Международно правовая защита национальных меньшинств

Международные инструменты защиты прав национальных меньшинств (стр. 1 из 4)

Международно правовая защита национальных меньшинств

Реферат по этнополитической конфликтологии

Студента специальности политология,

3-го курса, дневного отделения,

Хмельницкого Д.В.

Международные инструменты защиты прав меньшинств.

Во многих государствах наряду с государственнообразующими нациями проживают национальные меньшинства, т.е. представители других этносов, не имеющие своих национально-государственных или национально-территориальных образований.

Национальные меньшинства этих государств также как и в России, исторически являются неотъемлемой частью общества и обогащают его своим трудом, самобытностью и культурой.

Поэтому обеспечение прав национальных меньшинств является одной из основ гражданского согласия в обществе.

Во многих странах имеются соответствующие законодательные акты, направленные на национально-культурное и социально-экономическое развитие национальных меньшинств. С принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, эта проблема поднята на международный уровень.

В ней изложены права указанных меньшинств на национальную самобытность, защиту со стороны государства проживания, пользование своей культурой, языком, верой, создание своих объединений, свободные контакты через границы с гражданами той же национальности, проживающими в других государствах, активное участие в решении любых касающихся их вопросов.

В Декларации зафиксированы обязанности государств в области охраны национальной самобытности меньшинств, создания благоприятных условия для выражения и развития ими своей культуры, языка, религии, содействия их полноценному участию в развитии государства проживания, обмена опытом в этой сфере с другими государствами, учета законных интересов меньшинств во внутренней и внешней политике сотрудничества с другими государствами в реализации прав национальных меньшинств.

Декларация послужила отправной точкой для разработки законодательных актов по защите прав национальных меньшинств в Европе. Начиная с середины 80-х годов, в течение ряда лет в рамках Совета Европы шла разработка многостороннего договора, завершившегося принятием договорного акта Совета Европы — Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Конвенция провозгласила защиту прав и свобод национальных меньшинств неотъемлемой частью международной защиты прав человека и сферы международного сотрудничества. К настоящему времени конвенцию подписали 36 стран, в том числе Российская Федерация.

Страны СНГ приняли свою Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Принятие международных актов о защите национальных меньшинств свидетельствует, что проблема защиты указанных этносов перестала быть только внутренним делом того или иного государства, а вышла на международный уровень.

Обзор

Система международной защиты этнических и национальных меньшинств включает в себя два аспекта: недопущение дискриминации и отдельно защищаемые права меньшинств.

Принцип недопущения дискриминации закреплен во множестве международных договоров по правам человека. Он также является безоговорочной нормой международного обычного права, что означает, что соблюдение этого принципа является обязательным для государств вне зависимости от того, какие именно договоры они ратифицировали.

Принцип недопущения какой бы то ни было дискриминации заключается в запрещении всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения на основе пола, расы, цвета кожи, языка, этнической принадлежности, вероисповедания или по любому другому признаку, которые сводят на нет или ущемляют признание, использование или осуществление всеми лицами на равных началах прав человека и основных свобод. Государства принимают на себя обязательство предотвращать любую дискриминацию, как в своем законодательстве, так и на практике, будь то со стороны государственных органов или частных лиц. Аналогично, перед ними стоит обязательство предотвращать как прямую дискриминацию – то есть, такое обращение, которое преследует дискриминационные цели, – так и любую косвенную дискриминацию – то есть, внешне нейтральное отношение к людям, но имеющее такие дискриминационные последствия, у которых нет никакого законного обоснования. Что касается представителей этнических и национальных меньшинств, то требование недопущения дискриминации особенно важно с точки зрения таких прав, как свобода самовыражения и доступа к средствам массовой информации, свобода собраний и ассоциаций, право на участие в государственной деятельности, право на образование, а также весь комплекс экономических, социальных и культурных прав.

За последние десятилетия в качестве дополнения к принципу недопущения дискриминации на международном уровне были постепенно разработаны отдельные права для национальных меньшинств.

Права меньшинств отличаются от прав человека в традиционном их понимании тем, что сосредоточены либо на правах отдельных групп, либо на правах отдельных лиц, которые являются представителями таких групп.

