Общая характеристика судебной системы в рф 2019
Общая характеристика судебной системы в рф 2019
Он предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды в системе судов общей юрисдикции. Госдума поддержала проект. 29 июля 2018 года такой закон приняли (ФКЗ от 29.07.2018 № 1-ФКЗ).
В рамках судебной реформы новые суды функционируют с 1 октября 2019 года. Это межрегиональные структуры. Апелляционные суды общей юрисдикции занимаются пересмотром актов судов субъектов РФ.
В кассационные суды следует направлять жалобы вне зависимости от того, инстанция какого уровня разбирала дело на этапе апелляции.
Как новые суды распределили по регионам
Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ появилось 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции.
Судебные акты каких судов пересматривает
Первый апелляционный суд, г.
Деление на судебные участки, количество мировых судей и судебных участков определяются Федеральным законом № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, в том числе Федеральным законом от 17 декабря 1998 г.
Правовая система Российской Федерации ( Коллектив авторов, 2018)
Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Конституционном Суде Российской Федерации).
Судьей КС РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Путин подписал бюджет 2019–2021: сколько заработают судьи России за три года
По итогам реализации ФЦП 1250 зданий федеральных судов оснастят системами видеопротоколирования хода судебных заседаний.
Общая характеристика судебной системы в рф 2019 с последними изменениями
Поэтому механизмы лояльности распространены не только в КС, но и остальных судах.
Другим проявлением политической зависимости судов от власти является действия судей, рассматривающих дела о фальсификациях на выборах. Практически на каждых выборах наблюдатели фиксируют нарушения, обращаются в суд, однако положительные решения выносятся крайне редко. Например, после ситуации с отменой выборов в Приморье так и не последовало обстоятельного судебного разбирательства.
Перспективы
Риторика представителей власти свидетельствует о том, что они готовы рассматривать и обсуждать только технологические аспекты функционирования судебной системы.
Об этом говорят как подготовленные нововведения, вступающие в силу в этом году, так и сферы, на которые государство готово направлять государственные деньги.
Общая характеристика судебной системы в рф 2019 статья
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ[комм. 2] Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ[комм. 3] — Суды III инстанции (первая кассация) — Кассационные суды общей юрисдикции Кассационный военный суд Арбитражные суды округов[комм. 4] Суд по интеллектуальным правам[комм.
5] — Суды II инстанции (апелляция) — Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов[комм. 6] Апелляционные суды общей юрисдикции[комм. 7] Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ[комм.
8] Окружной (флотский) военный суд[комм. 9] Апелляционный военный суд[комм.
Внимание Недовольство российской судебной системой проявляется и в том, что четверть всех дел, рассмотренных ЕСПЧ в 2018 году были против России. Судьи Страсбурга вынесли решения по 248 «российским» делам и признали нарушения в 238 из них.
Например, в Германии – самой успешной стране по этому показателю – в 19 рассмотренных делах нарушения были признаны лишь по двум из них.Эти данные говорят не только о значительном числе нарушений прав россиян, но также демонстрирует проблемы судебной системы.
Суд как элемент системы сдержек и противовесов
Важной частью, определяющей качество работы судебной ветви, является система сдержек и противовесов, которая призвана оградить судей от влияния других ветвей, а также наделить их инструментами взаимного контроля.
Независимый суд позволяет обжаловать решения исполнительной, законодательной и президентской власти.
Общая характеристика судебной системы в рф 2018
Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
- Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.
Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т.
д.
Источник: https://59agmr.top/obshhaya-harakteristika-sudebnoj-sistemy-v-rf-2019
Судебная система РФ: принципы, состав и судебные инстанции
Судебная система – это совокупность всех органов, осуществляющих правосудие на территории государства. Судебная система построена с учетом административно-территориального деления страны на субъекты. Также она представляет всю ветвь судебной власти в РФ.
В своей деятельности все органы судебной системы РФ опираются на Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ». При этом они не должны противоречить данному закону.
Принципы судебной системы РФ
Вся судебная власть Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.
- Самостоятельность и независимость. Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе».
- Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.
- Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.
- Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.
- Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом.
Суды РФ в судебной системе
Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?
Верховный суд РФ
Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.
Также в его юрисдикцию входят экономические споры. В своей деятельности он подчиняется Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и другим федеральным законам о судопроизводстве.
Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.
Конституционный суд РФ
Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.
Суды общей юрисдикции
Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.
Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.
Военные суды
Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах.
Арбитражные суды
Субъектами данных судов являются юридические лица и государство. Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.
