Утверждение учетной политики каждый год
Утверждение учетной политики: порядок, сроки, примеры — Контур.Бухгалтерия
Учетная политика (далее — УП) — это документ-основа, на котором строится бухгалтерский и налоговый учет компании. Иногда для каждого вида учета делают отдельную УП, но это не обязательно — можно объединить их в один документ. УП должна быть в каждой организации, независимо от:
- организационно-правовой формы;
- вида деятельности;
- системы налогообложения;
- масштабов производства;
- других условий.
Учетное законодательство не всегда трактуется однозначно, а по отдельным вопросам дает право выбора. В УП нужно отразить, какого варианта организация будет придерживаться в работе. Например, способы списания МПЗ — по ФИФО, по себестоимости единицы или по средней себестоимости. Обязательные правила учета в УП включать не нужно.
Налоговая часть УП регламентирована ст. 313 НК РФ, бухгалтерская — ПБУ 1/2008. В законах содержится требование об обязательном утверждении УП приказом или распоряжением руководителя организации.
Кто разрабатывает и утверждает учетную политику
УП формирует главный бухгалтер компании или другой сотрудник, на которого возложено ведение бухучета. В соответствии с ПБУ 1/2008 в УП прописывают:
- рабочие счета, которыми организация будет пользоваться для ведения учета;
- формы первичных документов, внутренних документов и учетных регистров;
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки имущества и обязательств;
- порядок документооборота;
- основы контроля за операциями;
- другие решения для организации бухучета.
Руководитель в разработке не участвует, если только сам не захочет. Но он должен прочитать и утвердить готовый документ.
Налоговая просит показать учетную политику при проверке. И у компаний нередко появляются проблемы с контролирующими органами, когда выясняется, что приказа об утверждении УП нет и не было. При этом приказ не только подтверждает согласие руководителя на применение УП, но и определяет лиц, ответственных за соблюдение правил, утвержденных в политике.
Стандартной формы приказа нет, поэтому составить его можно произвольно. Но в нем должны быть обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления, подпись. Положения учетной политики прописываются в тексте приказа или прикрепляются к нему в виде приложений.
В какие сроки утверждается учетная политика
По общим правилам у каждой организации есть 90 дней или 3 месяца со дня создания, чтобы разработать и утвердить УП. Днем создания считается регистрация организации в ЕГРЮЛ. Это касается вновь созданных и реорганизованных компаний.
Для уже действующих организаций порядок другой. Руководитель должен издать приказ об утверждении новой УП не позднее последнего дня уходящего года, так как правила бухучета применяются со следующего за утверждением года. Поэтому датировать приказ об УП на 2019 год не стоит более поздней датой, чем 29.12.2018.
В маленьких компаниях УП может быть неизменна годами. Ее можно разработать один раз и применять из года в год, хоть до ликвидации. Утверждать новый документ ежегодно не требуется. Но изменения и дополнения в документ вносить нужно.
Когда пора изменить существующий порядок
УП стоит регулярно пересматривать. Она должна всегда соответствовать бухгалтерскому и налоговому законодательству и не противоречить потребностям компании. Но делать это произвольно нельзя.
Изменить и дополнить УП нужно в случаях:
- изменение норм законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговый учет;
- изменение федеральных и отраслевых стандартов учета;
- разработка организацией новых методов и способов учета, которые помогают улучшить качество информации;
- значительные изменения условий работы компании — новые виды деятельности, новая система налогообложения, новые собственники, реорганизация.
При изменении закона новая УП применяется с момента внесения поправок в законодательство, в других случаях — со следующего года.
При изменении УП нужно:
- подготовить текст с изменениями и объяснением их причин;
- установить дату, с которой они начнут действовать;
- провести проверку на соответствие законодательству и отдельным пунктам ранее утвержденной УП;
- утвердить изменения новым приказом руководства.
После внесения изменений УП не обязательно утверждать заново. Это можно сделать, если внесено много мелких дополнений, которые усложняют понимание документа или в случае значительного изменения первоначального вида документа.
Учетная политика — основной документ по учету в организации, который нужен не только для демонстрации налоговикам во время проверки.
Она помогает организации разработать единые стандарты учета и построить бухгалтерию так, чтобы экономить на налогах. В облачном сервисе Контур.
Бухгалтерия есть готовые варианты учетной политики для разных налоговых режимов — наши эксперты придумали все за вас. Первые 14 дней работы с сервисом все желающие получают бесплатно.Учетная политика — это индивидуальный документ, и нет единой рекомендованной УП, которая бы подошла всем. Порядок учета зависит от системы налогообложения, вида деятельности компании. Например, у торговых и производственных организаций в политике будут существенные отличия. В этой статье расскажем, какие моменты обязательно нужно отразить в учетной политике для производства.
