Почему авиационная компания является плательщиком акциза на авиакеросин
Поддержка авиаотрасли: последствия отмены НДС на региональных рейсах и введения керосинового «демпфера»
Прошедшая неделя была отмечена событием, которое может заметно отразиться на механизме функционирования рынка авиакеросина — Президент РФ потребовал от Правительства заняться вопросом разработки «демпфера» на авиатопливо.
Эта мера, наряду с подписанным Президентом 6 июня законом об отмене с 4 квартала 2019 г.
налога на добавленную стоимость для пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах, минующих Москву, направлена на поддержку российских авиаперевозчиков.
Зачем же потребовалась эта поддержка?
Ключевая причина — не самое хорошее финансовое положение авиакомпаний, ставшее следствием достаточно жесткой конкуренции на рынке авиаперевозок. Последняя не позволяет авиакомпаниям перекладывать рост собственных затрат — расходов на керосин, прочих «рублевых» (без учета расходов на топливо) издержек и «валютных» затрат — на потребителей через цены на авиабилеты.
Средняя стоимость авиакеросина на топливозаправочных комплексах в российских аэропортах в январе-апреле 2019 г. увеличилась более, чем на 9% относительно аналогичного периода 2018 г. Инфляционный рост прочих «рублевых» издержек для авиакомпаний превысил 4.5%. Одновременное ослабление рубля к доллару на 13.
5% существенно увеличило и валютные затраты (на лизинг воздушной техники и закупку комплектующих). Чтобы покрыть совокупный рост издержек, авиакомпании должны были бы поднять цены на авиабилеты, по нашим оценкам, на 8%, тогда как по факту подорожание авиабилетов составило в среднем по отрасли 4% (см. Рис. 1).
Картина текущего года в значительной мере воспроизводит прошлогоднюю ситуацию. Правда, тогда в условиях избытка предложения услуг пассажирских авиаперевозок авиакомпании и вовсе не смогли увеличить цены на билеты.За год средняя стоимость 1000 км перелета эконом классом по данным Росстата даже снизилась — на 0.2%. При этом против экономики авиакомпаний работали те же самые факторы: ослабление рубля, инфляция издержек и рост стоимость топлива. В результате отрасль в целом за 2018 г.
понесла гигантские убытки — по оценкам из разных источников от 50 до 70 млрд руб. (см. Рис. 2).
Рис. 2. Факторный анализ изменения цен на авиабилеты в 2017-2018 гг., руб. за 1000 км полета в эконом классе
Резонный вопрос в этой ситуации — смогли бы рассматриваемые меры господдержки пассажирских авиаперевозок помочь авиакомпаниям избежать таких значительных убытков в 2018 г., если бы сами меры заработали уже с 1 января 2018 г.? Постараемся разобраться.
Отмена НДС на региональных рейсах в обход Москвы с 1 января 2018 г. была бы способна увеличить выручку авиакомпаний либо непосредственно на величину НДС (если бы цена билетов осталась неизменной), либо через увеличение пассажирооборота в результате снижения стоимости билетов на величину отмененного налога.
В первом случае рост годовой выручки для отрасли в целом оценивается в 9 млрд руб., во втором – всего в 3 млрд. руб.
(снижение стоимости авиабилетов на величину НДС на региональных рейсах в обход Москвы ощутимо отразилось бы на пассажирообороте только в Южном и Северо-Западном федеральных округах, обеспечив прирост данного показателя в 2018 г. в 0.8% и 0.
7% соответственно, однако в целом в России, по нашим оценкам, это привело бы к несущественному увеличению показателя всего на 0.2% за год в целом).
Даже если исходить из консервативной оценки убытков авиакомпаний в 50 млрд руб. в прошедшем году, можно констатировать, что отмена НДС на региональных рейсах не привела бы к заметному улучшению экономики перевозчиков, компенсировав лишь 6%-18% их совокупных убытков.
Если говорить о керосиновом «демпфере», то его введение было бы более эффективной мерой поддержки авиакомпаний. Так сохранение уровня цен на топливо на уровне декабря 2017 г.
через использование демпфирующего механизма позволило бы сэкономить авиакомпаниям в 2018 г. 32 млрд руб., что позволило бы компенсировать 64% совокупных убытков авиакомпаний (в случае, если эти убытки оцениваются в 50 млрд руб.).
Таким образом, суммарный эффект господдержки предприятий гражданской авиации в 2018 г. составил бы не более 41 млрд руб., компенсировав от 58% до 82% их совокупных убытков в зависимости от того, какую оценку этих убытков принять – максимальную или минимальную.
Описанные меры лишь частично решают проблемы авиакомпаний. Это сохраняет предпосылки либо для ухода с рынка наименее эффективных из них, либо для уменьшения масштаба их деятельности.
В конечном счете, оставшиеся на рынке авиаперевозчики смогут восстановить прибыльность через повышение стоимости авиабилетов.
А это означает, что роста цен на билеты можно ожидать даже на фоне принятых Президентом решений по поддержке отрасли.
Почему «демпфер» на авиакеросин лучше заменить на обратный акциз?
«Демпфер» на авиакеросин — инструмент, который, в случае его введения, позволит сдерживать рост цен на топливо на НПЗ, а, вслед за этим, и цен на ТЗК.