Судебные инстанции РФ: что такое кассация и апелляция
Судебная инстанция – это стадия судопроизводства, отражающая конкретные полномочия, которыми наделен тот или иной суд. Проще говоря, разделение судопроизводства на инстанции дает возможность пересмотра дела.
Любой судебно-правовой спор попадает сначала в первую инстанцию суда. После вынесения судьей решения по делу сторонам дается срок на обжалование этого решения, если какая-то из сторон с ним не согласна. В течение этого срока стороной должна быть подана апелляционная жалоба.
На данном этапе решение суда не вступает в законную силу, а дело отправляется в апелляционную инстанцию. Задача апелляционного суда на данном этапе – пересмотр дела с фактической точки зрения и проверка первого решения суда на законность и правомерность.
Далее апелляционный суд либо оставляет решение суда первой инстанции в силе, либо выносит новое.Решение апелляционного суда также можно обжаловать. Для этого стороной подается кассационная жалоба, и дело попадает в третью, кассационную инстанцию.
На данном этапе дело уже не рассматривается с фактической точки зрения, то есть вина уже доказана, а решение апелляционного суда уже вступило в законную силу.
Однако можно пересмотреть решение апелляционного суда с правовой точки зрения. Это значит, что можно применить другую статью, либо часть статьи, с соответствующим изменением санкций.
Источник: https://www.anews.com/p/127470872-sudebnaya-sistema-rf-principy-sostav-i-sudebnye-instancii/
Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ
Cудебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:
“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место.
Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.
Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.
Структура судебной системы
Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов:
- Закона о судоустройстве;
- Закона об арбитражных судах;
- Закона о военных судах;
- Закона о мировых судьях.
Подсистемы (блоки) федеральных судов:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
- федеральные суды общей юрисдикции;
- федеральные арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.
Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:
- гарнизонных военных судов;
- окружных (флотских) военных судов;
- Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.
Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.
Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать следующий вывод:
- Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”.
Суды федеральные и суды субъектов РФ
Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
суды субъектов Российской Федерации;
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:
“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета”.
Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст.
17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:
- высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;
- другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;
- суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-sudebnoy-sistemi-rf-ee-struktura-sudi-federalnie-i-sudi-subektov-rf
Судебная реформа 2019
1 октября 2019 года вступила в действие новая судебная реформа судов общей юрисдикции. Направлений несколько. Одно из них — работа кассационных судов, правила подачи кассационной жалобы, а также новые сроки.
Отметим важное и положительное в судебной реформе 2019 года:
- Все кассационные жалобы подлежат рассмотрению, а у подателей жалобы нет необходимости изыскивать поводы для оспаривания предыдущего судебного акта.
Сроки подачи кассационной жалобы сокращены с 6 до 3 месяцев. Для решений, принятых в переходный период до 1 октября 2019 года 6-ти месячный срок сохраняется. Но рассматриваться они будут уже в новых кассационных судах.
Также участники процесса могут подавать кассационную жалобу непосредственно в Верховный суд РФ, даже если они уже воспользовались правом кассации в суде субъекта Российской Федерации.
Изменения затронули и судопроизводство по административным делам. Если административное правонарушение было совершено до начала работы новых судов, то рассмотрение кассационной жалобы будет происходить по старым правилам. Если же после — рассматриваться она будет согласно вступившим изменениям.
- Кассационная жалоба теперь будет рассматриваться в ином суде.
Так кассация для Свердловской области находится в Челябинске. Если раньше судебное решение могло ходить по кругу между одними и теми же лицами, то теперь оно будет рассматриваться уже другими участниками судопроизводства.
Изменения в судебной системе РФ 2019
К судам первой инстанции будут относиться:
- Мировые суды,
- Районные суды,
- суды субъекта Российской Федерации
- Гарнизонные военные суды
- Окружные флотские военные суды.
Судами апелляционной инстанции будут:
- Для мировых судей — районный суд,
- Для районного суда — суд субъекта Российской Федерации,
- А для суда субъекта РФ — Апелляционный суд.
Для всех трех ветвей судов следующей инстанцией будет кассационный суд, после которого в свою очередь можно будет обжаловать решение в Верховный суд РФ.
Если это изобразить схематически, то выглядеть это будет так:
У военных судов апелляционная инстанция идет по прямой: окружной флотский или апелляционный военный суд, затем кассационный военный суд, последняя инстанция -Верховный суд РФ.
