Продажа имущества акционерного общества с государственным участием

Государство как собственник АО

Продажа имущества акционерного общества с государственным участием

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг.

Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами.

Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция».

Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление.

В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для ания на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро.

Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса.

Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО.

В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления.

Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция».

Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации.

Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно.

Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Источник: http://invest-reshenie.ru/gosudarstvo-kak-sobstvennik-ao

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Продажа имущества акционерного общества с государственным участием

Многие госкомпании и компании с госучастием (более 50% акций которых принадлежит государству) публикуют реестры имущества, выставленного на продажу. Но методика, регламентирующая процесс отчуждения непрофильных активов, появилась только в середине мая.

В ней правительство РФ указало, что именно можно считать непрофильным активом госкомпании, как его отличить от полезного имущества.

А главное — инструкция предполагает не только продажу ненужной недвижимости, ценных бумаг, но и позволяет подарить все это РФ, ее субъекту или муниципалитету.

Последний способ позволяет, например, петербургским верфям, входящим в государственное АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), избавиться от неликвидов, которые годами висят на балансах и обременяют владельцев налоговыми платежами, затратами на содержание и обслуживание.

В Петербурге и Ленобласти речь идет о нескольких десятках объектов недвижимости на сумму свыше 3 млрд рублей — от недействующих пансионатов и пустующих цехов до участков железнодорожных путей и ветхих зданий в исторической части Петербурга (см. «Непрофильная недвижимость госкомпаний»). Еще примерно 2 млрд рублей — сумма финансовых вложений — акции и доли госкомпаний в различных организациях.

Набираем баллы

Согласно утвержденным правительством РФ методическим рекомендациям по выявлению и реализации непрофильных активов, их пригодность или непригодность в основной производственной деятельности оценивается по шести критериям. Каждый критерий обладает определенной ценой.

Например, если недвижимое имущество, расположенное на территории завода, используется для основного вида деятельности, то активу начисляется 20 баллов. Еще 15 баллов он получит, если генерирует более 5% выручки по итогам предыдущего года. Для признания профильными социальных объектов (медицинских центров, баз отдыха и т. п.

) необходимо, чтобы выручка таких объектов формировалась на 50% за счет обслуживания сотрудников госкомпании. Чтобы признать актив профильным, необходимо набрать по шести критериям не менее 50 баллов. В противном случае имущество определят как непрофильное — а такие объекты госкомпаниям придется внести в реестр и учитывать отдельно. Они подлежат продаже на публичных торгах.

Причем, возможно, по цене ниже балансовой стоимости. Если же актив даже в этом случае не вызовет интереса у инвесторов, то госкомпания может подарить его государству.

Неликвидный узел

Госкомпании охотно избавляются от ненужного имущества. Реестр непрофильных активов сформирован у «Россетей», ПАО «Российские железные дороги» (РЖД), «Ростеха». В начале 2017–го список ненужного составила ОСК.

Больше всего лишней недвижимости (21 из 47 объектов непрофильной недвижимости) продает входящее в ОСК АО «Кронштадтский морской завод».

В списке — здание водомерного узла, склад в доке и другие объекты, которыми сложно заинтересовать непрофильного инвестора.

Многие из намеченных к продаже активов годами ждут покупателей. Например, РЖД с 2000–х годов ищут покупателей для бывшего детского лагеря «Экспресс» в Выборгском районе Ленобласти, областных баз отдыха «Родник» и «Кротово», нескольких отрезков железнодорожного пути, станционных зданий и водонапорных башен. Их выставляли на аукционы, но тщетно.

Объекты находятся далеко от города, они в плохом состоянии, требуют больших инвестиций, а перспективы их доходности сомнительны, поясняют в компании JLL. «Наиболее интересны здания площадью от 3 тыс. м2 в центре города.

Маленькие объекты в промзоне, около железной дороги могут привлечь лишь очень специфических покупателей», — говорит Владислав Фадеев из JLL.

Простаивают и куда более интересные активы — например, «Ростелеком» третий год пытается сбыть два комплекса недвижимости в центре Петербурга.

Впервые компания выставила их на продажу в 2015 году: это историческая телеграфная станция на Почтамтской ул., а также здание на углу Гороховой ул. и Большой Морской ул.

Но до сих пор эти объекты не сняты с продажи. Хотя цена невысока — 78–85 тыс. рублей за 1 м2.

«Возможно, причина того, что многие объекты госкомпаний не продаются, в том, что помимо публично объявленной невысокой цены от покупателя ожидают денег «в конверте». Да и рынок сейчас из–за кризиса замер.