Однако, использование такого инструмента имеет одно явное негативное последствие – сдерживание цен НПЗ на авиакеросин при помощи «демпфера» сделает продукт настолько дешевым, что стимулирует производство суррогатного зимнего дизельного топлива, получаемого смешением среднедистиллятных топлив с авиационным керосином на нефтебазах.
Производство суррогатов зимнего дизтоплива и так велико (по нашим оценкам, в 2018 г. объем прямых поставок авиакеросина с НПЗ на внутренний рынок для данных целей составил более 762 тыс. т, или 7% совокупного спроса на продукт), а станет еще больше, вытеснив с рынка заводское дизтопливо.
Такая ситуация не будет выгодна ни нефтяным компаниям, ни государству: компании будут терять свою нишу на рынке, государство – тратить несколько млрд руб. на сдерживание цен на авиакеросин при его поставках на смешение зимнего дизтоплива, и недополучать доходы от акцизов на дизтопливо.
Избежать описанной проблемы можно было бы путем компенсации роста цен на керосин через возвратный акциз на топливо при его закупке авиакомпаниями на топливозаправочных комплексах. Такая компенсация затрат гражданской авиации на закупку керосина в 2018 г. потребовала бы от Федерального бюджета 32 млрд руб., в то время как введение «демпфера» стоило бы бюджету 39 млрд.
Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»
Источник: http://neftianka.ru/podderzhka-aviaotrasli-posledstviya-otmeny-nds-na-regionalnyx-rejsax-i-vvedeniya-kerosinovogo-dempfera/
Для чего нужны акцизы?
При слове «акциз» сразу вспоминается небольшой стикер, наклеенный на бутылку со спиртным напитком или на упаковку сигарет. Он называется акцизной маркой или акцизом. Но увидеть его можно не только на этих двух категориях товаров. Поэтому стоит разобраться, что такое акциз и когда он применяется.
Что такое акциз?
Акцизы — это налоговые платежи, которые накладываются на тех, кто производит определенные виды продукции. При этом государство позволяет добавлять этот платеж в расчет стоимости товара. Другими словами, это часть цены, которую платит покупатель.
Показателем того, что товар облагается налогом, служит специальная акцизная марка. Для ее получения действуют определенные правила — все зависит от страны–изготовителя товара и его вида.
Например, акцизные марки на алкоголь приобретаются в Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Если алкоголь экспортируется за рубеж, то акцизы выдает орган таможни.Акцизы – налог нецелевой и регулируемый. Налоговый кодекс РФ определяет акцизы как федеральный налог. Вся сумма налога отправляется в общегосударственный бюджет. За счет этого выплаченные суммы могут распределяться на решения разных задач общефедерального и регионального уровней.
Кто и платит налог?
Налогоплательщиками акциза признаются :
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, перевозящие товары через таможенную границу Евразийского экономического союза.
То есть в случае если ИП или организация производит и реализует подакцизную продукцию, он становится прямым налогоплательщиком акциза. В то же время, включая стоимость акцизной марки в цену товара, он распределяет уплату этого налога между покупателями. Так налог превращается в косвенный.
Что попадает под акциз?
- Этиловый спирт из различных видов сырья: сырец, винный дистиллят, виноградный и плодовый спирт, коньяки, кальвадосы и сырье для виски.
- Продукция, содержащая не менее 9% этиловых спиртов, не относящаяся к алкогольной: лекарственная и ветеринарная продукция, косметические и парфюмерные изделия.
- Отходы промышленности, производящей этиловые спирты, которые можно использовать в дальнейшем для технических целей.
- Сусло (включая фруктовое и пивное) и другие виноматериалы.
- Алкогольная спиртосодержащая продукция. Доля спирта определяется содержанием 0,5% и выше. Конфеты с алкоголем сюда не входят.
- Сигареты и иные содержащие табак продукты, включая те, которые употребляются прямым нагреванием.
- Гражданские легковые автомобили и мотоциклы.
- Бензин автомобильный.
- Дизтопливо и сопутствующие масла и продукты их переработки.
- Продукты фракционной нефтепереработки.
- Углеводородные дистилляты в жидком состоянии, получаемые переработкой нефти, газового конденсата, попутного газа и горючих сланцев с определенной плотностью и температурой.
- Авиационный керосин и дизельное топливо.
- Бензол, параксилол и ортоксилол.
- Нефтяное и газовое сырье, включая гудроны, мазуты и топливо для судов, а также природный газ.
- Электронные сигаретные устройства.
- Никотиносодержащие жидкости.
При этом объектом налогообложения являются не сами перечисленные товары, но целый комплекс осуществляемых с ними операций.
Как рассчитывается ставка?
Для начала нужно определить налоговую базу. Организация должна вести раздельный учет базы по акцизам, если она выпускает разные товары. Например, если алкогольный комбинат выпускает вина и коньяк. Это нужно из-за того, что в отношении подакцизных товаров установлены разные налоговые ставки. Налоговая база определяетсяприменительно к каждой налоговой ставке.
Если учет налоговой базы подакцизных товаров не ведется раздельно, то определяется единая налоговая база по всем операциям с указанными товарами. К ней применяетсямаксимальная ставка налога.
Ставки акцизов можно разделить на:
- Твердые — фиксированные суммы в рублях, которые накладываются на каждую единицу налоговой базы;
- Комбинированные — это ставки, которые рассчитываются по формуле с фиксированным показателем и различными коэффициентами;
- Адвалорные — ставки в процентах, которые рассчитываются по показателю стоимости подакцизной продукции.