Представительство в суде 2019
Представительство в суде субъекта РФ и выше с октября 2019 года также меняется реформа. Законодатель обязывает, чтобы представители обязательно имели высшее юридическое образования.
Что же касается дел, рассматриваемых мировыми судьями или районными судами — такого жесткого требования нет.
Но в любом случае, если Вы намерены бороться до конца, быть на все 100% уверенным, что судья примет именно Вашу позицию, нельзя.
Советуем подстраховаться и снизить риски — вводите в судебное дело представителя с юридическим образованием, опытом и навыками, необходимыми для участия в судебном споре.
Если у Вас уже идёт судебная тяжба, и началась она до вступления реформы в действие, данное лицо может довести дело до конца. Исключение составляют лица, которые выполняют свои функции в силу профессиональных или трудовых обязанностей.
Например, представлять трудовой коллектив в суде разрешено будет члену профсоюза, а в деле по банкротству участвовать будет арбитражный управляющий.
Изменения в упрощенном судебном производстве
В рамках упрощенного судопроизводства будет рассматриваться больше дел. Арбитражные суды смогут рассматривать дела в упрощенном порядке при цене иска до 400 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и до 800 тысяч рублей для предприятий. По приказным производствам установлен порог к 50 тысяч рублей.
Исполнительный лист будет выдаваться по ходатайству взыскателя. Исключением составляют взыскания в бюджет. Для выдачи судебного приказа нужно будет указывать дополнительные сведения относительно ответчика.
Подача коллективных исков в 2019 году
Истцы сэкономят средства, сократится количество дел в суде по единым основаниям и/ или к одному ответчику. Раньше такое позволялось в рамках арбитражного судопроизводства. Теперь же возможно и для коллектива граждан.
Так, если у жильцов дома проблема с управляющей компанией, то они могут подать единый коллективный иск, наняв одного юриста и скинувшись сообща для оплаты его работы. Коллективный иск подается по месту нахождения ответчика.
Судебное примирение сторон
Примирение возможно на любой стадии судебного процесса. Это, по мнению авторов судебной реформы 2019 года, также разгрузит суды и позволит более быстро находить способы решения проблемы.
Несколько слов о подсудности. Если принятое заявление попало не в тот суд, то суд обязан будет самостоятельно перенаправить дело по подсудности. Возвращаются лишь те иски, которые были поданы, но не приняты к рассмотрению.
Пересмотр судебных актов в кассационном порядке предназначен для устранения судебных ошибок при разрешении споров в судах первой и апелляционной инстанций. Он предусматривает рассмотрение правильности применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, что требует повышенной подготовки от представителя, навыков и опыта.
Обратитесь к юристам ЭНСО для представительства в суде кассационной инстанции:
- Качественно подготовим кассационную жалобу, отзовем ходатайство и иные процессуальные документы в соответствие с действующим законодательством
- Устно и письменно проконсультируем до начала рассмотрения дела в суде, так и при рассмотрении спора в суде
- Вступим в процесс на стадии кассационного обжалования, готовы представлять Ваши интересы в суде кассационной инстанции.
Для представления Ваших интересов в суде кассационной инстанции юристам ЭНСО потребуются:
- Все имеющиеся материалы по делу;
- Доверенность на право представления в суде ваших интересов.
Порядок работы в рамках представительства в суде кассационной инстанции юристами ЭНСО:
- Проводим индивидуальную консультацию. Выясняем и изучаем детали и обстоятельства.
- Анализируем материалы судебного дела.
- Разрабатываем эффективную и оптимальную правовую стратегию.
- Готовим и подаем кассационную жалобу, отзыв ходатайств и иных процессуальных документов
- Представляем интересы в суде
Клиенты выбирают ЭНСО:
- 15 лет на рынке – решаем нестандартные задачи клиента
- Более 1000 успешных проектов – оперативно разрабатываем эффективную правовую стратегию
- Соответствуем высоким стандартам юридических и бухгалтерских услуг – ответственно подойдем к Вашей задаче, разработаем и осуществим оптимальный план действий на основе действующего законодательства и нашего опыта.
Ответим на вопросы
Звоните +7 (343) 384-87-33
Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Или оставьте заявку на обратный звонок
Источник: https://ensocompany.ru/publication/sudebnaya-reforma-2019
Судебная реформа 2019 года
По инициативе Верховного Суда проводится судебная реформа, направленная на преобразование нашей модели правосудия в соответствии с современным запросом общества. Цель реформы состоит в том, чтобы повысить уровень доступности и качества правосудия, а также оптимизировать нагрузку на судебные органы.