Учетная политика задает алгоритм и правила решения задач в бухгалтерии и налогообложении. Она нужна бизнесу даже на УСН. В статье расскажем, как составить и утвердить учетную политику и какие положения отразить в ней для системы УСН «Доходы минус расходы».
Вести бухучет обязаны все юрлица даже на УСН. От ведения учета на упрощенке освобождены только предприниматели. Поэтому упрощенцам все же придется утверждать учетную политику. Как ее составить и зачем она нужна, разберем в статье.
Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/684-utverzhdenie-uchetnoy-politiki
Утверждение учетной политики
Кто и в какие сроки утверждает учетную политику оргаизации? Приведем образец Приказа об утверждении учетной политики.
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Такие требования содержатся в п.4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).
Важно!
Приказ об учетной политике организации утверждается ее руководителем.
В какие сроки утверждается приказ о введении в действие учетной политики?
По общему правилу, учетная политика утверждается приказом руководителя организации в течение 90 дней со дня создания организации, т.е. внесения сведений о ее создании в ЕГРЮЛ (ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008).
Важно!
Штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики законодательством не предусмотрено.
Учетную политику достаточно утвердить один раз. То есть нет необходимости утверждать новую учетную политику на каждый год или ежегодно издавать приказ руководителя о продлении действия «старой» учетной политики.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Принятая учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п.5 ст. 8 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако при необходимости учетную политику необходимо изменять и дополнять (п.10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).
Когда можно изменять и дополнять утвержденную учетную политику?
Учетную политику организации можно менять или дополнять в следующих случаях:
- изменяются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, федеральные или отраслевые стандарты;
- организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения учета, которые позволят повысить качество информации об объекте (переходит на новую автоматизированную систему учета);
- существенно меняются условия деятельности организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.).
Такой порядок содержится в п.6 ст.8 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ и п.10 ПБУ 1/2008.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Образец приказа об утверждении учетной политики
Приводим образец приказа об утверждении и введении в действие учетной политике для целей бухгалтерского учета:
ПРИКАЗ
«31» декабря 2017 г. №145
г. Москва
Об утверждении и введении в действие
Учетной политики для целей бухгалтерского
учета в редакции 1
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 4 ПБУ 1/20018 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н
ПРИКАЗЫВАЮ
Утвердить и ввести в действие с даты утверждения настоящего Приказа Учетную политику для целей бухгалтерского учета в редакции 1 согласно Приложению №1 к настоящему Приказу.
Распространить действие пунктов 3.1 и 3.2 в редакции 1 Учетной политики для целей бухгалтерского учета согласно Приложению №1 к настоящему Приказу с 01 января 2018 года.
Главному бухгалтеру ОАО «Лютик»:
Руководствоваться в работе утвержденной учетной политикой для целей бухгалтерского учета.
Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на финансового директора ОАО «Лютик».
Генеральный директор И. С. Ландышев
ВИДЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Источник: https://rosco.su/press/utverzhdenie-uchetnoy-politiki/
Учетная политика
Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.
Что такое учетная политика?
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя.
В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.
Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.
Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.
Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:
- являющиеся плательщиками НДС;
- работающие на УСН Доходы минус расходы;
- плательщики сельхозналога;
- при совмещении УСН и ЕНВД.
Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию.
Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами.
Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.
Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.
Структура учетной политики
Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.
Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:
- организационно-технический;
- методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
- методологический для целей налогообложения.
Важные пункты учетной политики приведены в таблице:
Организационно-технический раздел | |
Способ ведения учета | Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер. |
Форма учета | Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная. |
Рабочий план счетов | Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Формы первичных учетных документов | Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении. |
Право подписи первичных учетных документов | Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях. |
Формы бухгалтерских регистров | Перечень и форму регистров укажите в приложении. |
График документооборота | Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Инвентаризация | Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций. |
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета | |
Промежуточная бухгалтерская отчетность | Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности. |
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров | Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО). |
Доходы и расходы организации | Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства. |
Учет расчетов по налогу на прибыль | Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет. |
Создание фондов и резервов | Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд. |
Учет основных средств | Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации испособ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки. |
Методологический раздел для целей налогообложения | |
Источники данных для налогового учета | Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике). |
Метод амортизации ОС | Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве | Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО). |
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль | Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). |
Метод признания доходов и расходов | Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения). |
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам | Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально. |
Определение перечня прямых расходов | Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ) |
Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/uchetnaya-politika
Справочник Бухгалтера
Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).