Общая формула расчета проста:
СУММА АКЦИЗА = СТАВКА АКЦИЗА х НАЛОГОВАЯ БАЗА
Расчет суммы акциза по твердой ставке
Самый простой способ расчета: налоговую базу умножить на соответствующую ставку. Получаем сумму акциза по подакцизным товарам.
Фабрика «Тарань» реализовала произведенное ею пиво с долей этилового спирта 4% в количестве 200 000 банок по 0,5 литра.
Чтобы рассчитать сумму налога, нужно определить общее количество пива и умножить на ставку за литр продукции.
Заполняем формулу:
Сумма акциза = 21 рубль х (200 000 х 0,5) литров = 21 х 100 000 =2 100 000 рублей
Расчет суммы акциза по комбинированной ставке
В отношении некоторых товаров установлены комбинированные налоговые ставки. Они состоят из твердой и адвалорной частей. Сумма налога рассчитывается так:
Сумма акциза = (Твердая ставка х Объем товаров) + (Адвалорная ставка х Максимальна розничная цена товаров)
Фабрика «Пыхтелыч» произвела 20 000 коробок сигарет с фильтром. В каждой пачке лежит 20 сигарет. Одна пачка стоит 89 рублей.
Считаем количество сигарет поштучно: в одной коробке лежит 50 блоков по 10 пачек сигарет. Так в одной коробке лежит 50 х 10 х 20 = 10 000 сигарет. А таких коробок у нас 20 000. Так что всего фабрика произвела 200 000 000 сигарет.
Считаем стоимость: 200 000 000 штук х 89 рублей = 17 800 000 000 рублей
Рассчитываем сумму акциза по адвалорной налоговой ставке. Она равна 14,5% от расчетной стоимости: 17 800 000 000 рублей х 14,5% = 2 581 000 000 рублей.
Теперь рассчитаем твердую ставку — 1718 рублей за 1000 штук. Получается такой расчет: 1718 рублей х 200 000 000 сигарет : 1000 штук = 343 600 000 рублей.
Складываем суммы по адвалорной и твердой ставкам: 2 581 000 000 рублей + 343 600 000 рублей = 2 924 600 000 рублей.
Рассчитываем сумму акциза по минимальной ставке. Она равна 2335 рублей за 1000 штук. 2335 рублей х 200 000 000 штук : 1000 штук =467 000 000 рублей
К уплате принимается сумма акциза с наибольшим значением — 2 924 600 000 рублей.
Расчет суммы акциза по адвалорной ставке
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, рассчитывается процентная доля налоговой базы.
При расчете акциза в налоговую базу добавляются:
- средства, полученные при реализации товара в качестве материальной помощи;
- авансовые или другие платежи, произведенные в счет будущих поставок подакцизной продукции;
- средства на расширение размера активов особого назначения;
- суммы для наращивания доходов организации;
- проценты по вексельным бумагам;
- проценты по товарным кредитам.
Действующая редакция Налогового Кодекса не содержит адвалорных ставок акциза.
Когда платить акциз?
Уплата акциза производится исходя из фактической реализации не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, акциз за июнь уплачивается не позднее 25 июля.
Уплата акциза производится не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, разрешается налогоплательщикам, которые совершают операции:
- с прямогонным бензином;
- с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
- со средними дистиллятами;
- с денатурированным этиловым спиртом;
- с авиационным керосином.
Таким образом, акциз за июнь уплачивается не позднее 25 сентября.
Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Важно: при реализации произведенной подакцизной продукции сумма акциза уменьшается на налоговый вычет.
Суммаакциза, подлежащая уплате =суммаакциза –налоговые вычеты
Также по налогу уплачиваются авансовые платежи и сдаются декларации. Шаблоны и разъяснения можно найти на сайте ФНС.
Для чего еще нужен акциз?
Для учета товаров и контроля уплаты налогов. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности. Они подтверждают законность производства и оборота алкогольной продукции в России, Также они являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
***
Акцизная марка — гарантия того, что вместо алкоголя вам не продадут неизвестную смесь спирта или странный табак. Дорого, но зато спокойней.
Читайте нас на astral.ru
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bed4de17e4b6300aab8792d/5dc3e7c18f011100b189087a
Керосиновая зависимость: авиакомпании оставили без субсидий
Расходы авиакомпаний из-за подорожания топлива в прошлом году выросли на 90 млрд рублей. Но государство не будет компенсировать перевозчикам затраты в связи с резким ростом цен. Такое решение принято по итогам совещания вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака с участниками рынка.
Для обсуждения дополнительных мер поддержки авиакомпаний создана межведомственная рабочая группа. Например, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что стабилизировать ситуацию с ценами можно за счет рыночных механизмов — в частности, перевозчикам предлагают покупать топливо на бирже.
Тем временем авиабилеты на внутренних линиях уже начали дорожать.
Дорогой керосин не аргумент
Правительство не будет регулировать цены на авиакеросин и компенсировать расходы перевозчикам. Такие заявления были сделаны по итогам совещания вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака с нефтяниками и представителями авиаотрасли.
— Не было принято никаких решений по регулированию этого сегмента топливного рынка и компенсации части расходов авиакомпаний, связанных с топливной составляющей, — сообщил «Известиям» представитель Дмитрия Козака Илья Джус.