Новая схема движения дела по этапам обжалования:
Главным прорывом реформы будет создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. До первого октября 2019 г. процесс обжалования судебного решения выглядел так: решение районного суда поступало в апелляционный суд города, кассационную жалобу на решение апелляционного суда рассматривал тот же суд, но другим составом судей.
Таким образом, судьи должны были пересматривать решения своих коллег, с которыми они работают бок о бок. Существовал колоссальный риск небеспристрастности. Теперь дела из нескольких городов будут попадать в специальные сначала апелляционные суды, потом такие же кассационные. Риск личной заинтересованности судей в рассмотрении дел сводится к минимуму.
Это безусловно положительное нововведение.
Произошел также ряд чуть менее глобальных, но не менее важных изменений. Перечислим их по порядку. Мы решили выделить девять.
Первое. Раздражавший многих юристов своей неопределенностью термин «подведомственность» сменяется более легко воспринимаемое понятием «компетенция». Мы будем говорить: «данный спор относится к «компетенции арбитражных судов» — про споры предпринимателей или о банкротстве; и «этот спор в компетенции суда общей юрисдикции» — о споре между гражданами.
Второе. Наконец вводится требование о наличии высшего юридического образования или ученой степени по правовой специальности, чтобы представлять интересы клиентов в суде. Ранее требование о профессиональном представительстве распространялось только на адвокатов в уголовных делах, в суд по гражданским делам мог ходить кто угодно.
Первым требование к диплому предъявил кодекс административного производства (КАС), теперь требования о профессиональном представителе (за исключением мировых и районных судов) появились в кодексе гражданского (ГПК) и арбитражного (АПК) процессов.Конечно, лица без юридического образования, которые уже начали представлять интересы клиента до 1 октября 2019 года, не будут отстранены, но следующие дела им придется вести только после получения диплома.
Третье. Стали более строгие требования к идентификации сторон в процессе.
В исковом заявлении надо будет указать хотя бы один из идентификаторов: ИНН; серия и номер паспорта лица; номер водительского удостоверения или СТС на автомобиль. Для индивидуальных предпринимателей надо будет указать ОГРН ИП.
Если ответчик организация, указать надо будет, кроме названия: ИНН; ОГРН; юридический адрес – если эти сведения указаны в реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Четвертое. Поменялись правила возвращения искового заявления. В гражданском процессе исковое заявление будет возвращено, если заявитель не подтвердил соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (претензионный порядок). Это правило касается только той категории споров, где досудебный порядок требуется законом, например споры с потребителями по ЗоЗПП.
Стороны не смогут поменять предусмотренный законом срок в договоре. В случае несоответствия компетенции (см. пункт первый) заявление будет возвращено. Арбитражный суд будет возвращать иск, если заявление подано в ненадлежащий суд или относится к компетенции судов общей юрисдикции. Если заявление подписал не директор и не лицо, имеющее юридическую степень (см.
пункт второй) или оно вообще не подписано – будет возвращено.
Пятое. Меняются правила упрощенного производства.Все дела по юрлицам до 800 000 рублей и дела по ИП до 400 000 рублей, за исключением дел не подлежащих рассмотрению в упрощенном порядке, будут рассматриваться в упрощенном порядке. Это следует учитывать при направлении в арбитражный суд. Рассмотрения дела в обычном порядке надо будет просить у суда, обосновывая свою просьбу.
Шестое. Наконец появилось единообразие в порядке уведомления оппонента в АПК и ГПК. Теперь по правилам обоих кодексов истцу нужно самостоятельно направить копию искового заявления всем лицам, участвующим в деле.
Седьмое. Арбитражные суды будут ограничивать время выступления. Лица, игнорирующие замечания суда и пренебрегающие последовательностью вступления могут быть ограничены судом. Ограничения должны будут фиксироваться в протоколе, жалобу на который можно будет подать в течение пяти дней.Восьмое. Срок рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции увеличен до шести месяцев (раньше было 3), кроме того, срок может быть увеличен до девяти месяцев. Изменение носит весьма формальный характер.
Девятое. Последним по порядку, но не по значению, хотим отметить порядок получения исполнительных листов. Для получения исполнительного листа надо будет подать соответствующее заявление в суд, который вынес решение по делу.