Для чего нужна учетная политика
Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.
Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008.
Среди них, например: — полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения; — своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
— приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).
Сдача в инспекцию
В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.
Состав учетной политики
Учетная политика должна включать в себя: — рабочий план счетов; — формы первичных документов; — регистры бухучета; — формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять); — порядок проведения инвентаризации; — методы оценки активов и обязательств; — порядок документооборота, технологию обработки учетной информации; — порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.
Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.
Кто должен разрабатывать учетную политику
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.
Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.
Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?
Ответ: да, обязана.
Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст.
Нужно ли каждый год утверждать учетную политику и налоговую учетную политику?
2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета.
Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Когда и как часто утверждать учетную политику
Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008.
Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.
Выбор способов ведения учета
В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством.
Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно. Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций.
В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.
Перечень возможных вариантов ведения учета, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице.
Организации, которые относятся к категории микропредприятий или социально ориентированных некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008.Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?
Ответ: да, можно.
Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п.
7 ПБУ 1/2008).
Внесение изменений и дополнений
Учетную политику можно менять или дополнять только в трех случаях. Первый: меняются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты.
Второй случай: организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, которые позволят повысить качество информации об объекте бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных).
И третий случай: существенно меняются условия деятельности организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.). Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.
Информация об учетной политике в отчетности
Информацию об учетной политике нужно раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.
Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию: — причину изменения; — содержание обновленных или новых пунктов; — порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно); — суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – в той степени, в которой это практически возможно.
Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.
При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).
Обязательно ли утверждать учетную политику каждый год?
Да, если это закреплено в трудовом договоре, или в требованиях на должность/категорию, а также, если Вы реализуете соответствующую программу.
Однако стоит отметить, что аттестация проводится раз в 5 лет:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 49. Аттестация педагогических работников
2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Локальными актами Вашей организации должна быть определена периодичность обновления программ в иных случаях.А на федеральном уровне установлено требование по разработке программ дополнительного образования для получения лицензии на соответствующую образовательную деятельность:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. N 966
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы (копии документов) и сведения:
д) копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;
Если программа, по которой Вы работаете, разрешена временной лицензией, то тогда Вы через год можете обновить программу и получить новую лицензию?
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.
Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Сроки утверждения учетной политики
Для уже существующих организаций | Для вновь созданных организаций |
Не позднее 31 декабря текущего года | До первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица |
Применяется с 1 января следующего года. | Применяется со дня государственной регистрации юридического лица |
Учетная политика применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
— изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, которые предполагают более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
— существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
Изменение учетной политике должно быть обосновано, оформляться соответствующими документами и вводится с 1 января следующего года.
Бухгалтерская отчетность организации
Бухгалтерская отчетность – это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (п. 1 ст.
Правда и мифы об учетной политике-2017
Источник: https://1atc.ru/uchetnaja-politika-utverzhdaetsja/
Учетная политика: что должно быть обязательно
Практика учета
В различных нормативно-правовых актах установлены различные требования о том, какие вопросы должны быть отражены в учетной политике обязательно. Приведем все эти требования.
Основные принципы учетной политики
Основные принципы 1 учетной политики состоят в следующем:
1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;
2) если законодательством об учете предложено несколько возможных способов учета, учреждение обязано сделать выбор конкретного способа и утвердить его в своей учетной политике;
3) учетную политику изменять допустимо только по установленным 4 основаниям:
— когда изменились требования законодательства об учете;
— когда учреждение разработало новый, более эффективный способ ведения учета;
— когда в деятельности учреждения возникли новые факты хозяйственной жизни, новые объекты учета, которые ранее не были регламентированы учетной политикой.
Перечень обязательных разделов учетной политики
Перечень обязательных разделов учетной политики установлен законодательно 5:
а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов; утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы»;
д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе:
— порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
— правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления. (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;
е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.
СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам
1. Порядок 7 присвоения инвентарных номеров основным средствам.
2. Будет ли учреждение объединять 8 в единый инвентарный объект «комплекс основных средств» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной. Если будет, то какие объекты, на основании каких критериев и в каком порядке.
3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.
4. Будет ли учреждение увеличивать 10 стоимость основных средств на стоимость запасных частей, установленных при ремонте, с одновременным уменьшением стоимости основного средства на величину стоимости выбываемых запчастей. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.
5. Выбранный способ 11 (способы) начисления амортизации.
СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
1. Будет ли учреждение применять положения СГС «Долгосрочные договоры» 13 к договорам подряда, возмездного оказания услуг, продолжительность которых менее 12 месяцев, начало и завершение приходятся на разные годы.
2. Способ определения 14 процента исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.
3. Порядок передачи в бухгалтерию информации 15 о проценте исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда – следует утвердить в порядке документооборота. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.
4. Порядок аналитического учета на забалансовом счете 16 исполнения долгосрочных договоров строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.5. Порядок 17 начисления доходов текущего периода за счет доходов будущих периодов по иным долгосрочным договорам, исполнение которых происходит неравномерно.
СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
1. Выбор единиц бухгалтерского учета запасов 19 – для всех видов материальных запасов учреждения.
2. Порядок группировки 20 материальных запасов и незавершенного производства для целей аналитического учета.
3. Порядок формирования себестоимости готовой продукции 21. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.
4. Порядок учета наценки на товары 22. Актуально для учреждений, которые продают товары.
5. Порядок расчета стоимости незавершенного производства 23 на конец месяца. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.
СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
1. Порядок передачи в бухгалтерское подразделение информации о связанных сторонах и операциях с ними – необходимо утвердить в порядке документооборота 25.
2. Порядок аналитического учета информации о связанных сторонах 26 и операциях с ними.
СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
1. Выбор единиц бухгалтерского учета 28 по каждому виду резервов, подлежащих учету согласно порядку, установленному СГС «Резервы».
2. Порядок 29 учета резервов по гарантийному ремонту. Актуально для учреждений, которые продают готовую продукцию, товары, оказывают услуги, выполняют работы, на качество которых учреждение дает гарантию.
Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
1. Порядок 31 передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
2. Периодичность 32 формирования регистров учета на бумажном носителе (если нет возможности хранить учетные регистры в виде электронного документа с квалифицированной ЭЦП).
3. Порядок 33 объединения элементов обустройства автодороги в один инвентарный объект с самой автодорогой. Актуально для учреждений, уполномоченных на ведение учета автомобильных дорог в собственности публично-правового образования.
4. Будет ли учреждение вести 34 инвентарный или иной аналитический учет имущества казны или не будет. Актуально для учреждений, уполномоченных вести бюджетный учет имущества казны.5. Порядок 35 аналитического учета расчетов по оплате труда и стипендиям в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.
6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.
7. Порядок 37 формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.
8. Перечень документов 38, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств – для всех видов обязательств учреждения.
9. Перечень бланков 39, относимых к бланкам строгой отчетности.
10. Перечень материальных ценностей 40 , учитываемых на забалансовом счете 09.
11. Порядок учета невыясненных поступлений прошлых лет 41 на забалансовом счете 19.
12. Порядок аналитического учета 42 материальных ценностей на забалансовом счете 21.
13. Порядок аналитического учета 43 материальных ценностей на забалансовом счете 22.
1ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
п. 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н; далее – СГС «Учетная политика»)2п. 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ
3п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ
4п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ
5п. 9 СГС «Учетная политика»
6федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н; далее – СГС «Основные средства»)
7п. 9 СГС «Основные средства»
8п. 10 СГС «Основные средства»
9п. 10 СГС «Основные средства»
10п. 27 СГС «Основные средства»
11п. 36 СГС «Основные средства»
12федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н; далее – СГС «Долгосрочные договоры»), вступает в действие с 1 января 2020 г.
13п. 5 СГС «Долгосрочные договоры»
14пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»
15пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»
16п. 9 СГС «Долгосрочные договоры»
17п. 11 СГС «Долгосрочные договоры»
18федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н; далее – СГС «Заказы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.
24федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н; далее – СГС «Информация о связанных сторонах»), вступает в действие с 1 января 2020 г.
25п. 8 СГС «Информация о связанных сторонах»
26п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»
27федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н; далее – СГС «Резервы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.
30Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция № 157н)
31п. 14 Инструкции № 157н
32п. 19 Инструкции № 157н
33п. 45 Инструкции № 157н
34п. 143 Инструкции № 157н
35п. 257 Инструкции № 157н
36п. 257 Инструкции № 157н
37п. 302.1 Инструкции № 157н
38п. 318 Инструкции № 157н
39п. 337 Инструкции № 157н
40п. 349 Инструкции № 157н
41п. 370 Инструкции № 157н
42п. 374 Инструкции № 157н
43п. 376 Инструкции № 157н
Источник: https://bino.ru/blog/praktika-ucheta/uchetnaya-politika-chto-dolzhno-byt-obyazatelno.html