Позиция Дмитрия Козака не поменялась: ранее во вторник он отмечал, что считает регулирование цен на авиакеросин бесперспективным.
Представитель Максима Акимова сказал «Известиям», что для обсуждения дополнительных мер поддержки авиакомпаний и стабилизации цен будет создана межведомственная рабочая группа с участием Минтранса, Минэкономразвития, Минфина, Минэнерго, ФАС и Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Речь идет о стабилизации рынка внутренних авиаперевозок.
Дополнительные расходы авиакомпаний в прошлом году из-за подорожания топлива, по предварительным данным, составляют около 90 млрд рублей. Об этом сообщили «Известиям» в ГосНИИ гражданской авиации.В 2018-м Минтранс неоднократно обращал внимание на проблему подорожания топлива. В частности, в декабре ведомство направило в ФАС предложение увеличить объем возмещения авиакомпаниям акциза на авиакеросин в 2019 году. Также предлагалось выплатить им разовую компенсацию 22,5 млрд рублей.
В ноябре АЭВТ направила письмо Максиму Акимову, в котором просила рассмотреть возможность увеличить налоговый вычет из акциза на топливо с 3024 рублей до 7000 рублей за тонну. Операционные убытки российских авиакомпаний по итогам прошлого года, в том числе на фоне скачка цен на авиакеросин, заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров оценивал в 37–39 млрд рублей.
В пресс-службах Минэнерго и Минэкономразвития на момент публикации на запросы «Известий» не ответили. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил «Известиям», что не видит убедительных аргументов для увеличения объема возмещения акциза.
Вместо этого в антимонопольной службе предлагают сдерживать рост стоимости топлива для авиакомпаний рыночными методами: перевозчикам предлагают участвовать в биржевых торгах, где из-за высокой конкуренции цены на авиатопливо ниже.
— В 2019 году ФАС совместно с участниками рынка авиатоплива — авиакомпаниями и нефтяниками — будут реализованы меры по увеличению ликвидности биржевых торгов для формирования репрезентативного индикатора рыночной цены, — сказал он.
Самолеты не летят на биржу
По словам вице-президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Антона Карпова, торги авиатопливом уже сейчас достаточно ликвидны, через биржу в прошлом году было продано более 1,8 млн т. При этом всего поставки авиакеросина на внутренний рынок, по данным Минэнерго, в прошлом году составили 9,7 млн т, то есть через биржу проходит порядка 20%. Но пока авиакомпании не очень активны на торгах, добавил он.
https://www.youtube.com/watch?v=QKOCs72692Q
Как уточнил «Известиям» Анатолий Голомолзин, на бирже керосин в основном покупают не авиаперевозчики, а промышленные предприятия, использующие его в качестве сырья.
В авиакомпаниях «Уральские авиалинии» и «Нордавиа» считают работу с биржей неудобной.
— По топливному вопросу мы работаем с поставщиками авиакеросина и ГСМ в аэропортах присутствия. Переход на прямые закупки топлива на бирже приведет к дополнительным расходам, отвлечению человеческих ресурсов, — сказал «Известиям» официальный представитель «Нордавиа».
В «Уральских авиалиниях» свое нежелание выходить на биржу объяснили проблемами с логистикой (необходимость заключения договоров на вагоны и цистерны), отсутствием емкостей для хранения и собственных лабораторий для контроля качества топлива.
Однако по словам Антона Карпова, вопрос доставки купленного на бирже авиатоплива — задача поставщика. Авиакомпания, приобретая керосин на торгах, получает от него обязательство поставить топливо в любой московский аэропорт.Источник в одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний сказал «Известиям», что компания поставляет на биржу более 10% произведенного керосина, но основная его доля направляется авиаперевозчикам в рамках прямых контрактов (без непроизводительных посредников), по формуле цены, изначально предлагаемой авиакомпаниями.
В качестве формулы цены перевозчики могут либо выбрать котировки СПбМТСБ, либо использовать индекс Platts.
Источник отметил, что те компании, которые выбрали в прошлом году рассчитанные в долларах котировки Platts, прогадали в связи со снижением курса рубля относительно американской валюты, поэтому керосин им обошелся дороже, что стало дополнительным поводом для жалоб.
Спор о ценах
В ФАС не разделяют аргумент о сильном удорожании керосина в прошлом году, обращая внимание, что цены в течение 2018 года менялись «разнонаправленно»: в начале года снижались, в апреле-мае выросли, с лета по октябрь стабилизировались, а с ноября по декабрь снова снижались. В антимонопольном ведомстве ссылаются на данные СПбМТСБ о том, что с 1 ноября 2018-го по 4 февраля 2019-го биржевая цена авиатоплива упала на 20%.
— В январе 2019 года действительно наблюдалось небольшое снижение цен на авиакеросин в российских аэропортах, — сообщили «Известиям» в группе S7. — Но снижение происходит с рекордно высокого уровня для отрасли, рост за 2017–2018 годы составил 45%.
Нагрузка на авиакомпании остается крайне высокой, «перевозчики нуждаются в дополнительной помощи со стороны государства в виде повышения уровня возмещения акциза на авиакеросин», уверены в S7.
