственность за передачу ТС в управление водителю без прав или медосвидетельствования.

Ответственность

Контролер отвечает за свои действия (бездействия) не только перед работодателем, но и третьими лицами (государством).

В разделе «ответственность контролера технического состояния автотранспорта» перечисляют все виды нарушений, за которые сотрудник наказывается дисциплинарно (несоблюдение трудового распорядка, инструкций). Отдельно прописывается пункт о возмещении ущерба по ТК и ГК. Также контролер несет административную и уголовную ответственность за правонарушения в сфере БДД.

Инструкция по охране труда

В первый рабочий день специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния автотранспортных средств.

Так как отраслевой (типовой) документ официально не разработан, предприятия используют отдельные инструкции для выполнения каждой из работ (с горючими материалами, по ремонту и техобслуживанию). Перечень ТОИ приводится в справочнике Консультанта.

Также контролер обязан расписаться в журнале о прохождении инструктажа по оказанию первой помощи на производстве и технике безопасности на всех участках проведения работ (монтаж, смазка, диагностика и т. д.).

Перспективы, карьерный рост

Контролер техсостояния транспорта считается перспективной специальностью. С 2017 года должность вводится практически на каждом предприятии, эксплуатиру-ющем автомобили, в том числе легковые. В промышленно развитых городах профессия будет востребована на постоянной основе.

Основным преимуществом работы контролера считается быстрый карьерный рост. Образование получают за 3 месяца переподготовки, а стаж для работы не требуется. Кроме того, совмещение должности доступно обычным водителям, механикам, слесарям и диспетчерам.

В небольших компаниях контролер может претендовать и на начальника транспортного отдела, которым обычно назначается ответственный за БДД.

Плюсы и минусы профессии

Должность контролера связана с высокой степенью ответственности при отсутствии весомых преимуществ.

В качестве плюсов выделяют:

  • социальные гарантии;
  • достойный заработок;
  • перспективы роста по карьерной лестнице;
  • широкие полномочия и самостоятельное распределение рабочего времени.

Минусы, как и у любой профессии, также имеются. Но при соблюдении всех формаль-ностей и неплотном графике работы (например, при небольшом потоке ТС) контролер исключает ошибки в работе. Ответственность сводится к соблюдению правил внутреннего распорядка на предприятии. Тем не менее перед выбором профессии часто задумываются об условиях работы.

Выводы

Должностная инструкция контролера техсостояния АТС разрабатывается работодателем самостоятельно с учетом методических указаний министерств и ведомств. Она служит ориентиром для сотрудника при выполнении рабочих функций. А ее грамотное составление позволяет избежать спорных ситуаций в будущем.

Обычно документ включает не более пяти разделов, где отражаются общие моменты деятельности, обязанности, права, ответственность контролера. При трудоустройстве инструкция подписывается вместе с приказом о назначении на должность.

Детальная информация видна на видео:

Источник: https://avtobddinfo.ru/kontroler/dolzhnostnaya-instruktsiya-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh-sredstv

IV. Контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Контроль технического состояния транспортных средств

Контролер технического состояния автотранспортных средств должностная инструкция

РазноеКонтроль технического состояния транспортных средств

Контролер технического состояния автотранспортных средств должен соответствовать ряду требований. К работе по данной специальности допускаются лица с неполным в/о соответствующего направления или полным профобразованием. При этом стаж должен быть не меньше одного года.

Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств

Работник осуществляет проверку исправности ТС перед выездом и после возвращения на место стоянки. При этом специалист применяет компьютерные диагностические системы (при их наличии). В случае выявления неисправностей контролер технического состояния автотранспортных средств запрещает выезд на линию.

В задачи сотрудника также включена проверка качества работ выполненного техобслуживания ТС. Специалист осуществляет контроль в процессе приема комплектующих и агрегатов после их ремонта и сборки. При выявлении повреждений работник оформляет соответствующую документацию.

Он также составляет и регистрирует заявки на устранение неисправностей и ремонт. Таким образом, реализуя свои задачи, сотрудник в определенной степени влияет на безопасность дорожного движения.

Осуществляя свою деятельность, сотрудник должен знать, понимать и применять актуальные отраслевые нормативные документы, в том числе регламентирующие охрану природы и труда.

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Справочник водителя

Техническое состояние автомобильного подвижного состава

К числу агрегатов, механизмов и узлов автомобильных транспортных средств, оказывающих непосредственное влияние на безопасность движения, относятся: тормоза, рулевое управление, наружные осветительные и сигнальные приборы, кабина и рабочее место водителя, колеса и шины.

Техническое состояние агрегатов, узлов и механизмов автомобилей, -полуприцепов, прицепов, влияющее на безопасность движения, должно подвергаться регулярному контролю на всех этапах его эксплуатации: перед выездом на линию, при работе на линии, возвращении в АТП, а также при проведении технического обслуживания и ремонта.