К тому же, если речь идет об исторических зданиях, новому владельцу придется согласовывать любое изменение объекта с КГИОП, что усложняет и удорожает их содержание», — говорит глава одной из девелоперских компаний.

Аукцион на понижение

Спрос на недвижимость сегодня невысокий, и владельцы не могут выгодно продать объекты. Собственники по–разному реагируют на предложение брокеров снизить цену.

«Активы «Красной Звезды» в большинстве случаев выставляются на повторные торги с понижением цены, а «Оборонстрой» всегда готов ждать, пока появится покупатель по заявленной цене, и никогда ее не снижает», — рассказывают в Российском аукционном доме.

Некоторые заводы, у которых после модернизации освободились площади, не спешат их продавать. Так, предприятия концерна «Алмаз–Антей» перебрались во вновь построенные здания на территории Обуховского завода («дочка» концерна).

«Сейчас правильнее сдавать в аренду освободившиеся площади», — говорит Ирина Волокитина, первый заместитель гендиректора Обуховского завода. Не торопится избавляться от ненужной недвижимости и АО «Климов», переехавшее на новую площадку. «Решение по старой площадке на Кантемировской ул.

будем принимать в 2018 году», — сообщили на предприятии.

Избавление от непрофильных активов позволит компаниям снизить издержки на их содержание, ведение отчетности, не платить налоги и в итоге улучшить финансовые показатели, считает Александр Ракша из компании «НЭО Центр».

Освободившимся от балласта компаниям будет проще получить кредиты, ведь банки оценивают состояние портфеля активов заемщика, их баланс и прибыльность, добавляет Алексей Панин из Urus Advisory. А вот государство вряд ли получит какой–то весомый профит от такого подарка.

«Можно только надеяться, что, когда экономическая ситуация выправится, актив удастся выгодно продать или найти для него инвестора», — резюмирует Алексей Панин.

Авторы: Александр Сологуб, Ольга Мягченко, Надежда Фёдорова

Имущество госкомпаний и госкорпораций разбросано по всей стране. Основной массив этого имущества — бывшие промышленные объекты, а также складская, административная и торговая недвижимость. Это не самые ликвидные активы.

Успех или неуспех их продажи зависит в первую очередь от местоположения и адекватной начальной цены.

В Москве и Петербурге хорошо продаются и старые промышленные территории (их покупают под общественно–деловую и жилую застройку), и практически любая недвижимость в черте города. В регионах найти покупателей сложнее.

Елена Тарасова

руководитель департамента по продаже корпоративного имущества Российского аукционного дома

Для государства избавление госкомпаний от непрофильных активов важно уже потому, что эти компании получают многомиллиардные субсидии, часть которых расходуется в том числе на содержание этих активов.

К тому же за счет продажи таких объектов можно пополнить казну. Но это в теории. На практике же найти покупателей как госкомпаниям, так и самому государству будет непросто.

Особенно в регионах, где деньги в основном сосредоточены в руках госпредприятий, так что купить актив может только другая госкомпания.

Роман Паршин

генеральный директор ИК «Форум»

Дарение непрофильного актива в собственность РФ, субъекта РФ или муниципалитета — это лишь один из возможных способов реализации актива. Причем передача осуществляется только с письменного согласия органов власти.

Так что, прежде чем принять такой актив, власти смогут оценить, насколько интересно им это имущество.

Государство планирует принять нормативные акты, позволяющие ограничить предоставление мер господдержки тем предприятиям, которые не выполняют программы отчуждения непрофильных активов.

Вера Рябова

старший юрист Rightmark Group

Есть вероятность, что государство сможет распорядиться непрофильным имуществом госкомпаний эффективнее, если в госкомпании нет подразделений, которые занимаются реализацией непрофильных активов.

Объекты могут быть переданы в госорган, у которого есть опыт и ресурсы для такой деятельности. Возможно, что все будет организовано более эффективно. Большой вопрос, какой именно субъект имеется в виду: Росимущество или КИО.

От этого во многом зависит то, насколько успешно удастся государству реализовать объекты.

Николай Пашков

Генеральный Директор Knight Frank St. Petersburg

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2017/05/23/Podarochnij_nabor

Компании с государственным участием, сколько их

Продажа имущества акционерного общества с государственным участием

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована.

Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

Начать инвестировать

БКС Брокер

Источник: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-skol-ko-ikh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.