По данным агентства Argus Media, средние цены на авиакеросин в топливозаправочных комплексах московского авиаузла (МАУ) в 2017 году составили 36,3 тыс. рублей за тонну, а в 2018-м — 45,5 тыс. рублей. То есть рост в прошлом году составил более 25%.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что финансовые резервы у российских авиакомпаний для сдерживания стоимости билетов и работы в убыток практически исчерпаны.
— Крупные игроки, такие как «Аэрофлот», могут себе позволить так работать какое-то время, но большинство перевозчиков — нет, — отметил он. — По оценкам билетных агрегаторов, постепенный рост цен на внутрироссийских линиях уже начался. В частности, улучшить финпоказатели за счет пересмотра тарифной политики смогла авиакомпания «ЮТэйр».
По словам эксперта, если перевозчики переживут сложный период низкого спроса — февраль-март — коллапса на рынке не будет.
Источник: https://iz.ru/844987/aleksandr-volobuev-nikolai-khrenkov/kerosinovaia-zavisimost-aviakompanii-ostavili-bez-subsidii
Почему авиационная компания является плательщиком акциза на авиакеросин
Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом указанного решения.
В течение пяти дней со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Он вспоминает, что еще в 2000-х годах разница в цене на топливо, по которой его покупали иностранные и российские перевозчики, доходила до 2,5 раза в долларовом выражении.
«Сейчас из-за экономической политики цены для иностранцев упали практически до уровня заправки российских перевозчиков.
И кстати, в последние два-три года аэропортовые сборы для иностранных авиакомпаний также были снижены до уровня российских», – признает Владимир Спиридонов.
В ЛУКОЙЛе, «Роснефти», «Газпром нефти» – крупных игроках на рынке авиатоплива – не смогли прокомментировать, как введение акцизов скажется на их бизнесе.
Источник РБК в одной из крупных нефтяных компаний уверен, что иностранные авиакомпании не перестанут заправляться в России, поскольку у многих из них попросту не будет выбора: если речь идет о дальнемагистральных рейсах, они не смогут обойтись без дозаправки по прибытии в Россию.
В соответствии с НК РФ авиационный керосин признается подакцизным товаром.
На основании положений Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину…» Минфин России указал, что авиационный бензин является разновидностью жидкого топлива, используемого при заправке авиационных двигателей, в связи с чем в целях исчисления акцизов относится к авиационному керосину.
При исчислении акциза в отношении авиационного бензина применяется ставка, установленная статьей 193 НК РФ в размере 2 800 рублей за 1 тонну.
Вопрос:
Об акцизах на авиационный бензин.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2017 г.
Почему авиационная компания является плательщиком акциза на авиакеросина
Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным
Подача налоговой декларации и документов, подтверждающих вычет
По истечении 3-х налоговых периодов (3-х месяцев), следующих за истекшим налоговым периодом
Подача заявления на возврат акциза (при условии, что отсутствует недоимка по акцизу и другим федеральным налогам)
В течение 10-ти дней со дня подачи заявления
Налоговый орган принимает решение о возврате и направляет поручение в территориальный орган Федерального казначейства
В течение 5-ти дней со дня принятия решения о возврате
Налоговый орган сообщает о своем решении налогоплательщику
В течение 1-го месяца со дня подачи заявления на возврат
Осуществляется возврат налога
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1.
РФ).
Операции, порождающие «акцизную» обязанность
Перечень таких операций содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся:
- любая реализация подакцизных товаров;
- передача произведенных подакцизных товаров:
- переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;
- внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);
- для собственных нужд;
- в уставный капитал и т.
поскольку факт нарушения налогоплательщиком срока предоставления налоговой декларации подтверждается материалами дела, сумма акциза в установленный срок также не уплачена.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2018 N Ф05-2753/2018 данное постановление оставлено без изменения.
Возможное решение по ситуации:
- Использовать топливо в том же налоговом периоде и применять вычеты, с учетом сбора всех необходимых документов.
- Использовать агентскую схему, согласно которой топливо приобретает в собственность агент который оказывает услуги по заправке воздушных судов организации и право собственности к организации на топливо не переходит.
- Приобретать керосин не на территории РФ, чтобы не возникал объект налогообложения.
На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:
1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога;
2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета суммы налога.
Требование о возврате может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Согласно положениям пунктов 15, 20 и 21 статьи 200 Налогового кодекса, право на применение установленных в этих нормах налоговых вычетов возникает у налогоплательщиков при представлении документов, перечисленных, соответственно, в пунктах 15, 20 и 21 статьи 201 Налогового кодекса.
Учитывая изложенное, налогоплательщики имеют право в любой день, следующий за отчетным налоговым периодом, представить в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам, отражающую как совершенные в этом налоговом периоде операции по получению (оприходованию) прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола или авиационного керосина, так и документально подтвержденные налоговые вычеты сумм акциза, начисленных по указанным операциям.
Вычеты и возмещение возможно применять при наличии всех указанных в налоговом кодексе подтверждающих документов, при использовании организацией топлива для нужд хозяйственной деятельности. При этом возмещение возможно при превышении суммы вычетов над суммой начисленного акциза.
В поступающих документах, согласно разъяснениям, акциз не выделяется.