Хотя международное право не дает никакого юридически обязывающего определения понятия «меньшинство», меньшинства, которые подлежат особой защите, обычно понимаются как группы, разделяющие общую самобытность и неповторимость и отличающиеся своим этническим, языковым или религиозным своеобразием, которое выделяет их на фоне большинства населения той территории, на которой проживают такие группы.[1] Задача охраны прав меньшинств состоит в предоставлении лицам, входящим в состав таких меньшинств, возможности принимать участие в жизни общества на равных основаниях с представителями большинства населения, сохраняя в то же время свою самобытность, особенности и традиции своей жизни. Положения о правах меньшинств также признают необходимость принятия действенных мер, направленных на устранение того ущербного положения, от которого страдают представители меньшинств, и обеспечение действительного равенства в обществе. Как очевидно из международных документов, меры, предпринимаемые для развития прав меньшинств, ни в коей мере не должны рассматриваться и восприниматься как элементы дискриминации по отношению к другим группам.

В течение последних десятилетий был наработан отдельный пакет международных стандартов, касающихся прав коренного населения.

Как и в случае с меньшинствами, не существует универсального определения понятия «коренное население», и нет всеобщих стандартов по определению того, какие группы принадлежат к этой категории.

Тем не менее, коренное население может быть охарактеризовано как находящиеся в ущемленном положении потомки тех людей, которые населяли конкретные территории до колонизации, завоевания или оккупации и которые обладают определенными характеристиками, выделяющими их в культурном плане на фоне другого населения того региона, в котором они проживают. Самоидентификация такого населения как коренного является важным критерием признания в качестве коренных жителей, как отдельных народов, так и их отдельных представителей.[2]

Далее приводится обзор международных стандартов, имеющих отношение к защите прав национальных меньшинств и коренных народов. Основной упор делается на те международные договора, которые ратифицированы Россией, тем не менее, обсуждаются также существенные юридически необязательные стандарты, которых Россия самостоятельно обязалась придерживаться.

Принцип недопущения дискриминации

Стандарты Организации Объединенных Наций (ООН)

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ) «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона» (статья 7).

[3] Вторые статьи Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП)[4] и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) обязывают государства-участников реализовывать права, провозглашенные в этих документах, «без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Документ МПГПП также содержит так называемую самостоятельную гарантию недопущения дискриминации, применение которой не ограничивается теми правами, которые охватываются Пактом. В этой связи статья 26 МПГПП предусматривает, что «всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».[5] Комитет ООН по правам человека, который ведет мониторинг соблюдения МПГПП, указал, что данная статья запрещает всякую дискриминацию как «по закону», так и «фактически» и, в последнем случае, любую дискриминацию, «которая может проявляться как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности или со стороны частных физических или юридических лиц».[6]

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД)[7] запрещает расовую дискриминацию, которая определяется как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» (статья 1). Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД), который отслеживает соблюдение МКЛРД, подчеркнул, что Конвенция запрещает такое различное обращение с людьми, которое имеет своей целью или следствием нарушение их конкретных прав и свобод.[8]

Источник: https://mirznanii.com/a/182318/mezhdunarodnye-instrumenty-zashchity-prav-natsionalnykh-menshinstv

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Международно правовая защита национальных меньшинств

Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года

Генеральная Ассамблея,

вновь подтверждая, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций, как провозглашено в Уставе, является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии,

вновь подтверждая веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин и равенство больших и малых наций,

стремясь способствовать реализации принципов, содержащихся в Уставе, Всеобщей декларации прав человека1, Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него2, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации3, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах4, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений5 и в Конвенции о правах ребенка6, а также в других соответствующих международных документах, которые были приняты на всемирном или региональном уровне, и международных документах, заключенных между отдельными государствами — членами Организации Объединенных Наций,

руководствуясь положениями статьи 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, касающимися прав лиц, принадлежащих к этническим, религиозным или языковым меньшинствам,

считая, что поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают,

подчеркивая, что постоянное поощрение и осуществление прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, в качестве неотъемлемой части развития общества в целом и в демократических рамках на основе верховенства закона способствовало бы укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами,

считая, что Организация Объединенных Наций призвана играть важную роль в защите меньшинств,

принимая во внимание работу, проделанную к настоящему времени в рамках системы Организации Объединенных Наций, в частности Комиссией по правам человека, Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и органами, созданными во исполнение Международных пактов о правах человека4 и других соответствующих международных документов в области прав человека, по поощрению и защите прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

учитывая значительную работу, проделанную межправительственными и неправительственными организациями по защите меньшинств, а также по поощрению и защите прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

признавая необходимость обеспечения еще более эффективного претворения в жизнь международных документов по правам человека применительно к правам лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

провозглашает настоящую Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам:

Статья 1

1.

Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности.

2. Государства принимают надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей.

Статья 2

1.

Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (в дальнейшем именуемые лицами, принадлежащими к меньшинствам), имеют право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме.

2. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни.

3. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в принятии на национальном и, где это необходимо, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству.

4. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование.

5. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты с другими членами своей группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, а также контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.

Статья З

1.

Лица, принадлежащие к меньшинствам, могут осуществлять свои права, в том числе права, изложенные в настоящей Декларации, как индивидуально, так и совместно с другими членами своей группы без какой бы то ни было дискриминации.

2. Использование или неиспользование прав, изложенных в настоящей Декларации, не приводит к каким бы то ни было отрицательным последствиям для положения любого лица, принадлежащего к меньшинству.

Статья 4

1.

Государства принимают при необходимости меры для обеспечения того, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере и эффективно осуществлять все свои права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом.

2. Государства принимают меры для создания благоприятных условий, позволяющих лицам, принадлежащим к меньшинствам, выражать свои особенности и развивать свои культуру, язык, религию, традиции и обычаи, за исключением тех случаев, когда конкретная деятельность осуществляется в нарушение национального законодательства и противоречит международным нормам.

3. Государства принимают соответствующие меры к тому, чтобы там, где это осуществимо, лица, принадлежащие к меньшинствам, имели надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке.

4. Государства при необходимости принимают меры в области образования с целью стимулирования изучения истории, традиций, языка и культуры меньшинств, проживающих на их территории. Лица, принадлежащие к меньшинствам, должны иметь надлежащие возможности для получения знаний, необходимых для жизни в обществе в целом.

5. Государства рассматривают вопрос о принятии надлежащих мер к тому, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере участвовать в обеспечении экономического прогресса и развития своей страны.

Статья 5

1.

Национальная политика и программы планируются и осуществляются при должном учете законных интересов лиц, принадлежащих к меньшинствам.

2. Программы сотрудничества и помощи между государствами планируются и осуществляются при должном учете законных интересов лиц, принадлежащих к меньшинствам.

Статья 6

Государствам следует сотрудничать в вопросах, касающихся лиц, принадлежащих к меньшинствам, в том числе в обмене информацией и опытом, с целью развития взаимопонимания и доверия.

Статья 7

Государствам следует сотрудничать с целью поощрения уважения прав, изложенных в настоящей Декларации.

Статья 8

1.

Ничто в настоящей Декларации не препятствует выполнению государствами их международных обязательств в отношении лиц, принадлежащих к меньшинствам. В частности, государствам следует добросовестно выполнять обязанности и обязательства, которые они приняли на себя в соответствии с международными договорами и соглашениями, участниками которых они являются.

2. Осуществление прав, изложенных в настоящей Декларации, не наносит ущерба осуществлению всеми лицами общепризнанных прав человека и основных свобод.

3. Меры, принимаемые государствами с целью обеспечения эффективного осуществления прав, изложенных в настоящей Декларации, не считаются prima facie противоречащими принципу равенства, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека.

4. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как допускающее какую бы то ни было деятельность, противоречащую целям и принципам Организации Объединенных Наций, включая принципы уважения суверенного равенства, территориальной целостности и политической независимости государств.

Статья 9

Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций и другие организации содействуют полному осуществлению прав и принципов, изложенных в настоящей Декларации, в рамках их соответствующих сфер компетенции.

1 Резолюция 217 А (III).

2 Резолюция 260 А (III), приложение.

3 Резолюция 2106 А (XX), приложение.

4 См. резолюцию 2200 А (XXI), приложение.

5 Резолюция 36/55.

6 Резолюция 44/25, приложение.

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.