Перед выездом на линию контроль технического состояния транспортных средств производится контролером ОТК или дежурным механиком АТП с целью обеспечения безопасности движения.

Путевые документы выдаются водителю только по окончании технического осмотра.

На линии контроль технического состояния транспортных средств должен осуществляться водителем как при движении, так и на стояндах.

Во время движения автомобиля контроль его технического состояния производится водителем как по показаниям приборов (например, манометра тормозной системы), так и по изменению усилий на органах управления или уровню шума, возникающего при движении в агрегатах и узлах автомобиля.

При вынужденных стоянках водитель должен проверить осмотром давление воздуха в шинах, состояние сцепного прибора, работу приборов освещения и сигнализации.

В случае обнаружения неисправностей, влияющих на безопасность движения, автомобиль к дальнейшей эксплуатации до устранения этих дефектов не допускается.

При возвращении в АТП контролер ОТК производит проверку технического состояния автомобиля с целью установления комплектности и исправности действия агрегатов и механизмов. Неисправные транспортные средства направляются в зону технического обслуживания для устранения дефектов.

Диагностика технического состояния автомобилей

Перед техническим обслуживанием в процессе его выполнения и по его окончании производится обследование автомобиля без вскрытия его агрегатов и узлов определенными методами с применением специального оборудования и приборов. Такое обследование позволяет выявить скрытые неисправности, вызывающие необходимость регулировки или ремонта.

Это индивидуальное обследование технического состояния автомобиля называется диагностикой.

В зависимости от места в технологическом процессе технического обслуживания и текущего ремонта, периодичности, перечня выполняемых работ диагностика разделяется на два основных вида: общую Д-1 и поэлементную Д-2. Дополнительным видом является диагностирование Др, выполняемое в процессе технического обслуживания и текущего ремонта.

Общая диагностика Д-1 проводится с периодичностью ТО-1. Она предназначается для определения технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей. В результате Д-1 выдается заключение в форме «годен» или «негоден» о возможности дальнейшей работы автомобиля без технических воздействий или необходимости устранения выявленных недостатков.

Поэлементное (углубленное) диагностирование Д-2 применяется для выявления скрытых неисправностей, определения их места, причины и характера. Основной целью Д-2 является выявление неисправностей автомобилей, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости. Эти работы необходимо производить до ТО-2 в зоне текущего ремонта.

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии

Техническое состояние подвижного состава должно отвечать Правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта, требованиям Правил дорожного движения и обеспечивать его безопасную работу на линии.

Подвижной состав должен постоянно поддерживаться в надлежащем техническом состоянии путем своевременного технического обслуживания. Техническое обслуживание обеспечивает содержание подвижного состава в работоспособном состоянии, предупреждает возникновение отказов и неисправностей, а также позволяет выявлять их с целью своевременного устранения.

Соблюдение режимов и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме, а также своевременное производство предупредительных ремонтов обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и безопасность движения.

Перед выездом и при смене на линии водитель должен проверить техническое состояние автомобиля. Не допускается эксплуатация подвижного состава, имеющего недостатки, указанные выше в главе «Организация производства технического обслуживания в АТП», а также не разрешается выезд на линию грузовым автомобилям, автобусам и легковым автомобилям-такси при наличии следующих неисправностей.

1. У грузовых автомобилей, направляемых для перевозки самовоспламеняющихся, едких, взрывчатых и радиоактивных веществ, горючих жидкостей, сжатых и сжиженных газов: кузов и его оборудование не отвечают требованиям действующих правил перевозки этих грузов.

2. У автобусов и легковых автомобилей-такси кузов и салон имеют неисправности каркаса, окон, дверей, устройств для запасных выходов (у автобусов), подножек, ступеней. Нарушено нормальное действие приборов освещения, отопления и вентиляции.

Нарушена плотность соединений кузова или уплотнение педалей и рычагов управления, вызывающие попадание в пассажирский салон пыли и атмосферных осадков, а также повышено сверх установленной нормы содержание окиси углерода в салоне.

Повреждения переднее стекло кабины, а также установленные на переднем стекле, боковых и заднем окнах кабины занавески и другие предметы, ухудшающие обзорность.

3. У легковых и грузовых автомобилей-такси неисправности спи-дометрового и таксометрового оборудования или отсутствие на нем пломб.

В случае возникновения у подвижного состава во время работы на линии неисправности, которую водитель не может устранить своими силами, он должен возвратиться в АТП с пониженной скоростью, соблюдая особую осторожность.

В случае неисправности, при которой самостоятельное возвращение АТП может создать угрозу безопасности движения (неисправность рабочего тормоза, рулевого управления, переднего моста и др.

), транспортное средство должно быть доставлено к месту ремонта средствами технической помощи.

Читать далее: Контроль состояния здоровья водителя

Категория: — Справочник водителя

→ Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Источник: https://starimpex.ru/raznoe/kontrol-tehnicheskogo-sostoyaniya-transportnyh-sredstv.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.