Обоснование:
Как указано в Письме ФНС России от 16.05.2018 N СД-4-3/9268 «О направлении письма Минфина России» порядок возмещения акциза отдельным категориям налогоплательщиков (до завершения камеральной проверки декларации) предусмотрен ст. 203.1 НК РФ.Данный порядок возмещения акциза схож с заявительным порядком возмещения НДС. Согласно подп. 4 п. 1 ст.
- передача внутри организации:
- произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии;
- ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки;
- произведенных алкогольных дистиллятов (винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
- некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.
Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?
НК РФ в ст.
Не позднее дня, следующего за днем направления сообщения налогоплательщику
Налоговый орган направляет в банк-гарант письменное заявление об освобождении банка от обязательств по гарантии
Если по итогам проверки выявлены нарушения:
По окончании проверки
Налоговый орган составляет Акт налоговой проверки, который вместе с материалами проверки направляется на рассмотрение руководителю налогового органа
По итогам рассмотрения материалов руководителем налогового органа
Руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, решение об отказе в возмещении акциза и решение об отказе в возврате акциза
В течение 5-ти дней с даты принятия решения руководителем налогового органа
Налоговый орган сообщает налогоплательщику о принятии соответствующих решений.
По мнению АЭВТ, увеличение коэффициента суммы акциза, начисленной при получении авиационного керосина, с 2,08 до 3,5 приведет к увеличению суммы возмещения с 3024 рублей до 7000 рублей за тонну.
Дорогой керосин Участники авиационного рынка уже не в первый раз жалуются на сильный рост стоимости керосина. Так, например, Минтранс РФ предложил частично компенсировать авиакомпаниям дополнительные расходы из-за роста стоимости топлива еще в августе.
Тогда министр транспорта Евгений Дитрих сообщал, что цена на авиакеросин может вырасти на 30% по итогам 2019 года.
В середине ноября вице-премьер Акимов отмечал, что решение о предоставлении компенсаций еще не принято.
Решение может быть принято в марте, сообщал замминистра транспорта Александр Юрчик.
Решение от 11 августа 2017 г
Таким образом, из буквального толкования подпункта 28 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса однозначно следует, что установленный в данной норме объект налогообложения возникает при приобретении авиационного керосина в собственность самого эксплуатанта».
Из анализа приведенных положений следует, что обязательными условиями, при которых возникает объект налогообложения, являются: приобретение авиационного керосина именно в собственность и по договору именно с российской организацией; авиационный керосин получен лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Авиационный керосин признается подакцизным товаром на основании пп. 13 п. 1 ст. 181 НК РФ. В целях гл.
В первичных документах акциз не выделен. Ответ: Согласно налоговому законодательству авиационный керосин является подакцизным товаром. При приобретении его в собственность организацией, состоящей в реестре эксплуатантов гражданской авиации возникает объект для начисления акциза.
Вычеты и возмещение возможно применять при наличии всех указанных в налоговом кодексе подтверждающих документов, при использовании организацией топлива для нужд хозяйственной деятельности.
При этом возмещение возможно при превышении суммы вычетов над суммой начисленного акциза. В поступающих документах, согласно разъяснениям, акциз не выделяется.
Что не облагается акцизами?
При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):
- передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст.
Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?
; бензин; дизельное топливо; моторные масла; прямогонный бензин; бытовое печное топливо, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов по Цельсию; бензол, параксилол, ортоксилол; авиационный керосин; природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ).
Перечень таких операций содержится в ст.
Источник: https://59agmr.top/pochemu-aviatsionnaya-kompaniya-yavlyaetsya-platelshhikom-aktsiza-na-aviakerosin
Что такое акциз простыми словами: к какому виду налогов относится и для чего нужен — порядок исчисления и сроки уплаты
Кто-то чаще, а кто-то реже, но все граждане России бывают в продуктовых магазинах и хотя бы раз, но обращали внимание на небольшой «сторонний» стикер, наклеенный на бутыль со спиртным напитком или на упаковку сигарет. Он называется акцизной маркой или акцизом, и увидеть его можно не только на этих двух категориях товаров. Поэтому стоит разобраться, что такое акциз и когда он применяется.
В данной статье постараемся вместе разобраться, что это такое и для чего используют, а также рассмотрим специфику и особенности.
Что такое акциз
Государственная налоговая система характеризуется наличием различных видов обложения и способов взимания того или иного налога. Одни собираются напрямую с плательщиков, в то время как другие государство получает с населения опосредовано.
Акцизы относятся именно к последней категории, то есть они являются таким видом налоговых платежей, которые государственная власть официально накладывает на производителя отдельных видов продукции, при этом позволяя им добавлять его в расчёт стоимости единицы товара. Другими словами, это часть цены, которую в итоге платит потребитель. Встреченный же в магазине на этикетке или крыше стикер акцизной марки как раз и является показателем того, что данная категория продукции облагается этим видом налога.
Акцизы на отдельные группы товаров являются опосредованным налогом, взимаемым с населенияЭто важно! Государственное регулирование в налоговом администрировании акциза также является опосредованным – через Налоговый кодекс оно устанавливает только ставки налога по ряду критериев, а расчёт конечной суммы выплаты и учёт подакцизных товаров, включая введение ценовой надбавки, производители ведут самостоятельно.
Для чего он нужен
С точки зрения налоговой политики Российской Федерации, акцизы собираются не под какие-то конкретные цели или для реализации проектов в определённой сфере деятельности на какой-то ограниченный временными рамками срок. С этой точки зрения цель его взимания – наполнение бюджета страны, средства из которого будут распределяться, исходя из общего бюджетного правила и экономической ситуации, в которой находится государство.