Кассационные суды общей юрисдикции
Кассационные суды общей юрисдикции рассматривают дела в качестве судов кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Территория Российской Федерации оказалась поделена на девять судебных кассационных округов, в каждом из которых находится один кассационный суд общей юрисдикции.
Кассационные суды общей юрисдикции станут вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Кассационный суд общей юрисдикции в большинстве случаев находится не в том же субъекте, где было рассмотрено дело по первой и апелляционной инстанции.
Таким образом, для подачи кассационной жалобы, представления необходимо:
- Определиться, в каком субъекте дело рассматривалось судами по первой и апелляционной инстанции.
- Ознакомиться с территориальной подсудностью кассационных судов общей юрисдикции.
- Подать кассационную жалобу, представление в необходимый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с подсудностью.
Наименование | Место нахождения, телефон | Территориальная подсудность | Сайт |
Первый кассационный суд общей юрисдикции | 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д.74 (8452) 98-27-06, (8452) 98-29-95 | Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область | http://1kas.sudrf.ru |
Второй кассационный суд общей юрисдикции | 123995, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.34 (495) 609-55-80 | Владимирская область, Ивановская область, Костромская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Москва | http://2kas.sudrf.ru |
Третий кассационный суд общей юрисдикции | 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.26 (812) 620-01-35 | Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО | http://3kas.sudrf.ru |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции | 350020, г. Краснодар, ул. Морская, д.3 (861) 992-78-67 | Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь | http://4kas.sudrf.ru |
Пятый кассационный суд общей юрисдикции | 357501, г. Пятигорск, ул. Октябрьская, д.15 (8793) 38-90-40 | Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край | http://5kas.sudrf.ru |
Шестой кассационный суд общей юрисдикции | 443030, г. Самара, ул. Урицкого, д.19 (846) 323-01-31 | Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская область, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область | http://6kas.sudrf.ru |
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции | 454006, г. Челябинск, ул. Труда, д.34 (351) 239-26-01 | Пермский край, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО | http://7kas.sudrf.ru |
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции | 650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д.12, пом.5 (384-2) 36-90-26 |
| http://8kas.sudrf.ru |
Девятый кассационный суд общей юрисдикции | 690090, г.Владивосток, ул. Светланская, д.54 (423) 220-50-51 | Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Чукотский АО | http://9kas.sudrf.ru |
Апелляционные суды общей юрисдикции
Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве судов апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Территория Российской Федерации оказалась поделена на пять судебных апелляционных округов, в каждом из которых находится один апелляционный суд общей юрисдикции.
Апелляционные суды общей юрисдикции станут вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам города федерального значения и др. (так называемым судам субъектов).
Выходит, что апелляционный суд общей юрисдикции редко находится в том же субъекте, где и суд субъекта, рассматривающий дело по первой инстанции (это возможно только в г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сочи, г. Нижний Новгород, г. Новосибирск).
Таким образом, для подачи апелляционной жалобы, представления на решение суда субъекта РФ необходимо:
- Определиться, в каком субъекте дело рассматривалось судом субъекта по первой инстанции.
- Ознакомиться с территориальной подсудностью апелляционных судов общей юрисдикции.
- Подать апелляционную жалобу, представление в необходимый апелляционный суд общей юрисдикции в соответствии с подсудностью.
Наименование | Место нахождения, телефон | Территориальная подсудность | Сайт |
Первый апелляционный суд общей юрисдикции | 129090, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.24 (495) 609-55-64 | Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область | http://1ap.sudrf.ru1ap@sudrf.ru |
Второй апелляционный суд общей юрисдикции | 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д.9, литера А (812) 404-09-46, (812) 404-09-47 (ф.) | Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ | http://2ap.sudrf.ru 2ap@sudrf.ru |
Третий апелляционный суд общей юрисдикции | 354000, г. Сочи, ул. Советская, д.26 А (862) 264-17-86, (862) 264-17-89 (ф.) | Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край | http://3ap.sudrf.ru 3ap@sudrf.ru |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции | 603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д.17, литера А, пом. П1 (831) 416-64-46 | Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область | http://4ap.sudrf.ru 4ap@sudrf.ru |
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции | 630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а (383) 319-89-10 | Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ | http://5ap.sudrf.ru 5ap@sudrf.ru |
Фото предоставлено: SimonMichaelHill.
Помощь в подготовке материала: Алексей Победкин
Источник: https://legalsupport.ru/sudebnaya-reforma-2019-goda.html