В то же время, как мы увидим далее из категорий облагаемой акцизным сбором продукции, это своего рода «налог на излишества» или, иначе говоря, «штраф за вредность». Дело в том, что взимается акцизный налог с производителей и продавцов:
- Товаров массового потребления, непосредственно оказывающих вред здоровью граждан;
- Видов продукции, пагубно влияющей на окружающую граждан среду и наносящих вред их здоровью опосредованно.
Акцизы накладывают на товары, приносящие вред человеку или экологии
Таким образом, хотя издать прямой запрет на выпуск таких изделий нельзя, да и просто не выгодно, власти компенсируют негативное влияние этой продукции на население «рублём» – ведь уплаченная производителем сумма налога через цену будет фактически перенесена на покупателя или конечного потребителя того или иного подакцизного товара.
К какому виду налогов относятся
Вторая часть Налогового кодекса РФ определяет акцизы в качестве федеральных налогов, то есть их сбор осуществляется в общегосударственный бюджет. Также на уровне федерации определяются и ставки по категориям подакцизных товаров.
Как уже отмечалось выше, акцизы – налог нецелевой и регулируемый. То есть при планировании бюджета суммы, полученные от взимания этого вида налогообложения, могут распределяться на различные мероприятия и программы как общефедерального, так и регионального уровня.
По составу выплачиваемых его лиц в юридической науке до сих пор идет дискуссия. Формально согласно НК (ст. 179) плательщиками акциза являются:
- Юридические лица – организации и индивидуальные предприниматели;
- Иные лица и юридические формы организации, деятельность которых связана с подакцизными видами продукции, которая облагается исходя из норм, предусмотренных в кодексе;
- Физические лица или организации, если они перевозят подакцизные товары с или на таможенную территорию ЕАЭС.
То есть в случае если юридическое лицо производит, продаёт или иным способом реализует подакцизную продукцию, оно и становится прямым налогоплательщиком акциза, рассчитывая, исходя из ставок, его сумму и выплачивая её государству.
Юридические лица и организации являются формальными плательщиками налога
В то же время, так как по определению плательщик включает акциз в цену своей продукции, фактически он распределяет отданную им в бюджет государства сумму налога между покупателями. Опосредованно именно на них ложится налоговое бремя, что и позволяет отнести акциз не к прямому, но к косвенному типу налогов.
На какие товары действует в России
Как и ставки для расчёта начисления акцизных выплат, перечень подлежащих обложению товаров установлен и может уточняться только федеральным профильным министерством. Причём изменения его вносятся правительством в качестве ФЗ и должны пройти все чтения в Государственной Думе и Совете Федерации.
Список товарных позиций отражён в 181 статье НК РФ. Согласно ему, к акцизным относятся:
- Этиловый спирт из различных видов сырья. Под определение попадают сырец, винный дистиллят, виноградный и плодовый спирт, коньяки, кальвадосы и сырьё для виски.
- Продукция, содержащая не менее 9-ти процентов этиловых спиртов, не относящаяся к алкогольной (в растворах, эмульсиях, суспензиях и т. п.), а именно: лекарственная и ветеринарная продукция (ёмкостью до 100 мл), косметические и парфюмерные изделия (в различных ёмкостях и соответствующим содержанием спирта).
- Отходы промышленности, производящей этиловые спирты, которые можно использовать в дальнейшем для технических целей
- Сусло (включая фруктовое и пивное) и иные виноматериалы.
- Алкогольная спиртосодержащая продукция. Доля спирта определяется содержанием 0,5% и выше. Перечень пищевой продукции (например, конфеты с алкоголем) сюда не входит.
- Сигареты и иные содержащие табак продукты, включая те, которые употребляются прямым нагреванием.
- Гражданские легковые автомобили и мотоциклы.
- Бензин автомобильный.
- Дизтопливо и сопутствующие масла (включая высоковязкие) и продукты их переработки.
- Продукты фракционной нефтепереработки (включая продукты переработки: прямогонных бензинов, циклогексана, газоконденсата, автомобильного бензина).
- Углеводородные дистилляты в жидком состоянии, получаемые переработкой нефти, газового конденсата, попутного газа и горючих сланцев с определенной плотностью и температурой.
- Авиационный керосин и дизельное топливо.
- Бензол, параксилол и ортоксилол.
- Нефтяное и газовое сырьё, включая гудроны, мазуты и топливо для судов, а также природный газ.
- Электронные сигаретные устройства, включая аэрозолевые, дымопродуцирующие и паровые.
- Никотиносодержащие жидкости.
Алкогольная продукция входит в перечень акцизной продукции
Это важно! Отметим, что объектом налогообложения при этом, согласно законодательству, являются не сами перечисленные товары, но целый комплекс осуществляемых с ними операций (ст. 182 НК РФ).
Порядок исчисления и уплаты
Из указанного выше следует, что расчёт прямой налоговой нагрузки по соответствующим операциям с подакцизными товарами субъекты налогообложения производят самостоятельно, исходя из видов товарной продукции, с которыми они работают.
Вид товара определяет, каким образом формируется сумма налоговой выплаты, то есть ставка какого типа будет применяться, каково будет её расчётное значение, и по какой формуле высчитывается налог.
Ставки акцизов (или тарифные ставки) с определённой долей условности можно подразделить на:
- Твёрдые – это фиксированные суммы в рублях, которые накладываются на каждую единицу расчётной налоговой базы облагаемой продукции;
- Комбинированные – это высчитываемые ставки, которые имеют внутри формулы как фиксированный показатель, так и различные меняющиеся коэффициенты;
- Адвалорные – ставки в процентах, которые высчитываются по показателю стоимости подакцизной продукции определённого вида.
Это важно! Согласно налоговому законодательству (НК, статья 193) в Российской Федерации действуют первые два вида ставок, причём в комбинированную входят и элементы адвалорных расчётов, которые в чистом виде в российской практике не применяются.
Также на отдельные виды товаров действует ряд налоговых послаблений в виде вычетов (статьи 200 и 201) или исключений на тех или иных условиях деятельности (статьи 183–186.1).
С основными акцизными ставками на 2019–2021 год можно ознакомиться в последней редакции НК РФ. Ряд из них приведём далее:
Наименование продукции | Ставка акциза (в % и (или) руб. за единицу исчисления) | ||
До 31 декабря 2019 г. | До 31 декабря 2020 г. | До 31 декабря 2021 г. | |
Вина и иные напитки, не имеющие географического защищенного наименования, например: Шампань | 18 руб. за 1 л. | 19 руб. за 1 л. | 20 руб. за 1 л. |
Пиво и изготавливаемые на его основе напитки, содержащее от 0,5 до 8,6% спирта. | 21 руб. за 1 л. | 22 руб. за 1 л. | 23 руб. за 1 л. |
Сигареты, папиросы | 1890 руб. за 1000 шт + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2 568 руб. за партию из 1000 шт. | 1966 руб. за 1000 шт + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2671 руб. за 1000 шт. | 2045 руб. за 1 000 шт. + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2778 руб. за 1000 шт. |
Автомобили с двигателем свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 147 кВт (200 л. с.) мощности | 454 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.) | 472 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.) | 491 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.) |
Автобензин 5 класса | 12314 руб. за 1 т. | 12752 руб. за 1 т. | 13262 руб. за 1 т. |
Как исчисляется акциз
Уже из примеров в таблице можно увидеть, что денежный эквивалент накладывается на ту или иную единицу подакцизной продукции, то есть налоговую базу, исчисляемую в килограммах, литрах, тоннах, 1000 штук или киловаттах. Это касается твёрдых тарифных ставок, исходя, таким образом, из объёма реализуемых тем или иным способом товаров.
В качестве примера рассмотрим, как осуществляется начисление на реализацию партии пива и сколько в результате заплатит пивоваренный завод.
Примем за условие, что завод за месяц реализовал партию в 200 000 бутылок пива объёмом по 0,5 л.
Для расчёта налога на одну единицу используется следующая формула: Н = НБ х СтАт, где Н – налог, НБ – налоговая база (по объёму в литрах), СтАт – ставка акцизного обложения.
Смотрим в таблице размер ставки: он составляет для пива 23 руб. за 1 л.
Так как ставка рассчитывается за один литр, пересчитываем количество бутылок на литры, чтобы получить налоговую базу: НБ = 200000 х 0,5 = 100000 л.
Вносим цифры в формулу: НБ = 100000, СтАт = 23.
Н = 100000 х 23 = 2300000 руб.
Получаем, что пивоваренный завод в качестве прямого налогоплательщика заплатит в бюджет 2 300 000 руб. акцизного налога.
Производство и продажа пива и другой алкогольной продукции приносят немалый доход в казну государства
Если же подакцизный товар подпадает по комбинированную ставку, как например сигареты или сигары, то в сумму налога будет включён не только твёрдый тариф по налоговой базе, но и определённая государством процентная ставка, высчитываемая от цены розничной реализации одной штуки продукции. В этом случае с определённой условностью формулу можно представить следующим образом:
Н = НБ х СтАт + МрП х П.Добавленные в формулу данные: МрП – максимальная розничная цена продажи, П – процентный показатель, который устанавливает государство.
В какие сроки предоставляется отчётность
Предоставление отчётности по акцизам и сроки её подачи также регулируются Налоговым кодексом РФ и отличаются в зависимости от совершаемых с облагаемыми акцизом товарами операций. Подробную информацию можно найти в статье 204. Основные же даты подачи сведений – не позже 25, (иногда 15-го) числа месяца, наступающего после истекшего налогового периода.
Также данная статья конкретизирует место и субъектный состав лиц, которые должны произвести тот или иной вид оплаты акцизного налога.
Отдельными статьями оговариваются различные варианты оплаты акцизов, их сроки и иные особенности, например, это касается авансовых платежей по акцизам.
Отчётность по акцизам производится в установленные сроки
Таким образом, рассмотрев в статье только общие сведения об акцизном налогообложении, следует понимать, что данная категория налогов – актуальный и востребованный любым государством механизм наполнения казны.
Гибкость при начислении и широкий перечень товарных позиций, которые могут подпадать под действие акциза, обеспечивает властям простор для его применения, а относительная простота расчётов гарантирует удобство взимания и администрирования, уменьшая коррупционные риски.
Источник: https://ipexperts.ru/voprosy/chto-takoe-akciz.html